Годы жизни (младший дошкольный возраст)
Выше были отмечены новообразования у ребенка к трем годам жизни. Ребенок третьего года жизни активен, и если родители или воспитатель, беспокоясь за малыша, сдерживают его движения, то это часто вызывает недовольство ребенка, капризы. Физическое развитие и совершенствование малыша во многом связано с игрой.
Своеобразным этапом в развитии ребенка можно считать так называемый кризис трех лет. В чем он заключается?
Примерно к трем годам происходит осознание ребенком себя. Это связано с тем, что он приобретает все большую самостоятельность и начинает осознавать, что может сделать сам. Он хочет быть как взрослый, и если взрослые не учитывают этого стремления малыша к самостоятельности, не проявляют спокойствия и такта, малыш чувствует «ущемление» взрослыми его самостоятельности, проявляет негативизм, упрямство. Эти качества доставляют родителям много неприятных минут, но ничего сверхъестественного в этом нет. Это своего рода нормальная защитная реакция малыша на стремление взрослых ограничить самостоятельность ребенка. Чем внимательнее и разумнее будут вести себя с малышом взрослые, тем менее острым и продолжительным будет этот кризис.
Детей четвертого года жизни воспитывают и обучают на занятиях и в повседневной жизни. Здесь решаются такие важные задачи, как приобщение детей к жизни в детском саду в рамках его режима, выработка аккуратности в одежде, еде, формирование правильного поведения в среде сверстников, воспитание самостоятельности, вежливости и уважения к старшим, любовь к семье, родителям, братьям и сестрам, воспитание бережливости, приобщение к помощи взрослым.
Актуальной задачей воспитания детей этого возраста является формирование у дошкольников волевых процессов: умения приложить усилие для достижения определенной цели, терпения, стремления преодолеть трудности. Все это удается воспитать у малыша далеко не сразу; эффективными средствами и методами здесь будут интересные игры и занятия, доброжелательная, спокойная атмосфера в группе, внимательное отношение взрослых к ребенку, стремление помочь ему, если что-то не получается. Однако эта помощь не должна выражаться в том, чтобы сделать за малыша то, что он может выполнить сам, конечно, важно поощрять ребенка, когда он что-то преодолевает, чего-то достигает.
Важной формой воспитания детей, в которую многие малыши включаются впервые, являются самые разнообразные занятия по знакомству с окружающим, и прежде всего с предметами и помещениями детского сада. На занятиях у детей развивается восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое), умение группировать предметы по форме, величине, цвету. Занятия обязательно связаны по своему содержанию с дидактическими играми.
Дети четвертого года жизни приобщаются к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), к конструированию. Изобразительная деятельность – это первая орудийная и продуктивная деятельность, которой начинают овладевать дети и которая имеет огромное значение для дальнейшего психического развития ребенка.
Важной задачей этого периода, которая решается и на занятиях, и в повседневной жизни, является дальнейшее развитие речи детей: обогащается словарный запас, расширяется активный словарь, формируется связная речь. Детей знакомят с произведениями детской литературы, фольклором.
Возрастающая речевая активность дает возможность взрослым удовлетворять любознательность ребенка, отвечать на его многочисленные вопросы, направляющие процесс познания ребенка на разные стороны предметов и явлений окружающего мира, на обогащение словаря.
Дети учатся сравнивать предметы, давать их словесное описание – все это способствует развитию связной речи детей.
Огромное значение в этом возрасте имеет работа по звукопроизношению. Многие дети 3 – 4 лет либо неправильно произносят некоторые звуки, либо какие-то звуки вовсе не произносят. Поэтому занятия по отработке правильного произношения проводятся как со всей группой, так и по подгруппам и индивидуально. Эти занятия должны быть интересны детям, поэтому готовить их следует в игровой форме, широко используя поэтические строки, которые легко запоминаются и ритм которых нравится детям. На всех занятиях в этой возрастной группе детей учат заниматься, слушать воспитателя, выполнять задания. Последнее получается у детей далеко не сразу и во многом зависит от взрослых, от их умения заинтересовать малышей, добиться от них нужного результата.
Здесь очень важно знать возрастные и индивидуальные особенности детей и действовать сообразно с ними. Для детей 3 – 4 лет ведущим видом деятельности становится игра, хотя игра присуща и детям 5 – 6 лет, но для них она имеет другую направленность.
В играх дети 3-4 года жизни отражают свои жизненные впечатления. Сначала это впечатления, которые дети получают от ближайшего окружения: действия близких, домашние дела, занятия с ребенком, их взаимоотношения. Постепенно круг впечатлений расширяется: ребенок начинает посещать детский сад, ходит с родителями в гости, в магазин, в зоопарк. Детям читают сказки, стихи, рассказы, они смотрят мультфильмы. Все это способствует обогащению детских сюжетно-ролевых игр. Содержание этих игр становится богаче, выходит за пределы бытового содержания.
Если ребенок играет со своими товарищами, важно обращать внимание на их взаимоотношения. Малыш должен научиться правильно строить свои отношения с другими детьми, поэтому надо поощрять стремление детей играть вместе, не изолировать детей, а учить их взаимодействию с партнером в игре, умению договариваться с играющими. Здесь важная роль отводится воспитателю детей.
Таким образом, с приходом ребенка в детский сад изменяется его социальная ситуация развития, он встречается с новым окружением детей и взрослых, познает новое в окружающем его мире.
Кроме того, важное место в жизни ребенка играет самодеятельная сюжетно-ролевая игра. Другой вид деятельности детей этого возраста – изобразительная. У детей возникает интерес к учебным занятиям, но эта деятельность еще не выделяется как самостоятельная.
Старший дошкольный возраст
K этому возрасту относятся дети от 5 до 6 лет. Следует особое внимание обратить на детей пятого года жизни. Часто этих воспитанников называют средним дошкольным возрастом. Для ребят этого возраста характерна подвижность, любознательность, проявление самостоятельности и формируются элементы творчества. Именно с пятилетнего возраста развиваются сюжетно-ролевые игры, такие, как режиссерские, творческие. Особую роль для этих ребят играют игры с правилами.
В возрасте 5 лет у детей возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Воспитатель создает условия для содержательного и эмоционально насыщенного общения детей со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка 5 лет особенно значима в игровой деятельности. Она служит для контакта со сверстниками и организации самой деятельности.
Дети пятого года жизни продолжают усваивать нравственные нормы и правила поведения. При этом внимание воспитателя к их поведению, его положительная оценка и поощрение имеют для ребенка большое значение. Приобретенный опыт общения со взрослыми и сверстниками, развитие движений, овладение предметными и орудийными действиями способствуют большой самостоятельности детей. В этом возрасте дети учатся поддерживать порядок в личных и общественных вещах, беречь их.
В среднем дошкольном возрасте задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания решаются и на занятиях, и в повседневной жизни.
Ha занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся»прежде всего c тем, что их непосредственно окружает, так как это необходимо для их жизни и деятельности. Воспитатель может давать детям несложные поручения, учит их обращаться к другим воспитателям и педагогам детского сада.
Однако окружение ребенка не ограничивается помещением детского сада и находящимися в нем людьми. Поэтому дети должны ориентироваться в ближайшем детскому саду окружении. С этой целью полезно совершать прогулки по соседним улицам, показывая детям объекты, могущие служить ориентиром: детский сад, магазин, жилой дом, школа, почта и др. Такие занятия способствуют развитию у детей наблюдательности, любознательности, познавательной активности. При этом обогащаются их представления об окружающем мире.
На занятиях с пятилетними детьми продолжается работа по развитию восприятия, мыслительных процессов – сравнения, выделения общих признаков и различий предметов, обобщения.
У детей развивается умение заниматься, они начинают осознавать, что воспитатель их учит, и точное выполнение его указаний позволит достигнуть необходимых результатов. Этому способствует начинающее формироваться произвольное внимание.
В ознакомлении детей с предметами и их качествами широко используются дидактические игры и игровые приемы в системе режимных занятий.
Усложняются задачи обучения рисованию, лепке, аппликации и конструированию.
Расширяются и возможности ознакомления детей с природой. Дети не только узнают объекты природы и ее явления, они могут обобщить их по усвоенным ими признакам: растения (например – деревья, цветы, овощи, фрукты), животные (кошка, собака, заяц, лиса и др.) Способствуют этому не только наблюдения, но и разнообразные дидактические игры, чтение книг, а также изобразительная деятельность, в которой дети отражают (как и в игре) впечатления об окружающем, в том числе и о природе.
Детей шестого и седьмого годов жизни объединяют в старший дошкольный возраст. Дошкольники этого возраста стали более самостоятельны, расширился их жизненный опыт, благодаря оздоровительным мероприятиям они стали крепче, движения их более развиты и разнообразны.
Подвижные игры в этой возрастной группе детей, как и в предыдущих, являются важным средством физического развития ребенка.
Однако содержание игр усложняется) и по видам движений, и по сюжетному содержанию (вводятся игры с большим количеством ролей).
Творчество детей в подвижных играх развивается и в этом возрасте. Для этого выбираются специальные игры, в которых дети должны придумать позу, в которой останавливается движение (типа «Море волнуется», «Сделай как я»), придумать развитие сюжета и т. д.
В утренние часы и на вечерней прогулке воспитатель должен стимулировать самостоятельные подвижные игры детей с предметами – мячами, кеглями, обручами, скакалками и др. В процессе подвижных игр решаются многие воспитательные задачи: нравственные, умственного развития, художественно-эстетические, гигиенические, физического развития.
У детей шестого года жизни продолжают формироваться навыки вежливого поведения: их учат вежливо, приветливо здороваться и прощаться, обращаться с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значение имеет пример взрослых, поэтому важно единство позиции педагогов детского сада и родителей.
У детей этого возраста необходимо воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к нему и связанное с этим бережное отношение ко всему, что создано руками человека. Детей, прежде всего, знакомят с трудом близких людей: сотрудников детского сада, родителей и других членов семьи. Позднее дети знакомятся с людьми, производящими продукты питания, изготавливающими мебель, одежду. Для этого используются непосредственное наблюдение, чтение литературы, беседы.
Систематично обогащаются знания и представления детей о природе, о разнообразии ее явлений, дети подводятся к пониманию причинно-следственных связей. Дети старшей группы активно включаются в трудовые процессы по уходу за растениями и животными, в труд на огороде, в цветнике.
Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности по обучению детей грамоте. Дети учатся правильному, литературному произношению слов, правильному ударению. Вся работа по ознакомлению с окружающим, чтению и рассказыванию, изобразительной деятельности, музыке способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи.
Разучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самостоятельному сочинению сказок, рассказов, к творчеству.
Движения детей седьмого года жизни характеризуются осознанностью, координированностью, точностью, уверенностью, более высоким уровнем трудности. Поэтому руководство физкультурными занятиями должно быть направлено на дальнейшее развитие у детей умения понимать, принимать и выполнять учебную задачу, стремления добиваться хорошего качества движений. В этом возрасте детей интересует, как они выполняют то, или иное движение. Поэтому следует вводить повторение движений, чтобы дети могли корректировать их, добиваться большей точности, легкости.
Целесообразно включать в занятия соревновательные элементы, в процессе которых не только отрабатываются качества движений: смелость, выносливость, чувство товарищества, доброжелательность и др.
На специальных занятиях дети усваивают общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Ознакомление с окружающим позволяет дать им знания и представления о природе, о деятельности человека по ее охране, о жизни людей, их труде, обычаях, традициях, взаимоотношениях. Занятия по развитию речи обогащают словарь детей, развивают связную речь, формируют речевое творчество. Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию способствуют овладению художественно-творческими видами деятельности, в процессе которых у детей развиваются эстетические представления, формируются специальные навыки и умения, развивается эстетический вкус, художественные способности. Занятия по формированию элементарных математических представлений способствуют развитию мышления детей.
На всех этих занятиях осуществляется подготовка детей к школе. Сюда входит психологическая подготовка (формирование психологических качеств, необходимых ребенку для последующего обучения в школе: развитие памяти, внимания, сосредоточенности, умения спокойно переключаться с игры на систематические занятия и др.), предметная подготовка по математике, чтению, письму, рисованию, ручному труду и т. д.), формирование компонентов учебной деятельности
умения понимать и принимать учебную задачу, освоение способов учебной деятельности, овладение действиями контроля и оценки).
Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, у них развиваются психические процессы, формируются навыки и умения, необходимые для обучения в школе.
К седьмому году жизни дети уже осмысленно управляют своим поведением и способами общения, замечают настроение родителей и близких взрослых людей, умеют сдерживать себя, активно включаются в деятельность. Главные новообразования у детей этого возраста – проявление самостоятельности, познавательная активность, уважение к самому себе, интерес к учебной деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику новорожденного.
2. Опишите деятельность родителей по уходу за новорожденными.
3. Каковы «приобретения» младенца в первый год жизни?
4. Охарактеризуйте деятельность родителей и воспитателей по уходу за ребенком первого года жизни и его воспитанию.
5. Каковы итоги развития ребенка второго года жизни?
6. Опишите педагогическую деятельность по воспитанию ребенка второго года жизни. Охарактеризуйте кризис трех лет и поведение родителей, направленное на его преодоление.
8. Опишите общее и различное в воспитании детей от трех до семи лет.
9. Каковы направления подготовки детей к школе?
РАЗДЕЛ III
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Воспитатель! Какая возвышенная душа
нужна тут. Поистине, чтобы создать
человека, нужно самому быть отцом,
или больше, чем человеком
Ж.-Ж. Руссо
Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд
В.А. Сухомлинский
Глава 8. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАМ РЕБЕНКА И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходимости уважительного отношения к маленькому человеку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи с этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспитания и образования. Передовые мыслители на первое место- всегда выдвигали и выдвигают права человека, его свободу и в связи с этим высшей ценностью объявляется человек с его взглядами, индивидуальными особенностями.
Вопрос о социальной защите человека, особенно ребенка является одним из самых животрепещущих и требует к себе особого внимания. Дети дошкольного возраста многих стран мира в своей жизни уже столкнулись с такими понятиями как сиротство, безработица, нищенство, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, воровство и т. п. Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрослых. Этот возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Дети во многих странах мира все чаще оказываются лишенными родительской любви и ласки. Здесь следует отметить, что взрослые для ребенка являются источником не только радости и познания мира, но и создают уверенность в защищенности, устраняют большинство неприятных для детей обстоятельств и событий.
На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. международное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека».
В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декларации прав человека принимает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Уже во Всеобщей декларации прав человека отмечалось, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации объединенных наций – Конвенцию о правах ребенка.
Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые ее подписали и ратифицировали. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, все последующие законодательные акты должны быть согласованы со статьями данного международного документа.
В преамбуле (вводная часть к законодательному акту) Конвенции подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Кроме того, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей и 54 статей.
Первая часть Конвенции включает в себя 41 статью. Уже в первой статье этого раздела указывается, что ребенком является каждое человеческое существо от рождения и до достижения 18-летнего возраста.
Все статьи первого раздела Конвенции направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.
В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уделяется проблеме прав ребенка и родителей. В документе записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка, указывается право ребенка на воссоединение с семьей
Впервые в этом международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивается право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массовой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.
Следует обратить внимание на статью 19, в которой указывается, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.
В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.
Важное место в статье 27 отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и
социальное развитие. При этом указывается, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Следует обратить внимание на статью 28 Конвенции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.
В статье 29 говорится о целях образования. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополнение к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.
Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на защиту детей от любой экономической, сексуальной эксплуатации; от незаконного приобщения к употреблению наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.
В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечивают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не достигнув 18 лет. В статье 38 говорится о том, что государства должны принимать все возможные меры, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали участия в военных действиях.
Следует обратить внимание на статью 41 Конвенции. Она имеет важное значение для работников системы образования, особенно образовательных учреждений разного типа и вида. В этой статье изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного законодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;
безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; полное уважение к личности ребенка, его личной жизни на всех этапах разбирательства; в случае необходимости предоставление бесплатной помощи переводчика.
Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основных положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Кроме того предлагаются пути контроля за выполнением всех положений Конвенции государствами, которые подписали и ратифицировали этот документ.
Учреждается Международный комитет по правам ребенка. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенцией в области, охватываемой Конвенцией.
В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные изменения в статьи Конвенции, подчеркивается, что поправки вступают в силу по утверждению документа Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народами мира. В основу Конвенции о правах ребенка положены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка полноценной, полноправной личностью.
Впервые такой документ международного значения провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного интеллектуального, нравственного, психического и физического развития.
Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обучения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основываясь на содержании Конвенции, создавать нравственно-правовое и образовательное пространство для полноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.
Основные идеи Конвенции о правах ребенка находят свое отражение во всех законодательных актах Российской Федерации, направленных на выживание, защиту, обучение и развитие детей. Исключительное место в этих законодательных актах отводится праву ребенка на образование. Оно закреплено в Конституции РФ. Закон РФ «Об образовании» в основных своих положениях также соответствует Конвенции о правах ребенка.
Закон РФ «Об образовании» установил, что область образования является приоритетной и основывается на ряде значимых принципов:
• гуманистический характер образования;
• общедоступность образования;
•светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, т. е. отказ государства от монополии на решение всех принципиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования. Особенного внимания в связи с положениями,
закрепленными в Конвенции, требует государственная политика в области образования: должны четко соблюдаться права ребенка на выбор образовательного учреждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.
Государственная политика в области образования обязательно связана с целым рядом положений Конвенции о правах ребенка и отражена в целом ряде правовых документов.
К таким документам можно отнести:
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании»; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Задания для самостоятельной работы
1. Что означает слово «конвенция»?
2. Чем руководствовалось международное сообщество, когда разрабатывало Конвенцию о правах ребенка?
3. В каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка?
4. Раскройте структуру Конвенции.
5. Какие права ребенка декларируются в первом разделе Конвенции?
6. Какие положения Конвенции обращены к родителям детей или лицам, их заменяющих?
7. Какие статьи первого раздела Конвенции вы используете в работе с семьей?
8. Находят ли положения Конвенции свое отражение в законодательных актах РФ, касающихся всех вопросов жизни и деятельности детей?
Глава 9. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дошкольное детство – уникальный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении должны представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Чаще всего воспитание определяется как целенаправленное формирование личности. Воспитание – целенаправленный процесс разностороннего, полноценного развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.
Всякая деятельность предполагает конечный результат. Можно ли говорить о конечном результате воспитания применительно к детям дошкольного возраста? Конечно, нет, так как личность формируется на протяжении всей жизни.
Поэтому мы будем говорить о целях и задачах воспитания применительно к определенному возрасту детей.
В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности. Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов-гуманистов. Так, английский социалист-утопист Томас Мор выдвинул идею раннего воспитания для всех детей.
Он впервые раскрыл значение трудового воспитания во всестороннем развитии личности и высказал мысль о том, что труд должен быть обязанностью всех.
Вслед за Томасом Мором идею всестороннего развития личности развили Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон, Т. Кампанелла. Они обосновали идею формирования всесторонне развитой личности на основе соединения обучения с трудом.
С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступили отечественные революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека – высокоидейный, истинный патриот Родины и всесторонне гармонически развитый человек.
Однако, несмотря на большой интерес к вопросам всестороннего развития личности на разных этапах становления общества, эта идея осталась лишь гуманным призывом, мечтой о подготовке совершенной личности.
Во многих международных документах, законодательных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания – формирование всесторонне гармонически развитой личности. Это цель благородная, прекрасная. Она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство. Но для реализации такой цели воспитания необходимы определенные объективные условия – правовые, социальные, экономические. Именно поэтому в реальной действительности очень сложно реализовать идеальную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Возникает вопрос: может быть, следует отказаться от этой идеальной цели воспитания? Нет, и еще раз нет. Все, кто связан с системой образования, с организацией жизни и деятельности детей, должны стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребенка, для его полноценного, содержательного обучения и воспитания.
Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 Конвенции записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме.
Исходя из идеальной цели воспитания, а также конкретной цели, функционирующей в системе образования на современном этапе развития отечества, важно определить и задачи воспитания.
К задачам воспитания детей дошкольного возраста относится физическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное развитие.
Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В дошкольных образовательных учреждениях разного типа на первое место, конечно, выдвигаются задачи воспитания, а образовательный процесс в рамках ДОУ направлен на развитие психических процессов дошкольника, формирования его готовности к обучению в школе. В реальных условиях практической работы с детьми образовательный и воспитательный процессы функционируют в единстве.
Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в дошкольном учреждении.
Ведущее место в дошкольном образовательном учреждении отводится решению задач физического воспитания детей. Сюда входит решение задач по охране и укреплению здоровья, совершенствования растущего и развивающегося организма. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование двигательных навыков, умений и физических качеств, развитие интереса к доступным видам деятельности.
Решая задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо совершенствовать функциональные возможности детского организма на каждом возрастном этапе развития ребенка. В связи с этим важно стимулировать и обогащать двигательный опыт детей, формировать правильную осанку, развивать ловкость, гибкость, умение ориентироваться в пространстве.
Решая задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста, следует помнить, что здесь ведущее место занимает развитие речи ребенка, обогащение и активизация его словаря, развитие звуковой культуры речи, умение правильно выражать в разговорной речи свои мысли. К старшему дошкольному возрасту речь служит главным источником получения знаний об окружающем мире, средством общения и определенных отношений с окружающими людьми. К выходу из детского сада ребенок уже активно пользуется диалогической речью, а затем и монологом, как новой формой речевого общения.
Задачи развития речи дошкольника связаны с формированием интереса детей к рассказыванию, к описанию картины, пересказу сказки и т. п. При развитии речи дошкольника решаются и такие задачи как обогащение словаря, правильного грамматического строя речи и ее звуковой культуры.
Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного возраста особое место занимает развитие логического мышления – сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий.
Успе<