Педагогика как наука о воспитании и развитии человека

Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым

и понятным, а иным – даже легким,

и тем понятнее и легче оно кажется,

чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Истинная гуманность педагогики

заключается в том, чтобы беречь

радость, счастье, на которые

имеет право ребенок.

В.А. Сухомлинский

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает стороны окружающего мира. Например, мате­матика исследует количественные пространственные отношения, физика и химия – атомно-молекулярное строение тел и их свойства, эстетика – эстетические отношения человека и их значение в его развитии.

Разум человека позволяет понять закономерности окружающего мира, перейти в познании от явления к сущности, понять внутреннее строение наблюдаемых предметов, явлений. Возникают научные знания, кото­рые человек использует в практической деятельности.

Процессы воспитания, образования, развития и фор­мирования личности изучаются педагогической наукой. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – «дитя», «гогос» – «веду»), кото­рое означает «детовождение» или «детоводство».

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного разви­тия.Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.

Ребенок рождается наделенным биологической на­следственной программой развития. Он имеет опреде­ленное анатомо-физиологическое строение, свойствен­ное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлет­ворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможно­стями познания мира. Однако наследственная програм­ма, биологические факторы недостаточны для того, что­бы подготовить ребенка к жизни в обществе.

По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.

Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверст­ников и взрослых, такой жизни и деятельности, кото­рая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педаго­гики.

Воспитание и образование не остаются неизмен­ными в различные эпохи. С изменением общества ме­няются содержание этих процессов, цели и методы.

Уточняются цели воспитания и образования на каждом этапе развития общества, предлагаются новые технологии. В процессе образования и воспитания ре­бенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкрет­ный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.

Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории.

Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопленный жизненный опыт. На ранних стадиях общественного развития, старшее по­коление передавало детям определенные обряды, учи­ло владеть орудиями труда. В это время обучение и воспитание строились на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых и составлял основное содержание этого процесса.

С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования. Возникают образо­вательные и воспитательные учреждения, формирует­ся новый тип деятельности – организованная педаго­гическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях специально подготовленных к ее осуществлению.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории.

С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.

Педагогические идеи уже содержатся в философ­ских и политических сочинениях Платона (427–347 до н.э.), Аристотеля (384–322 до н.э.), в трудах педа­гогов-гуманистов, социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535), Кампанеллы (1568–1639).

Стройную педагогическую систему создал Ян Амос Коменский. Опираясь на передовые идеи своего вре­мени, он призывал «Учить всех всему». Его фундамен­тальный труд «Великая дидактика» явился одним из первых произведений теоретической педагогики. Для развития теории дошкольной педагогики особое зна­чение имеет его труд «Материнская школа». Эта ра­бота посвящена воспитанию и развитию детей дош­кольного возраста. Я.А. Коменский горячо любил детей и в этой работе он особое внимание обращает на рабо­ту родителей по подготовке детей к школе, кроме того, Я.А. Коменский раскрывает цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Построению научных основ педагогики много со­действовали Ж.-Ж. Руссо (1771–1858), И.Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервег (1790–1866), Р. Оуэн (1771–1858), А.Г. Радищев (1749–1802), В.Г. Белинс­кий (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), И.Г. Черны­шевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1861).

Выдающийся вклад в развитие теории педагогики внес К.Д. Ушинский (1824–1870), которого называют отцом отечественной педагогики. К.Д. Ушинский в сво­ем труде «Человек как предмет воспитания» впервые в русской педагогике проанализировал психологические основы обучения и воспитания. Именно он обратил самое серьезное внимание на воспитывающий харак­тер обучения. Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.

Наши рекомендации