Стратегия общности и коллективизма

Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными спо­собами реализации этой стратегии являются:

1. Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут распола­гаться на разных уровнях социальной значимости, условно говоря:

• «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «наслед­ник своей семьи»;

• социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, оформлен­ные, например, в виде общественных поручений в классе — «затей­ник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»;

• социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учебных дра­матизаций.

Осваивая социальные роли, дети и подростки охотно принимают и соци­альные сюжеты. Школьники реально интересуются проблемой выбора про-

фессии, выбора спутника жизни, проблемами семьи и взаимоотношений с ро­дителями, проблемами карьеры и материального благополучия. Поэтому учеб­ные проекты социальной практики дают достаточный социализирующий эф­фект, если строятся как сценарии реализации определенных социальных ролей в контексте социального сюжета.

2. Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятель­ности. Школьникам, особенно подросткам, очень важно осознавать себя членами какого-либо сообщества. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с другими. Здесь, в малой группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соот­носить «мое» и «наше». Но это сообщество должно быть признано взрослыми, и не вообще любыми, а социально значимыми для них взрослыми.

3. Столкновение личных и коллективных целей, потребностей. Это естествен­ная движущая сила социализации ребенка. Задачи воспитателя, орга­низующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе, таковы:

• заботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обога­щать их духом товарищества и дружбы;

• обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в по­зициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй», «Я — исполнитель», «Я — инициатор»;

• поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хоро­шим» (В. А. Сухомлинский);

• культивировать традиции своего коллектива.

Стратегия толерантности

Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области кол­лективного воспитания показали, что там, где дети раньше приучаются к от­ветственности, они проявляют больше терпимости к окружающим людям и доброты.

В современном российском обществе активно идет процесс стратификации (расслоения) людей по экономическим, профессиональным, национальным, религиозным признакам. Каждый общественный слой (страта) имеет свой об­раз жизни, вырабатывает свои жизненные ценности и цели образования.

Современному педагогу, с одной стороны, следует всегда учитывать, с детьми из каких страт он работает, поскольку их социализация прямо соотносится с их образом жизни. Но с другой стороны, необходимо культивировать у всех детей ценности толерантности: уважение и признание других культур, религий, спо­собов жизни. Именно образование должно способствовать тому, чтобы дети и подростки принимали толерантность как неизбежную и единственную возмож­ность социальной жизни в современном стратифицированном мире.

Тактика толерантности в процессе социализации предполагает реализацию следующих условий:

□ в любых образовательных ситуациях находить возможность демонстри­ровать школьникам проявления универсальных признаков разных куль­тур, действие принципа «единства в многообразии»;

□ обеспечивать постоянную реализацию принципа интеграции в самых разных социокультурных проявлениях жизни, чтобы школьники пере­живали и осознавали значение дружеского общения людей, их сотруд­ничества, взаимопомощи;

□ на конкретных примерах и в реальных жизненных ситуациях раскрывать школьникам нравственный инвариант (неоспоримую общечеловеческую нравственную сущность), на которой «сходятся» жизненные ценности людей разных национальностей и социальных групп;

□ обогащать социальные представления детей и подростков образцами ве­ликих примеров толерантного поведения, мирного сосуществования го­родов и государств;

□ осваивать права Человека (международные декларации, Конституция РФ), разрабатывать правовые документы своего школьного социума («За­коны нашей школы», «Заповеди дежурного», «Правила классной жиз­ни» и др.).

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

14.3.1. Технология социального самоопределения

По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в об­разовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процес­сов приучения человека к культуре на процессы самоопределения личности в культуре, развитие ее способности самостоятельно выстраивать свою деятель­ность и отношения в социуме.

Теоретическая концепция технологии социального самоопределения строится на достижениях педагогических концепций организации субъектной активнос­ти личности в процессе воспитания, обучения и социализации (А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский, Г. С. Селевко, А. Н. Тубельский, Г. А. Цукерман, А. Маслоу, Э. Фромм и др.). Сторон­ники идеи самоопределения исходят из того, что ребенок — это всегда индиви­дуальность, которая стремится самостоятельно реализовать свою заданность.

1. Социальное самоопределение — это процесс самостоятельного, осознан­ного выбора ребенком себя в качестве субъекта деятельности и общения. Субъект самоопределяется как социализированный индивид (как существо, обладающее сознанием и волей) и как достаточно социализированная личность (как существо, ставящее духовные цели и определения своей деятельности и отношениям). Иными словами, достижение достаточного уровня социализи-

рованности становится решающим условием освоения личностью позиции субъекта деятельности и общения.

2. Социальное самоопределение предполагает, в первую очередь, определе­ние себя по отношению к нравственным ценностям общества. За выбор действия или поступка человек держит ответ перед самим собой, перед внутренними инстанциями своего сознания: он сам себе нечто запрещает или разрешает, даже побуждает к действию.

3. Социальное самоопределение возможно осуществить только на основе знания своей «самости». В психологии известна закономерность отражения в сознании человека образа своего «Я»: отношение окружающих к нему — это отражение его собственного представления о себе. Поэтому в процессе обра­зования важно создавать ситуации, когда дети осознавали бы, как их видят окружающие (одноклассники, родители, учителя разных предметов).

4. Социальное самоопределение — это, по существу, открытие собственно­го «Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне, «ощущение себя автором (архитектором), творцом собственной биографии» (Г. А. Цукерман). Самоопределяющаяся в социуме личность начинает работать над собой: приобщается к самовоспитанию, самообучению (самообразованию), самооз­доровлению, самоорганизации своих жизненных условий, самоуправлению своими жизненными обстоятельствами, профессиональной самореализации, самосохранению своей «Я-концепции» и даже социальной самозащите. Рабо­та над собой создает у детей и подростков компенсаторный опыт: мальчишка «накачивает» мышцы, учится играть на гитаре, чтобы «вытеснить» в восприя­тии окружающих свою неуспешность в учебе.

5. Педагогическая организация социального самоопределения строится на механизме выявления и реализации потребностей самоосуществления личности (А. Маслоу): потребности в безопасности, потребности в социальных связях, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации, а кроме того, познавательной потребности, потребности в самовыражении и самоутверждении.

6. Социальное самоопределение личности строится как процесс «социаль­ной автономизации» (М. И. Рожков) в рамках социальной общности (группы, коллектива, свободного межличностного общения). Самоопределяющаяся личность должна проявить готовность действовать как самобытная индивиду­альность, способная противостоять асоциальным тенденциям, жизненным трудностям, издержкам рыночных отношений в социально-экономической области, но вместе с тем быть толерантной и инициативной.

Социальное самоопределение создает ребенку условия, в которых социаль­но принятое поведение воспринимается им как привлекательное, оно созна­тельно принимается в сравнении с недозволенным или асоциальным. Грубость, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам нередко возникают у под­ростков на психологическом механизме подражания, нереализованного любопытства, как стремление все попробовать самостоятельно, убедиться на собственном опыте. Вместо жестких социальных запретов и ограничений, пе­дагогический процесс организует ситуации (в игре, в творческих проектах), позволяющие ребенку мысленно «приложить» к себе последствия дурной при­вычки, «проиграть» асоциальную линию поведения.

Алгоритм технологии социального самоопределения строится как система этапов освоения социального опыта с установкой на субъектную активность.

Этап самопознания

Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего обра­за жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоле­ние себя, социальная активность возникают у человека из переживания про­тиворечия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершен­ствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

Самопознание организуется такими способами педагогической технологии:

□ самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности, например: «По­чему я так долго делаю уроки?»);

□ сравнение себя с другими (оно может быть организовано с помощью пси­хологических игр: «У зеркала», «Волшебный стул», «Диалог с Великим» и др.); здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом — к сравнению с реальным человеком и от него — к сравнению себя с самим собой по формуле «был — стал»;

□ самоанализ (старшеклассники с успехом осуществят его в творческом сочинении «Неотправленное письмо», «Я больше всего люблю...», «Ког­да я буду взрослым...», на страницах альбома-анкеты, в словесных авто­портретах, например «Кто Я? (В десяти ответах)», младшие школьники и подростки выйдут на самоанализ в игре-метафоре, где им предлагается представить и даже схематически нарисовать свои три «Я»:

• «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?),

• «Я» идеальное (Каким я хочу быть?),

• «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

Педагогические задачи этого этапа успешно решаются в ситуациях инди­видуальных и групповых бесед, например, на занятиях «Школы психологии саморазвития», клуба «Искусство быть другим». Здесь уместно использование тренингов, решение психологических задач.

На этом этапе у школьников должны возникнуть мотивы самоопределения, доминантная установка на самосовершенствование в той или иной области, например изменение осанки (физическое самосовершенствование), самосто­ятельную подготовку к поступлению в вуз, овладение информационной про­граммой (самообразование), освоение игры на гитаре, латино-американских танцев (творческое самовыражение в художественной деятельности и др.).

Этап целеполагания

Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб-

ственного поведения и личностных качеств, то есть своеобразный «проект са­мого себя».

Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовер­шенствования, где было три раздела:

1) совершенствование качеств ума, чтобы стать культурным человеком;

2) приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой;

3) искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражитель­ность и лень), чтобы уважать себя.

Создание программы должно сопровождаться разработкой определенных (новых) правил жизни, девизов, заповедей. На этом этапе уместны беседы о выдающихся личностях разных времен и культур, достигших признания лю­дей благодаря самосовершенствованию, откровенные «разговоры в кругу», индивидуальные консультации по составлению личных программ работы над собой в той или иной области.

Этап изменения образа жизни

Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отка­заться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить круг общения, отка­заться от посещения некоторых мест (например, ночных дискотек) или, на­против, записаться в бассейн, в фитнес-клуб.

На этом этапе нужна организация специальной «групповой поддержки»: одобрение приятелей, их готовность подключиться к программе самосовершен­ствования, помощь родителей, в том числе в реализации нового режима жиз­ни. Для изменения образа жизни очень важны яркие творческие дела, которые буквально «взорвут» серые будни прежней жизни (школьный праздник, твор­ческие мастерские, КВН и др.).

Наши рекомендации