Педагогика возрастного развития ребенка

В младенчестве у ребенка есть только один способ привлечь к себе внимание и «пожаловаться» на не­благополучие – плач. Ребенок плачет, когда он хочет есть, когда у него болит животик, когда он мокрый, когда его что-то раздражает. Взрослый должен успокоить малыша, удовлетворить его естественные потребнос­ти. В этот период не стоит пренебрегать потребностя­ми ребенка, заставляя его привыкать к неблагополу­чию (к сожалению, такую точку зрения исповедуют некоторые родители).

Мудрые врачи-педиатры и педагоги считают, что главное – это спокойствие ребенка, его положитель­ное эмоциональное состояние.

Чтобы ребенок развивался всесторонне, прежде всего необходимо позаботиться о его здоровье и пра­вильном физическом воспитании, а для этого младенцу необходим хороший уход. Важно создать условия для сна и бодрствования, питания, гигиенических и закаливаю­щих процедур, развития движений ребенка. Сегодня разработаны научно обоснованные нормативные пока­затели обеспечения правильного ухода за младенцем.

Вместе с тем необходимо учитывать и индивиду­альные особенности младенца. Для формирования у младенца правильных реакций очень важно соблюдать режим питания, сна, бодрствования. Это способствует выработке у него ритма важных для него «дел» и об­легчает образование рефлексов.

На первом году жизни у ребенка закладываются основы речи. Сначала он произносит отдельные звуки, затем к концу первого года он начинает осмысленно произносить первые слова – «мама», «папа», «баба». Появлению речи способствует помощь взрослых. Взрос­лые «помогают» развитию речи малыша, разговаривая с ним в период бодрствования, произнося отдельные звуки, их сочетание. Этим самым стимулируется разви­тие речи ребенка.

Громадное значение в развитии младенца имеет общение со взрослыми. Именно от взрослого младенец узнает об окружающих его предметах, учится пользо­ваться ими, у него возникают и развиваются познава­тельная потребность и потребность в общении.

Какие же «приобретения», а лучше сказать – новообразования, характеризуют первый год жизни ребенка?

Прежде всего происходит овладение разны­ми движениями.

Родившись беспомощным существом, к концу пер­вого года ребенок приобретает способность целенап­равленных движений: он тянется к предметам, дости­гает и берет их, он способен удерживать в руке ложку и действовать ей; он приобретает способность переме­щаться в пространстве, сначала ползая, а затем встав на ноги, он удерживает вертикальное положение, а затем начинает ходить. Это значительно увеличивает возможности познания окружающего.

На первом году жизни у ребенка развивается сен­сорная сфера – различные ощущения и восприятия (зрительные, кинестетические, слуховые, тактильные, вкусовые). На этой основе происходит интеллектуаль­ное развитие ребенка, осуществляются первые мыс­лительные действия, умственное развитие малыша. В этот период закладываются основы овладения речью: ребенок начинает понимать человеческую речь, разу­меется лишь частично, начинает сам произносить некоторые слова. Все это малыш приобретает от взрос­лых. Сама по себе речь ребенка развиваться не может.

Малыш от года до трех лет

На втором году жизни ведущее значение в разви­тии ребенка приобретают разнообразные предметные действия. Малыш начинает активно познавать окру­жающие его предметы.

Психологи и педагоги, изучающие развитие ребен­ка на первом и втором году жизни, отмечают, что ма­лыш на первом году познает лишь внешние свойства предметов. На втором году от манипулирования с пред­метами ребенок переходит к предметным действиям. Предметные действия основаны на усвоении функций предмета, его общечеловеческого использования.

Если малыш действует предметом неадекватно его назначению (например, стучит ложкой по столу, катает карандаш, вместо черкания им), он все равно узнает, для чего этот предмет. Адекватные действия тем или иным предметом малыш не может выделить сам, он может усвоить их только с помощью взрослых, да и тогда не свойственные тому или иному предмету способы действия могут повторяться.

Однако он уже знает, как тот или иной предмет употребляется на самом деле. Усво­ение орудийных способов действия психологи считают особенно значительным для развития ребенка.

Уже в конце первого года жизни малыш"начинает подражать действиям взрослых. Он качает куклу, кор­мит зайца, едет на машине и т. п. Это проявление первых зачатков игровой деятельности.

На втором году жизни продолжается развитие игры. На этом году жизни ребенок уже способен вос­произвести увиденные им действия. Для развития иг­ровых навыков и для психического развития ребенка большое значение имеет то обстоятельство, что дети на­чинают использовать предметы-заместители. Так, обык­новенный карандаш может быть в игре градусником, и ложкой, и расческой, т. е. тем, что в настоящий мо­мент нужно ребенку в игре. Постепенно появляются ролевые игры, когда дети, играя, выполняют ту или иную роль – мамы, папы, врача, парикмахера и т. д. И хотя дети к двум годам уже могут играть самостоя­тельно, они нуждаются и во внимании, и в поддержке взрослых. Взрослые помогают ребенку в обогащении содержания игры, ее продолжительности и в развитии. Если ребенок проявляет желание включить взрослого в игру, надо пойти ему навстречу.

Для развития детей первых двух лет жизни важно создать эмоционально положительную обстановку. С детьми следует общаться спокойно, ласково, не раз­дражаясь на их медлительность, непонятливость, кап­ризы. Требования к ребенку должны быть одинаковы­ми у всех взрослых, воспитывающих малыша.

Главным новообразованием второго года жизни является развитие речи. Особое значение для разви­тия речи детей имеет общение со взрослыми. Взрос­лые должны создавать такие условия, чтобы ребенок испытывал потребность общаться с ним. Речь взросло­го при этом должна быть отчетливой, а слова произно­ситься с необходимой интонацией, а иногда и очень медленно с определенными паузами. К двум годам активный словарь ребенка насчитывает 200 – 300 слов. В этом возрасте малыш способен понимать простые предложения, выражать свои мысли в такой же фор­ме. Для развития речи ребенка могут быть использованы игрушки и картинки, причем не только предмет­ные, но и сюжетные.

Знакомство с предметами и их свойствами служит интеллектуальному развитию детей. Такое развитие осуществляется также на специально организуемых занятиях в детском саду. К двум годам при системати­ческих занятиях дети могут различать предметы по величине, по цвету, учатся находить и подбирать пред­меты по форме и цветам.

Умственное воспитание осуществляется и в про­цессе игр, и в процессе рисования, лепки, конструи­рования.

К концу второго года дети могут запомнить в кон­струировании 4 детали: кубик, кирпичик, пластина и трехгранная призма. Повышается интерес к конст­руированию, его соединение с игрой.

Одним из средств умственного воспитания может быть общение детей с природой. У детей этого возра­ста надо вызывать интерес к растениям, животным, изменениям погоды. При этом необходимо воспитывать доброе отношение к живым существам, а также уме­ние видеть их красоту. Таким образом, природа может служить средством не только умственного, но и нрав­ственного и эстетического воспитания.

Конечно, в формировании нравственно-эстетичес­кого отношения к природе ведущая роль принадлежит взрослому, это он, обращая внимание на красоту при­роды, стимулирует бережное отношение к ней.

К концу второго года жизни дети уже могут употреб­лять в своей речи предложения, состоящие из 3 – 4 слов. В это же время дети начинают овладевать правильными грамматическими формами. На втором году жизни ма­лыш уже осваивает звуковую сторону речи. И хотя мно­гие звуки он произносит неправильно, необходимо обра­щать внимание на то, как произнести тот или иной звук, правильно, четко и несколько раз произнося его.

Таким образом, можно сказать, что к началу трех­летнего возраста ребенок уже имеет некоторые базис­ные характеристики, которые можно назвать новооб­разованиями детей раннего возраста. Это прежде всего неречевые способы эмоционального общения. Представлены грамматические категории разговорного языка.

У ребенка уже развито восприятие окружающего мира, заметен осмысленный подход к предметной де­ятельности. Ребенок уверенно перемещается в про­странстве, оценивает свое самочувствие, владеет эле­ментами самообслуживания. Уже к трем годам ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми, он задает вопросы, часто настойчив в своих требованиях. Главное новообразование к трем годам – проявление самостоятельности. Но его возможности в проявлении этой самостоятельности еще ограничены.

Наши рекомендации