Годы жизни (младший дошкольный возраст)

Выше были отмечены новообразования у ребенка к трем годам жизни. Ребенок третьего года жизни ак­тивен, и если родители или воспитатель, беспокоясь за малыша, сдерживают его движения, то это часто вы­зывает недовольство ребенка, капризы. Физическое развитие и совершенствование малыша во многом связано с игрой.

Своеобразным этапом в развитии ребенка можно считать так называемый кризис трех лет. В чем он заключается?

Примерно к трем годам происходит осознание ребенком себя. Это связано с тем, что он приобретает все большую самостоятельность и начинает осозна­вать, что может сделать сам. Он хочет быть как взрос­лый, и если взрослые не учитывают этого стремления малыша к самостоятельности, не проявляют спокой­ствия и такта, малыш чувствует «ущемление» взрос­лыми его самостоятельности, проявляет негативизм, уп­рямство. Эти качества доставляют родителям много неприятных минут, но ничего сверхъестественного в этом нет. Это своего рода нормальная защитная реак­ция малыша на стремление взрослых ограничить са­мостоятельность ребенка. Чем внимательнее и разум­нее будут вести себя с малышом взрослые, тем менее острым и продолжительным будет этот кризис.

Детей четвертого года жизни воспитывают и обу­чают на занятиях и в повседневной жизни. Здесь ре­шаются такие важные задачи, как приобщение детей к жизни в детском саду в рамках его режима, выработка аккуратности в одежде, еде, формирование правиль­ного поведения в среде сверстников, воспитание самостоятельности, вежливости и уважения к старшим, любовь к семье, родителям, братьям и сестрам, воспи­тание бережливости, приобщение к помощи взрослым.

Актуальной задачей воспитания детей этого воз­раста является формирование у дошкольников воле­вых процессов: умения приложить усилие для дости­жения определенной цели, терпения, стремления преодолеть трудности. Все это удается воспитать у малыша далеко не сразу; эффективными средствами и методами здесь будут интересные игры и занятия, доброжелательная, спокойная атмосфера в группе, внимательное отношение взрослых к ребенку, стрем­ление помочь ему, если что-то не получается. Однако эта помощь не должна выражаться в том, чтобы сде­лать за малыша то, что он может выполнить сам, ко­нечно, важно поощрять ребенка, когда он что-то пре­одолевает, чего-то достигает.

Важной формой воспитания детей, в которую мно­гие малыши включаются впервые, являются самые разнообразные занятия по знакомству с окружающим, и прежде всего с предметами и помещениями детско­го сада. На занятиях у детей развивается восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое), умение группировать предметы по форме, величине, цвету. Занятия обязательно связаны по своему содер­жанию с дидактическими играми.

Дети четвертого года жизни приобщаются к изоб­разительной деятельности (рисование, лепка, апплика­ция), к конструированию. Изобразительная деятель­ность – это первая орудийная и продуктивная деятельность, которой начинают овладевать дети и ко­торая имеет огромное значение для дальнейшего пси­хического развития ребенка.

Важной задачей этого периода, которая решается и на занятиях, и в повседневной жизни, является даль­нейшее развитие речи детей: обогащается словарный запас, расширяется активный словарь, формируется связная речь. Детей знакомят с произведениями дет­ской литературы, фольклором.

Возрастающая речевая активность дает возмож­ность взрослым удовлетворять любознательность ре­бенка, отвечать на его многочисленные вопросы, на­правляющие процесс познания ребенка на разные стороны предметов и явлений окружающего мира, на обогащение словаря.

Дети учатся сравнивать предметы, давать их словесное описание – все это способ­ствует развитию связной речи детей.

Огромное значение в этом возрасте имеет работа по звукопроизношению. Многие дети 3 – 4 лет либо неправильно произносят некоторые звуки, либо какие-то звуки вовсе не произносят. Поэтому занятия по от­работке правильного произношения проводятся как со всей группой, так и по подгруппам и индивидуально. Эти занятия должны быть интересны детям, поэтому готовить их следует в игровой форме, широко исполь­зуя поэтические строки, которые легко запоминаются и ритм которых нравится детям. На всех занятиях в этой возрастной группе детей учат заниматься, слу­шать воспитателя, выполнять задания. Последнее по­лучается у детей далеко не сразу и во многом зависит от взрослых, от их умения заинтересовать малышей, добиться от них нужного результата.

Здесь очень важно знать возрастные и индивиду­альные особенности детей и действовать сообразно с ними. Для детей 3 – 4 лет ведущим видом деятельности становится игра, хотя игра присуща и детям 5 – 6 лет, но для них она имеет другую направленность.

В играх дети 3-4 года жизни отражают свои жиз­ненные впечатления. Сначала это впечатления, кото­рые дети получают от ближайшего окружения: дей­ствия близких, домашние дела, занятия с ребенком, их взаимоотношения. Постепенно круг впечатлений рас­ширяется: ребенок начинает посещать детский сад, ходит с родителями в гости, в магазин, в зоопарк. Де­тям читают сказки, стихи, рассказы, они смотрят муль­тфильмы. Все это способствует обогащению детских сюжетно-ролевых игр. Содержание этих игр становит­ся богаче, выходит за пределы бытового содержания.

Если ребенок играет со своими товарищами, важ­но обращать внимание на их взаимоотношения. Малыш должен научиться правильно строить свои отношения с другими детьми, поэтому надо поощрять стремление детей играть вместе, не изолировать детей, а учить их взаимодействию с партнером в игре, умению догова­риваться с играющими. Здесь важная роль отводится воспитателю детей.

Таким образом, с приходом ребенка в детский сад изменяется его социальная ситуация развития, он встречается с новым окружением детей и взрослых, познает новое в окружающем его мире.

Кроме того, важное место в жизни ребенка играет самодеятельная сюжетно-ролевая игра. Другой вид деятельности детей этого возраста – изобразительная. У детей возникает интерес к учебным занятиям, но эта деятельность еще не выделяется как самостоятельная.

Старший дошкольный возраст

K этому возрасту относятся дети от 5 до 6 лет. Следует особое внимание обратить на детей пятого года жизни. Часто этих воспитанников называют средним дошкольным возрастом. Для ребят этого возраста харак­терна подвижность, любознательность, проявление са­мостоятельности и формируются элементы творчества. Именно с пятилетнего возраста развиваются сюжетно-ролевые игры, такие, как режиссерские, творческие. Особую роль для этих ребят играют игры с правилами.

В возрасте 5 лет у детей возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Воспитатель создает условия для содержательного и эмоционально насыщенного общения детей со сверстниками и взрос­лыми. Речь ребенка 5 лет особенно значима в игровой деятельности. Она служит для контакта со сверстни­ками и организации самой деятельности.

Дети пятого года жизни продолжают усваивать нравственные нормы и правила поведения. При этом внимание воспитателя к их поведению, его положи­тельная оценка и поощрение имеют для ребенка боль­шое значение. Приобретенный опыт общения со взрос­лыми и сверстниками, развитие движений, овладение предметными и орудийными действиями способству­ют большой самостоятельности детей. В этом возрасте дети учатся поддерживать порядок в личных и обще­ственных вещах, беречь их.

В среднем дошкольном возрасте задачи умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания реша­ются и на занятиях, и в повседневной жизни.

Ha занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся»прежде всего c тем, что их непосредственно окружает, так как это необходимо для их жизни и деятельности. Воспитатель может давать детям несложные поручения, учит их обращаться к другим воспитателям и педагогам детского сада.

Однако окружение ребенка не ограничивается по­мещением детского сада и находящимися в нем людьми. Поэтому дети должны ориентироваться в ближайшем детскому саду окружении. С этой целью полезно совер­шать прогулки по соседним улицам, показывая детям объекты, могущие служить ориентиром: детский сад, магазин, жилой дом, школа, почта и др. Такие занятия способствуют развитию у детей наблюдательности, лю­бознательности, познавательной активности. При этом обогащаются их представления об окружающем мире.

На занятиях с пятилетними детьми продолжается работа по развитию восприятия, мыслительных про­цессов – сравнения, выделения общих признаков и различий предметов, обобщения.

У детей развивается умение заниматься, они начи­нают осознавать, что воспитатель их учит, и точное вы­полнение его указаний позволит достигнуть необходи­мых результатов. Этому способствует начинающее формироваться произвольное внимание.

В ознакомлении детей с предметами и их качества­ми широко используются дидактические игры и игро­вые приемы в системе режимных занятий.

Усложняются задачи обучения рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Расширяются и возможности ознакомления детей с природой. Дети не только узнают объекты природы и ее явления, они могут обобщить их по усвоенным ими признакам: растения (например – деревья, цветы, ово­щи, фрукты), животные (кошка, собака, заяц, лиса и др.) Способствуют этому не только наблюдения, но и раз­нообразные дидактические игры, чтение книг, а также изобразительная деятельность, в которой дети отража­ют (как и в игре) впечатления об окружающем, в том числе и о природе.

Детей шестого и седьмого годов жизни объединя­ют в старший дошкольный возраст. Дошкольники это­го возраста стали более самостоятельны, расширился их жизненный опыт, благодаря оздоровительным ме­роприятиям они стали крепче, движения их более раз­виты и разнообразны.

Подвижные игры в этой возрастной группе детей, как и в предыдущих, являются важным средством физи­ческого развития ребенка.

Однако содержание игр усложняется) и по видам движений, и по сюжетному содер­жанию (вводятся игры с большим количеством ролей).

Творчество детей в подвижных играх развивается и в этом возрасте. Для этого выбираются специальные игры, в которых дети должны придумать позу, в кото­рой останавливается движение (типа «Море волнуется», «Сделай как я»), придумать развитие сюжета и т. д.

В утренние часы и на вечерней прогулке воспита­тель должен стимулировать самостоятельные подвиж­ные игры детей с предметами – мячами, кеглями, обручами, скакалками и др. В процессе подвижных игр решаются многие воспитательные задачи: нравствен­ные, умственного развития, художественно-эстетичес­кие, гигиенические, физического развития.

У детей шестого года жизни продолжают форми­роваться навыки вежливого поведения: их учат веж­ливо, приветливо здороваться и прощаться, обращать­ся с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значе­ние имеет пример взрослых, поэтому важно единство позиции педагогов детского сада и родителей.

У детей этого возраста необходимо воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к нему и связанное с этим бережное отношение ко всему, что создано рука­ми человека. Детей, прежде всего, знакомят с трудом близ­ких людей: сотрудников детского сада, родителей и дру­гих членов семьи. Позднее дети знакомятся с людьми, производящими продукты питания, изготавливающими мебель, одежду. Для этого используются непосредствен­ное наблюдение, чтение литературы, беседы.

Систематично обогащаются знания и представле­ния детей о природе, о разнообразии ее явлений, дети подводятся к пониманию причинно-следственных свя­зей. Дети старшей группы активно включаются в тру­довые процессы по уходу за растениями и животными, в труд на огороде, в цветнике.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности по обуче­нию детей грамоте. Дети учатся правильному, литера­турному произношению слов, правильному ударению. Вся работа по ознакомлению с окружающим, чтению и рассказыванию, изобразительной деятельности, музы­ке способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи.

Разучивание стихотворений, чтение ска­зок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самосто­ятельному сочинению сказок, рассказов, к творчеству.

Движения детей седьмого года жизни характеризу­ются осознанностью, координированностью, точностью, уверенностью, более высоким уровнем трудности. По­этому руководство физкультурными занятиями должно быть направлено на дальнейшее развитие у детей уме­ния понимать, принимать и выполнять учебную задачу, стремления добиваться хорошего качества движений. В этом возрасте детей интересует, как они выполняют то, или иное движение. Поэтому следует вводить повто­рение движений, чтобы дети могли корректировать их, добиваться большей точности, легкости.

Целесообразно включать в занятия соревнова­тельные элементы, в процессе которых не только от­рабатываются качества движений: смелость, вынос­ливость, чувство товарищества, доброжелательность и др.

На специальных занятиях дети усваивают обще­ственно-исторический опыт предшествующих поколе­ний. Ознакомление с окружающим позволяет дать им знания и представления о природе, о деятельности че­ловека по ее охране, о жизни людей, их труде, обычаях, традициях, взаимоотношениях. Занятия по развитию речи обогащают словарь детей, развивают связную речь, формируют речевое творчество. Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию способствуют овладению художественно-творческими видами дея­тельности, в процессе которых у детей развиваются эстетические представления, формируются специаль­ные навыки и умения, развивается эстетический вкус, художественные способности. Занятия по формирова­нию элементарных математических представлений спо­собствуют развитию мышления детей.

На всех этих занятиях осуществляется подготовка детей к школе. Сюда входит психологическая подготов­ка (формирование психологических качеств, необходи­мых ребенку для последующего обучения в школе: развитие памяти, внимания, сосредоточенности, уме­ния спокойно переключаться с игры на систематичес­кие занятия и др.), предметная подготовка по матема­тике, чтению, письму, рисованию, ручному труду и т. д.), формирование компонентов учебной деятельности

умения понимать и принимать учебную задачу, осво­ение способов учебной деятельности, овладение дей­ствиями контроля и оценки).

Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, у них развиваются психические процессы, формируются навыки и умения, необходимые для обучения в школе.

К седьмому году жизни дети уже осмысленно уп­равляют своим поведением и способами общения, за­мечают настроение родителей и близких взрослых людей, умеют сдерживать себя, активно включаются в деятельность. Главные новообразования у детей этого возраста – проявление самостоятельности, познава­тельная активность, уважение к самому себе, интерес к учебной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику новорожденного.

2. Опишите деятельность родителей по уходу за но­ворожденными.

3. Каковы «приобретения» младенца в первый год жизни?

4. Охарактеризуйте деятельность родителей и воспи­тателей по уходу за ребенком первого года жизни и его воспитанию.

5. Каковы итоги развития ребенка второго года жизни?

6. Опишите педагогическую деятельность по воспи­танию ребенка второго года жизни. Охарактеризуйте кризис трех лет и поведение родителей, направленное на его преодоление.

8. Опишите общее и различное в воспитании детей от трех до семи лет.

9. Каковы направления подготовки детей к школе?

РАЗДЕЛ III

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Воспитатель! Какая возвышенная душа

нужна тут. Поистине, чтобы создать

человека, нужно самому быть отцом,

или больше, чем человеком

Ж.-Ж. Руссо

Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд

В.А. Сухомлинский

Глава 8. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАМ РЕБЕНКА И ЕЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходи­мости уважительного отношения к маленькому чело­веку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи с этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспита­ния и образования. Передовые мыслители на первое место- всегда выдвигали и выдвигают права человека, его свободу и в связи с этим высшей ценностью объяв­ляется человек с его взглядами, индивидуальными осо­бенностями.

Вопрос о социальной защите человека, особенно ребенка является одним из самых животрепещущих и требует к себе особого внимания. Дети дошкольного возраста многих стран мира в своей жизни уже столк­нулись с такими понятиями как сиротство, безрабо­тица, нищенство, бродяжничество, алкоголизм, нарко­мания, воровство и т. п. Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрос­лых. Этот возраст характеризуется повышенной ра­нимостью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим рас­стройствам. Дети во многих странах мира все чаще оказываются лишенными родительской любви и лас­ки. Здесь следует отметить, что взрослые для ребенка являются источником не только радости и познания мира, но и создают уверенность в защищенности, устраняют большинство неприятных для детей обсто­ятельств и событий.

На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международ­ные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. между­народное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека».

В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декла­рации прав человека принимает Европейскую конвен­цию о защите прав человека и основных свобод.

Уже во Всеобщей декларации прав человека отме­чалось, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации объединен­ных наций – Конвенцию о правах ребенка.

Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, кото­рые ее подписали и ратифицировали. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвен­цию о правах ребенка, все последующие законодатель­ные акты должны быть согласованы со статьями дан­ного международного документа.

В преамбуле (вводная часть к законодательному акту) Конвенции подчеркивается, что дети имеют пра­во на особую заботу и помощь. Кроме того, признает­ся, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех час­тей и 54 статей.

Первая часть Конвенции включает в себя 41 ста­тью. Уже в первой статье этого раздела указывается, что ребенком является каждое человеческое существо от рождения и до достижения 18-летнего возраста.

Все статьи первого раздела Конвенции направле­ны на определение прав ребенка, защиту его безопас­ности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих роди­телей, сохранять свою индивидуальность.

В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уде­ляется проблеме прав ребенка и родителей. В докумен­те записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в инте­ресах ребенка, указывается право ребенка на воссо­единение с семьей

Впервые в этом международном документе декла­рируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не мо­жет быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивает­ся право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массо­вой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.

Следует обратить внимание на статью 19, в кото­рой указывается, что государства-участники принима­ют все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обя­занности государства, связанные с системой усынов­ления, получения статуса беженца, а также всей необ­ходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребен­ка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и

социальное развитие. При этом указывается, что роди­тели или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих спо­собностей и финансовых возможностей условий жиз­ни, необходимых для развития ребенка.

Следует обратить внимание на статью 28 Конвен­ции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисцип­лина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

В статье 29 говорится о целях образования. Обра­зование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способ­ностей в их самом полном объеме; на подготовку ре­бенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия муж­чин и женщин и дружбы между всеми народами, этни­ческими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополне­ние к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соот­ветствующие его возрасту.

Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на за­щиту детей от любой экономической, сексуальной эк­сплуатации; от незаконного приобщения к употребле­нию наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечи­вают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не дос­тигнув 18 лет. В статье 38 говорится о том, что государ­ства должны принимать все возможные меры, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали участия в военных действиях.

Следует обратить внимание на статью 41 Конвен­ции. Она имеет важное значение для работников сис­темы образования, особенно образовательных учреж­дений разного типа и вида. В этой статье изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного за­конодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;

безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу ком­петентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показа­ний или признанию вины; полное уважение к лично­сти ребенка, его личной жизни на всех этапах разби­рательства; в случае необходимости предоставление бесплатной помощи переводчика.

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основ­ных положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Кроме того предлагаются пути контроля за выполне­нием всех положений Конвенции государствами, ко­торые подписали и ратифицировали этот документ.

Учреждается Международный комитет по правам ребенка. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенци­ей в области, охватываемой Конвенцией.

В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные из­менения в статьи Конвенции, подчеркивается, что по­правки вступают в силу по утверждению документа Ге­неральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народа­ми мира. В основу Конвенции о правах ребенка поло­жены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка пол­ноценной, полноправной личностью.

Впервые такой документ международного значе­ния провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного ин­теллектуального, нравственного, психического и физи­ческого развития.

Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обу­чения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основыва­ясь на содержании Конвенции, создавать нравствен­но-правовое и образовательное пространство для пол­ноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Основные идеи Конвенции о правах ребенка нахо­дят свое отражение во всех законодательных актах Рос­сийской Федерации, направленных на выживание, за­щиту, обучение и развитие детей. Исключительное место в этих законодательных актах отводится праву ребенка на образование. Оно закреплено в Конституции РФ. Закон РФ «Об образовании» в основных своих положениях также соответствует Конвенции о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании» установил, что область образования является приоритетной и основывается на ряде значимых принципов:

• гуманистический характер образования;

• общедоступность образования;

•светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, т. е. отказ го­сударства от монополии на решение всех принци­пиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования. Особенного внимания в связи с положениями,

закрепленными в Конвенции, требует государственная политика в области образования: должны четко соблю­даться права ребенка на выбор образовательного уч­реждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.

Государственная политика в области образования обязательно связана с целым рядом положений Кон­венции о правах ребенка и отражена в целом ряде правовых документов.

К таким документам можно от­нести:

Конституция Российской Федерации; Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании»; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;

Закон РФ «О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Задания для самостоятельной работы

1. Что означает слово «конвенция»?

2. Чем руководствовалось международное сообще­ство, когда разрабатывало Конвенцию о правах ре­бенка?

3. В каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

4. Раскройте структуру Конвенции.

5. Какие права ребенка декларируются в первом раз­деле Конвенции?

6. Какие положения Конвенции обращены к родите­лям детей или лицам, их заменяющих?

7. Какие статьи первого раздела Конвенции вы ис­пользуете в работе с семьей?

8. Находят ли положения Конвенции свое отражение в законодательных актах РФ, касающихся всех вопросов жизни и деятельности детей?

Глава 9. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Дошкольное детство – уникальный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитательно­го процесса в дошкольном образовательном учреждении должны представлять себе цели воспитания, так как имен­но воспитание является главным в учебно-воспитатель­ном процессе дошкольного учреждения.

Чаще всего воспитание определяется как целенап­равленное формирование личности. Воспитание – целенаправленный процесс разностороннего, полно­ценного развития ребенка в соответствии с его возраст­ными возможностями.

Всякая деятельность предполагает конечный ре­зультат. Можно ли говорить о конечном результате воспитания применительно к детям дошкольного воз­раста? Конечно, нет, так как личность формируется на протяжении всей жизни.

Поэтому мы будем говорить о целях и задачах вос­питания применительно к определенному возрасту де­тей.

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой лич­ности. Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов-гумани­стов. Так, английский социалист-утопист Томас Мор выдвинул идею раннего воспитания для всех детей.

Он впервые раскрыл значение трудового воспитания во всестороннем развитии личности и высказал мысль о том, что труд должен быть обязанностью всех.

Вслед за Томасом Мором идею всестороннего раз­вития личности развили Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Си­мон, Т. Кампанелла. Они обосновали идею формирова­ния всесторонне развитой личности на основе соединения обучения с трудом.

С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступили отечественные революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека – высоко­идейный, истинный патриот Родины и всесторонне гармонически развитый человек.

Однако, несмотря на большой интерес к вопросам всестороннего развития личности на разных этапах становления общества, эта идея осталась лишь гуман­ным призывом, мечтой о подготовке совершенной лич­ности.

Во многих международных документах, законода­тельных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания – формирование всесторонне гар­монически развитой личности. Это цель благородная, прекрасная. Она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство. Но для реали­зации такой цели воспитания необходимы определен­ные объективные условия – правовые, социальные, экономические. Именно поэтому в реальной действи­тельности очень сложно реализовать идеальную цель воспитания – формирование всесторонне и гармони­чески развитой личности.

Возникает вопрос: может быть, следует отказаться от этой идеальной цели воспитания? Нет, и еще раз нет. Все, кто связан с системой образования, с организаци­ей жизни и деятельности детей, должны стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребенка, для его полноценно­го, содержательного обучения и воспитания.

Таким образом, можно сказать, что на современ­ном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью учебно-вос­питательного процесса является всестороннее разви­тие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 Конвенции записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме.

Исходя из идеальной цели воспитания, а также конкретной цели, функционирующей в системе обра­зования на современном этапе развития отечества, важно определить и задачи воспитания.

К задачам воспитания детей дошкольного возрас­та относится физическое, умственное, трудовое, духов­но-нравственное, художественно-эстетическое, соци­альное развитие.

Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учрежде­ния. Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В дошкольных образовательных учреждениях разного типа на первое место, конечно, выдвигаются задачи воспитания, а образовательный процесс в рамках ДОУ направлен на развитие психи­ческих процессов дошкольника, формирования его готовности к обучению в школе. В реальных условиях практической работы с детьми образовательный и вос­питательный процессы функционируют в единстве.

Исходя из особенностей детей дошкольного возра­ста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в дошкольном учреждении.

Ведущее место в дошкольном образовательном уч­реждении отводится решению задач физического вос­питания детей. Сюда входит решение задач по охране и укреплению здоровья, совершенствования растущего и развивающегося организма. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование двигатель­ных навыков, умений и физических качеств, развитие интереса к доступным видам деятельности.

Решая задачи физического воспитания детей до­школьного возраста, необходимо совершенствовать функциональные возможности детского организма на каждом возрастном этапе развития ребенка. В связи с этим важно стимулировать и обогащать двигательный опыт детей, формировать правильную осанку, разви­вать ловкость, гибкость, умение ориентироваться в про­странстве.

Решая задачи умственного воспитания детей до­школьного возраста, следует помнить, что здесь веду­щее место занимает развитие речи ребенка, обогаще­ние и активизация его словаря, развитие звуковой культуры речи, умение правильно выражать в разго­ворной речи свои мысли. К старшему дошкольному возрасту речь служит главным источником получения знаний об окружающем мире, средством общения и определенных отношений с окружающими людьми. К выходу из детского сада ребенок уже активно пользу­ется диалогической речью, а затем и монологом, как новой формой речевого общения.

Задачи развития речи дошкольника связаны с формированием интереса детей к рассказыванию, к описанию картины, пересказу сказки и т. п. При раз­витии речи дошкольника решаются и такие задачи как обогащение словаря, правильного грамматического строя речи и ее звуковой культуры.

Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного воз­раста особое место занимает развитие логического мышления – сравнение, установление доступных ре­бенку причинно-следственных связей, первичный ана­лиз фактов, явлений, событий.

Успе<

Наши рекомендации