Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым
и понятным, а иным – даже легким,
и тем понятнее и легче оно кажется,
чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.
К.Д. Ушинский
Истинная гуманность педагогики
заключается в том, чтобы беречь
радость, счастье, на которые
имеет право ребенок.
В.А. Сухомлинский
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает стороны окружающего мира. Например, математика исследует количественные пространственные отношения, физика и химия – атомно-молекулярное строение тел и их свойства, эстетика – эстетические отношения человека и их значение в его развитии.
Разум человека позволяет понять закономерности окружающего мира, перейти в познании от явления к сущности, понять внутреннее строение наблюдаемых предметов, явлений. Возникают научные знания, которые человек использует в практической деятельности.
Процессы воспитания, образования, развития и формирования личности изучаются педагогической наукой. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – «дитя», «гогос» – «веду»), которое означает «детовождение» или «детоводство».
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.
Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлетворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.
По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.
Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педагогики.
Воспитание и образование не остаются неизменными в различные эпохи. С изменением общества меняются содержание этих процессов, цели и методы.
Уточняются цели воспитания и образования на каждом этапе развития общества, предлагаются новые технологии. В процессе образования и воспитания ребенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкретный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.
Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории.
Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопленный жизненный опыт. На ранних стадиях общественного развития, старшее поколение передавало детям определенные обряды, учило владеть орудиями труда. В это время обучение и воспитание строились на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых и составлял основное содержание этого процесса.
С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования. Возникают образовательные и воспитательные учреждения, формируется новый тип деятельности – организованная педагогическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях специально подготовленных к ее осуществлению.
Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории.
С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.
Педагогические идеи уже содержатся в философских и политических сочинениях Платона (427–347 до н.э.), Аристотеля (384–322 до н.э.), в трудах педагогов-гуманистов, социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535), Кампанеллы (1568–1639).
Стройную педагогическую систему создал Ян Амос Коменский. Опираясь на передовые идеи своего времени, он призывал «Учить всех всему». Его фундаментальный труд «Великая дидактика» явился одним из первых произведений теоретической педагогики. Для развития теории дошкольной педагогики особое значение имеет его труд «Материнская школа». Эта работа посвящена воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Я.А. Коменский горячо любил детей и в этой работе он особое внимание обращает на работу родителей по подготовке детей к школе, кроме того, Я.А. Коменский раскрывает цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.
Построению научных основ педагогики много содействовали Ж.-Ж. Руссо (1771–1858), И.Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервег (1790–1866), Р. Оуэн (1771–1858), А.Г. Радищев (1749–1802), В.Г. Белинский (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), И.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1861).
Выдающийся вклад в развитие теории педагогики внес К.Д. Ушинский (1824–1870), которого называют отцом отечественной педагогики. К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» впервые в русской педагогике проанализировал психологические основы обучения и воспитания. Именно он обратил самое серьезное внимание на воспитывающий характер обучения. Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.