Педагогика возрастного развития ребенка
В младенчестве у ребенка есть только один способ привлечь к себе внимание и «пожаловаться» на неблагополучие – плач. Ребенок плачет, когда он хочет есть, когда у него болит животик, когда он мокрый, когда его что-то раздражает. Взрослый должен успокоить малыша, удовлетворить его естественные потребности. В этот период не стоит пренебрегать потребностями ребенка, заставляя его привыкать к неблагополучию (к сожалению, такую точку зрения исповедуют некоторые родители).
Мудрые врачи-педиатры и педагоги считают, что главное – это спокойствие ребенка, его положительное эмоциональное состояние.
Чтобы ребенок развивался всесторонне, прежде всего необходимо позаботиться о его здоровье и правильном физическом воспитании, а для этого младенцу необходим хороший уход. Важно создать условия для сна и бодрствования, питания, гигиенических и закаливающих процедур, развития движений ребенка. Сегодня разработаны научно обоснованные нормативные показатели обеспечения правильного ухода за младенцем.
Вместе с тем необходимо учитывать и индивидуальные особенности младенца. Для формирования у младенца правильных реакций очень важно соблюдать режим питания, сна, бодрствования. Это способствует выработке у него ритма важных для него «дел» и облегчает образование рефлексов.
На первом году жизни у ребенка закладываются основы речи. Сначала он произносит отдельные звуки, затем к концу первого года он начинает осмысленно произносить первые слова – «мама», «папа», «баба». Появлению речи способствует помощь взрослых. Взрослые «помогают» развитию речи малыша, разговаривая с ним в период бодрствования, произнося отдельные звуки, их сочетание. Этим самым стимулируется развитие речи ребенка.
Громадное значение в развитии младенца имеет общение со взрослыми. Именно от взрослого младенец узнает об окружающих его предметах, учится пользоваться ими, у него возникают и развиваются познавательная потребность и потребность в общении.
Какие же «приобретения», а лучше сказать – новообразования, характеризуют первый год жизни ребенка?
Прежде всего происходит овладение разными движениями.
Родившись беспомощным существом, к концу первого года ребенок приобретает способность целенаправленных движений: он тянется к предметам, достигает и берет их, он способен удерживать в руке ложку и действовать ей; он приобретает способность перемещаться в пространстве, сначала ползая, а затем встав на ноги, он удерживает вертикальное положение, а затем начинает ходить. Это значительно увеличивает возможности познания окружающего.
На первом году жизни у ребенка развивается сенсорная сфера – различные ощущения и восприятия (зрительные, кинестетические, слуховые, тактильные, вкусовые). На этой основе происходит интеллектуальное развитие ребенка, осуществляются первые мыслительные действия, умственное развитие малыша. В этот период закладываются основы овладения речью: ребенок начинает понимать человеческую речь, разумеется лишь частично, начинает сам произносить некоторые слова. Все это малыш приобретает от взрослых. Сама по себе речь ребенка развиваться не может.
Малыш от года до трех лет
На втором году жизни ведущее значение в развитии ребенка приобретают разнообразные предметные действия. Малыш начинает активно познавать окружающие его предметы.
Психологи и педагоги, изучающие развитие ребенка на первом и втором году жизни, отмечают, что малыш на первом году познает лишь внешние свойства предметов. На втором году от манипулирования с предметами ребенок переходит к предметным действиям. Предметные действия основаны на усвоении функций предмета, его общечеловеческого использования.
Если малыш действует предметом неадекватно его назначению (например, стучит ложкой по столу, катает карандаш, вместо черкания им), он все равно узнает, для чего этот предмет. Адекватные действия тем или иным предметом малыш не может выделить сам, он может усвоить их только с помощью взрослых, да и тогда не свойственные тому или иному предмету способы действия могут повторяться.
Однако он уже знает, как тот или иной предмет употребляется на самом деле. Усвоение орудийных способов действия психологи считают особенно значительным для развития ребенка.
Уже в конце первого года жизни малыш"начинает подражать действиям взрослых. Он качает куклу, кормит зайца, едет на машине и т. п. Это проявление первых зачатков игровой деятельности.
На втором году жизни продолжается развитие игры. На этом году жизни ребенок уже способен воспроизвести увиденные им действия. Для развития игровых навыков и для психического развития ребенка большое значение имеет то обстоятельство, что дети начинают использовать предметы-заместители. Так, обыкновенный карандаш может быть в игре градусником, и ложкой, и расческой, т. е. тем, что в настоящий момент нужно ребенку в игре. Постепенно появляются ролевые игры, когда дети, играя, выполняют ту или иную роль – мамы, папы, врача, парикмахера и т. д. И хотя дети к двум годам уже могут играть самостоятельно, они нуждаются и во внимании, и в поддержке взрослых. Взрослые помогают ребенку в обогащении содержания игры, ее продолжительности и в развитии. Если ребенок проявляет желание включить взрослого в игру, надо пойти ему навстречу.
Для развития детей первых двух лет жизни важно создать эмоционально положительную обстановку. С детьми следует общаться спокойно, ласково, не раздражаясь на их медлительность, непонятливость, капризы. Требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех взрослых, воспитывающих малыша.
Главным новообразованием второго года жизни является развитие речи. Особое значение для развития речи детей имеет общение со взрослыми. Взрослые должны создавать такие условия, чтобы ребенок испытывал потребность общаться с ним. Речь взрослого при этом должна быть отчетливой, а слова произноситься с необходимой интонацией, а иногда и очень медленно с определенными паузами. К двум годам активный словарь ребенка насчитывает 200 – 300 слов. В этом возрасте малыш способен понимать простые предложения, выражать свои мысли в такой же форме. Для развития речи ребенка могут быть использованы игрушки и картинки, причем не только предметные, но и сюжетные.
Знакомство с предметами и их свойствами служит интеллектуальному развитию детей. Такое развитие осуществляется также на специально организуемых занятиях в детском саду. К двум годам при систематических занятиях дети могут различать предметы по величине, по цвету, учатся находить и подбирать предметы по форме и цветам.
Умственное воспитание осуществляется и в процессе игр, и в процессе рисования, лепки, конструирования.
К концу второго года дети могут запомнить в конструировании 4 детали: кубик, кирпичик, пластина и трехгранная призма. Повышается интерес к конструированию, его соединение с игрой.
Одним из средств умственного воспитания может быть общение детей с природой. У детей этого возраста надо вызывать интерес к растениям, животным, изменениям погоды. При этом необходимо воспитывать доброе отношение к живым существам, а также умение видеть их красоту. Таким образом, природа может служить средством не только умственного, но и нравственного и эстетического воспитания.
Конечно, в формировании нравственно-эстетического отношения к природе ведущая роль принадлежит взрослому, это он, обращая внимание на красоту природы, стимулирует бережное отношение к ней.
К концу второго года жизни дети уже могут употреблять в своей речи предложения, состоящие из 3 – 4 слов. В это же время дети начинают овладевать правильными грамматическими формами. На втором году жизни малыш уже осваивает звуковую сторону речи. И хотя многие звуки он произносит неправильно, необходимо обращать внимание на то, как произнести тот или иной звук, правильно, четко и несколько раз произнося его.
Таким образом, можно сказать, что к началу трехлетнего возраста ребенок уже имеет некоторые базисные характеристики, которые можно назвать новообразованиями детей раннего возраста. Это прежде всего неречевые способы эмоционального общения. Представлены грамматические категории разговорного языка.
У ребенка уже развито восприятие окружающего мира, заметен осмысленный подход к предметной деятельности. Ребенок уверенно перемещается в пространстве, оценивает свое самочувствие, владеет элементами самообслуживания. Уже к трем годам ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми, он задает вопросы, часто настойчив в своих требованиях. Главное новообразование к трем годам – проявление самостоятельности. Но его возможности в проявлении этой самостоятельности еще ограничены.