Стратегия общности и коллективизма
Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными способами реализации этой стратегии являются:
1. Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут располагаться на разных уровнях социальной значимости, условно говоря:
• «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «наследник своей семьи»;
• социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, оформленные, например, в виде общественных поручений в классе — «затейник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»;
• социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учебных драматизаций.
Осваивая социальные роли, дети и подростки охотно принимают и социальные сюжеты. Школьники реально интересуются проблемой выбора про-
фессии, выбора спутника жизни, проблемами семьи и взаимоотношений с родителями, проблемами карьеры и материального благополучия. Поэтому учебные проекты социальной практики дают достаточный социализирующий эффект, если строятся как сценарии реализации определенных социальных ролей в контексте социального сюжета.
2. Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятельности. Школьникам, особенно подросткам, очень важно осознавать себя членами какого-либо сообщества. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с другими. Здесь, в малой группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соотносить «мое» и «наше». Но это сообщество должно быть признано взрослыми, и не вообще любыми, а социально значимыми для них взрослыми.
3. Столкновение личных и коллективных целей, потребностей. Это естественная движущая сила социализации ребенка. Задачи воспитателя, организующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе, таковы:
• заботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обогащать их духом товарищества и дружбы;
• обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в позициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй», «Я — исполнитель», «Я — инициатор»;
• поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хорошим» (В. А. Сухомлинский);
• культивировать традиции своего коллектива.
Стратегия толерантности
Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области коллективного воспитания показали, что там, где дети раньше приучаются к ответственности, они проявляют больше терпимости к окружающим людям и доброты.
В современном российском обществе активно идет процесс стратификации (расслоения) людей по экономическим, профессиональным, национальным, религиозным признакам. Каждый общественный слой (страта) имеет свой образ жизни, вырабатывает свои жизненные ценности и цели образования.
Современному педагогу, с одной стороны, следует всегда учитывать, с детьми из каких страт он работает, поскольку их социализация прямо соотносится с их образом жизни. Но с другой стороны, необходимо культивировать у всех детей ценности толерантности: уважение и признание других культур, религий, способов жизни. Именно образование должно способствовать тому, чтобы дети и подростки принимали толерантность как неизбежную и единственную возможность социальной жизни в современном стратифицированном мире.
Тактика толерантности в процессе социализации предполагает реализацию следующих условий:
□ в любых образовательных ситуациях находить возможность демонстрировать школьникам проявления универсальных признаков разных культур, действие принципа «единства в многообразии»;
□ обеспечивать постоянную реализацию принципа интеграции в самых разных социокультурных проявлениях жизни, чтобы школьники переживали и осознавали значение дружеского общения людей, их сотрудничества, взаимопомощи;
□ на конкретных примерах и в реальных жизненных ситуациях раскрывать школьникам нравственный инвариант (неоспоримую общечеловеческую нравственную сущность), на которой «сходятся» жизненные ценности людей разных национальностей и социальных групп;
□ обогащать социальные представления детей и подростков образцами великих примеров толерантного поведения, мирного сосуществования городов и государств;
□ осваивать права Человека (международные декларации, Конституция РФ), разрабатывать правовые документы своего школьного социума («Законы нашей школы», «Заповеди дежурного», «Правила классной жизни» и др.).
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
14.3.1. Технология социального самоопределения
По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в образовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процессов приучения человека к культуре на процессы самоопределения личности в культуре, развитие ее способности самостоятельно выстраивать свою деятельность и отношения в социуме.
Теоретическая концепция технологии социального самоопределения строится на достижениях педагогических концепций организации субъектной активности личности в процессе воспитания, обучения и социализации (А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский, Г. С. Селевко, А. Н. Тубельский, Г. А. Цукерман, А. Маслоу, Э. Фромм и др.). Сторонники идеи самоопределения исходят из того, что ребенок — это всегда индивидуальность, которая стремится самостоятельно реализовать свою заданность.
1. Социальное самоопределение — это процесс самостоятельного, осознанного выбора ребенком себя в качестве субъекта деятельности и общения. Субъект самоопределяется как социализированный индивид (как существо, обладающее сознанием и волей) и как достаточно социализированная личность (как существо, ставящее духовные цели и определения своей деятельности и отношениям). Иными словами, достижение достаточного уровня социализи-
рованности становится решающим условием освоения личностью позиции субъекта деятельности и общения.
2. Социальное самоопределение предполагает, в первую очередь, определение себя по отношению к нравственным ценностям общества. За выбор действия или поступка человек держит ответ перед самим собой, перед внутренними инстанциями своего сознания: он сам себе нечто запрещает или разрешает, даже побуждает к действию.
3. Социальное самоопределение возможно осуществить только на основе знания своей «самости». В психологии известна закономерность отражения в сознании человека образа своего «Я»: отношение окружающих к нему — это отражение его собственного представления о себе. Поэтому в процессе образования важно создавать ситуации, когда дети осознавали бы, как их видят окружающие (одноклассники, родители, учителя разных предметов).
4. Социальное самоопределение — это, по существу, открытие собственного «Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне, «ощущение себя автором (архитектором), творцом собственной биографии» (Г. А. Цукерман). Самоопределяющаяся в социуме личность начинает работать над собой: приобщается к самовоспитанию, самообучению (самообразованию), самооздоровлению, самоорганизации своих жизненных условий, самоуправлению своими жизненными обстоятельствами, профессиональной самореализации, самосохранению своей «Я-концепции» и даже социальной самозащите. Работа над собой создает у детей и подростков компенсаторный опыт: мальчишка «накачивает» мышцы, учится играть на гитаре, чтобы «вытеснить» в восприятии окружающих свою неуспешность в учебе.
5. Педагогическая организация социального самоопределения строится на механизме выявления и реализации потребностей самоосуществления личности (А. Маслоу): потребности в безопасности, потребности в социальных связях, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации, а кроме того, познавательной потребности, потребности в самовыражении и самоутверждении.
6. Социальное самоопределение личности строится как процесс «социальной автономизации» (М. И. Рожков) в рамках социальной общности (группы, коллектива, свободного межличностного общения). Самоопределяющаяся личность должна проявить готовность действовать как самобытная индивидуальность, способная противостоять асоциальным тенденциям, жизненным трудностям, издержкам рыночных отношений в социально-экономической области, но вместе с тем быть толерантной и инициативной.
Социальное самоопределение создает ребенку условия, в которых социально принятое поведение воспринимается им как привлекательное, оно сознательно принимается в сравнении с недозволенным или асоциальным. Грубость, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам нередко возникают у подростков на психологическом механизме подражания, нереализованного любопытства, как стремление все попробовать самостоятельно, убедиться на собственном опыте. Вместо жестких социальных запретов и ограничений, педагогический процесс организует ситуации (в игре, в творческих проектах), позволяющие ребенку мысленно «приложить» к себе последствия дурной привычки, «проиграть» асоциальную линию поведения.
Алгоритм технологии социального самоопределения строится как система этапов освоения социального опыта с установкой на субъектную активность.
Этап самопознания
Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживания противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.
Самопознание организуется такими способами педагогической технологии:
□ самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности, например: «Почему я так долго делаю уроки?»);
□ сравнение себя с другими (оно может быть организовано с помощью психологических игр: «У зеркала», «Волшебный стул», «Диалог с Великим» и др.); здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом — к сравнению с реальным человеком и от него — к сравнению себя с самим собой по формуле «был — стал»;
□ самоанализ (старшеклассники с успехом осуществят его в творческом сочинении «Неотправленное письмо», «Я больше всего люблю...», «Когда я буду взрослым...», на страницах альбома-анкеты, в словесных автопортретах, например «Кто Я? (В десяти ответах)», младшие школьники и подростки выйдут на самоанализ в игре-метафоре, где им предлагается представить и даже схематически нарисовать свои три «Я»:
• «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?),
• «Я» идеальное (Каким я хочу быть?),
• «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).
Педагогические задачи этого этапа успешно решаются в ситуациях индивидуальных и групповых бесед, например, на занятиях «Школы психологии саморазвития», клуба «Искусство быть другим». Здесь уместно использование тренингов, решение психологических задач.
На этом этапе у школьников должны возникнуть мотивы самоопределения, доминантная установка на самосовершенствование в той или иной области, например изменение осанки (физическое самосовершенствование), самостоятельную подготовку к поступлению в вуз, овладение информационной программой (самообразование), освоение игры на гитаре, латино-американских танцев (творческое самовыражение в художественной деятельности и др.).
Этап целеполагания
Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб-
ственного поведения и личностных качеств, то есть своеобразный «проект самого себя».
Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовершенствования, где было три раздела:
1) совершенствование качеств ума, чтобы стать культурным человеком;
2) приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой;
3) искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражительность и лень), чтобы уважать себя.
Создание программы должно сопровождаться разработкой определенных (новых) правил жизни, девизов, заповедей. На этом этапе уместны беседы о выдающихся личностях разных времен и культур, достигших признания людей благодаря самосовершенствованию, откровенные «разговоры в кругу», индивидуальные консультации по составлению личных программ работы над собой в той или иной области.
Этап изменения образа жизни
Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отказаться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить круг общения, отказаться от посещения некоторых мест (например, ночных дискотек) или, напротив, записаться в бассейн, в фитнес-клуб.
На этом этапе нужна организация специальной «групповой поддержки»: одобрение приятелей, их готовность подключиться к программе самосовершенствования, помощь родителей, в том числе в реализации нового режима жизни. Для изменения образа жизни очень важны яркие творческие дела, которые буквально «взорвут» серые будни прежней жизни (школьный праздник, творческие мастерские, КВН и др.).