РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека

ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике

Педагогические критерии выделения возрастных периодов.......................................

Педагогическая характеристика возрастных периодов...............................................

ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника.................................................

РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание.............................................

ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении...................................................................................................................

ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста

Физическое развитие дошкольников............................................................................

Социальное развитие дошкольников............................................................................

Умственное воспитание дошкольников.......................................................................

Трудовое воспитание дошкольников............................................................................

Эстетическое воспитание дошкольников.....................................................................

ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................

Принципы обучения дошкольников.............................................................................

ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................

ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.........................................................................................................................

ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста

Общее понятие о методах воспитания.........................................................................

Классификация методов воспитания............................................................................

ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника...........................................................................................

ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении........................................................................................................................................

ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения............................

ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении......................................................

МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ

Из истории русской дошкольной педагогики

Домострой......................................................................................................................

Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)........................................................

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

Родное слово..................................................................................................................

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Мысли о воспитании......................................................................................................

Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933)

Связь детского сада со школою....................................................................................

Кто может быть воспитателем......................................................................................

Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)

Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста...................................................................................................

Педагогический словарик.....................................................................................................................

Рекомендуемая литература...................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изуче­нию дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых ма­леньких граждан нашей Родины. Изучение дошколь­ной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к перехо­ду в школу.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ре­бенка к познанию окружающего мира, период его на­чальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоя­щее время внесены в системы образования в Россий­ской Федерации.

В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процес­су обучения и воспитания дошкольников.

В новом варианте предлагаемого учебного посо­бия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду.

Готовность детей к школе, преемственность в обу­чении и воспитании – это те вопросы, которые полу­чили свое отражение в новом варианте учебного по­собия.

Особенно актуальной в настоящее время продол­жает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Кон­венция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена мате­риалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Во всех разделах учебной книги постоянно подчер­киваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.

Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных воз­растных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности. В связи с этим учеб­ное пособие акцентирует внимание будущих воспита­телей и педагогов на личностно-ориентированное вос­питание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариатив­ных программ для дошкольных образовательных уч­реждений. Выбор программы дает возможность опре­делить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивиду­альности и возрастного развития.

Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия.

Второй раздел учебного пособия «Педагогика воз­растного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста. Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогичес­кие критерии выделения возрастных групп. При этом авторы программы берут за основу базисную програм­му «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца.

Дошкольный возраст – время активного станов­ления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоциональ­ного отношения к этому миру.

Как развивать, воспитывать и обучать детей до­школьного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».

В этом разделе рассматривается и вопрос о преем­ственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы.

Воспитатель дошкольного образовательного учреж­дения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка.

Задачи и содержание воспитания детей дошколь­ного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.

Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям. Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родите­лями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими.

Работа воспитателя в детском саду – это постоян­ный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе.

В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психо­лога. Особенно возросла их профессиональная значи­мость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования.

В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессио­нальной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Каждый будущий работник дошкольного образова­тельного учреждения должен не только быть профес­сионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в но­вом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогичес­ких кадров, сотрудничестве всех членов педагогичес­кого коллектива.

Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему уп­равления всеми типами и видами дошкольных образо­вательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения.

Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогичес­кой науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием.

РАЗДЕЛ I

Наши рекомендации