Методика «Показатели индивидуализма— коллективизма» (ПИК)

(Почебут Л.Г. Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос. СПб.: Изд-во СПбГУ,2002; Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ,2005.)

Разработана Л. Г. Почебут на основе описания культурных синд­ромов Г. Триандиса. Предназначена для выявления индивидуалист­ских либо коллективистских установок личности.

Текст

Инструкция. Выберите одно из предложенных суждений. Отметь­те его знаком «+».

1.

А. Когда я в жизни сталкиваюсь с какими-либо трудностями, я обычно обращаюсь за помощью к друзьям или коллегам по работе.

Б. Я самостоятельно справляюсь со своими трудностями, не прибегая к помощи друзей или коллег.

2.

А. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что я могу делать то, что считаю необходимым для дела.

Б. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что вношу существенный вклад в общее дело.

3.

А. Я считаю, что женщины должны заниматься своими дела­ми и не претендовать на мужские виды работ.

Б. Я считаю, что женщины должны выполнять те же виды ра­бот, что и мужчины.

4.

А. В нашем обществе неукоснительно соблюдаются права кон­кретного человека.

Б. В нашем обществе права группы важнее прав отдельного человека.

5.

А. Мне было бы неприятно общаться с человеком, который упорно добивается своего, не принимая в расчет интересы окружающих его людей.

Б. Человек, который настойчиво добивается своих целей, не обращая внимания на интересы окружающих, мог бы слу­жить для меня примером.

6.

А. Со старшими по возрасту или вышестоящими по статусу я привык общаться как с равными.

Б. Старшим по возрасту или вышестоящим по должности я привык оказывать уважение и почтение.

7.

А. При знакомстве с новым человеком я интересуюсь его со­циальным положением (где и кем он работает).

Б. При знакомстве с новым человеком я больше интересуюсь его личностными чертами, чем его социальным положением.

8.

А. В жизни очень важно, чтобы окружающие люди любили и уважали меня.

Б. В жизни важно сделать что-то очень существенное, что при­несло бы пользу другим людям.

9.

А. Мне нравится рассказывать друзьям и знакомым о своих успехах и достижениях.

Б. Я предпочитаю быть скромным и не хвастаться своими успехами.

10.

А. Я надеюсь, что буду поддерживать тесные, дружеские, обя­зывающие отношения с несколькими близкими друзьями всю жизнь.

Б. Я надеюсь иметь в жизни много друзей, отношения с кото­рыми будут легкими, приятными, но ни к чему не обязы­вающими.

11.

А. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с родными или друзьями.

Б. Принимая важное решение, я стараюсь обдумать его само­стоятельно, ни с кем не советуясь.

12.

А. Выбирая профессию или работу, я ориентируюсь исклю­чительно на свои потребности и интересы.

Б. Выбирая профессию или работу, я следую совету своих ро­дителей или друзей, принимая во внимание их жизненный опыт и оценку моих способностей.

13.

А. Когда меня постигает неудача, я замыкаюсь в себе и пере­живаю в одиночестве.

Б. В случае неудачи я жду сочувствия и помощи от друзей и, как правило, получаю их.

14.

А. Мое настроение повышается, когда между коллегами по ра­боте царят мир, согласие, взаимопонимание и взаимопо­мощь.

Б. На мое настроение никак не влияют взаимоотношения моих коллег по работе.

15.

А. Мои убеждения — это мое личное дело. Я никому не по­зволю ставить их под сомнение.

Б. Для меня важно, чтобы мои друзья разделяли мои убеждения.

16.

А. Я предпочитаю жить поближе к родителям (или вместе с ними), чтобы помочь им в случае необходимости.

Б. Я предпочитаю жить независимо от родителей, и финансо­во, и территориально.

17.

А. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь изменить ситуацию в свою пользу.

Б. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь приспо­собиться к возникшей ситуации.

18.

А. Мнение окружающих о моем поведении очень важно для меня.

Б. Мне совершенно безразлично мнение окружающих о моем поведении.

19.

А. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на че­ловека, — это обратиться за помощью к авторитетному для него лицу.

Б. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на че­ловека, — это обратиться к нему лично.

20.

А. Я считаю, что каждый должен заботиться о себе сам.

Б. Я считаю, что люди должны помогать друг другу, заботить­ся о ближнем.

21.

А. Мнение моих родителей для меня важнее мнения моего супруга.

Б. Мнение моего супруга для меня важнее мнения моих роди­телей.

22.

А. Я пытаюсь объяснять поведение людей правилами, норма­ми, традициями, принятыми в их культуре. Б. Я пытаюсь объяснять поведение людей их личностными особенностями и установками.

23.

А. Мне нравится рассказывать окружающим людям о себе самом.

Б. Мне нравится слушать рассказы знакомых людей об их жизни.

24.

А. Я сильно переживаю, если окружающие люди не одобряют мое поведение.

Б. Я равнодушен к оценке окружающими людьми моего по­ведения.

25.

А. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, нужно просто делать свое дело.

Б. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, необходимы добрые и долговременные взаимоотношения с партнерами.

26.

А. Мой кумир — это герой-одиночка, который борется со сво­ими врагами.

Б. Мой кумир — это человек, который организует и сплачи­вает группу людей для победы.

27.

А. Я думаю, это справедливо, когда при распределении пре­мии или любой награды каждый член группы получает ка­кую-то часть.

Б. Я думаю, это справедливо, когда при распределении пре­мии или любой награды каждый получает только то, что заработал.

28.

А. Я считаю, что если знакомый мне помог, то достаточно рас­считаться с ним деньгами.

Б. Я считаю, что если знакомый мне помог, то нужно отпла­тить ему услугой за услугу.

29.

А. Вполне возможно, что, когда я иду в гости к друзьям, я могу привести с собой еще одного человека, ранее не знакомо­го с хозяевами дома.

Б. Для меня совершенно неприемлемо привести в дом к моим друзьям ранее не знакомого им человека, предварительно не договорившись.

30.

А. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе вызы­вают дух конкуренции и способствуют повышению резуль­тативности труда.

Б. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе отри­цательно влияют на результаты их труда.

Ключ

1. А - к; Б - и 11.А-к; Б - и 21.А - и; Б - к
2.А-и;Б-к 12.А - и; Б - к 22. А - к; Б - и
3.А-к; Б - и 13. А - и; Б - к 23.А - и; Б - к
4. А - и; Б - к 14.А-к; Б - и 24.А-к; Б - и
5. А - к; Б - и 15.А - и; Б - к 25.А - и; Б - к
6.А - и; Б - к 16.А-к; Б - и 26.А - и; Б - к
7.А-к; Б - и 17.А - и; Б - к 27. А - к: Б - и
8. А - к; Б - и 18.А-к; Б - и 28.А - и; Б - к
9.А - и; Б - к 19. А - к; Б - и 29.А-к; Б - и
10.А - к; Б - и 20.А-и; Б - к ЗО. А - и; Б - к

Каждое совпадение ответа респондента с ключом оценивается в один балл. Затем высчитывается сумма баллов коллективизма и сум­ма баллов индивидуализма. Превышение баллов по одной из шкал говорит о тенденции человека к тому или иному типу культуры. Ре­зультаты нашего исследования мнений 766 респондентов (жители Санкт-Петербурга разных социальных групп, возраста и пола) по­казали следующее: средние баллы коллективизма равнялись 16,23 (стандартное отклонение = 3,65); средние баллы индивидуализма равнялись 13,73 (стандартное отклонение — 3,67).

Наши рекомендации