Уровень учебной деятельности
Учитель и учащиеся в учебном процессе взаимодействуют на конкретном содержании, которое «материализовано» в деятельности на уроке, на экскур-
сии, в домашней работе, то есть в главном дидактическом отношении «преподавание — учение». Этот уровень содержания обучения находит свое воплощение в учебниках и учебных пособиях.
Учебники содержат изложение конкретного научного знания, а также познавательные задачи и упражнения для отработки умений и навыков. Дидактический анализ современных учебников для основной и профессиональной школы (Л. Я. Зориной, Д. Д. Зуева, В. В. Краевского, О. П. Околелова) показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, где соблюдены следующие требования:
□ содержание учебника четко структурировано — выделены главные единицы текста (части, разделы, главы, параграфы), иерархия целого и части выражена в системе символов, типографским исполнением шрифтов и приемов печати;
□ представлены различные средства и методы, побуждающие учащихся к мотивированной познавательной деятельности (четкая постановка учебных задач, обращения к области познавательных интересов учащихся, использование убедительных примеров, ярких фактов, парадоксальных суждений);
□ основное знание моделируется в символической или графической форме, выделяются наиболее общие понятия и отношения, их закономерные взаимосвязи;
□ содержание учебника ориентировано на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся (постепенное усложнение материала, включение системы наводящих вопросов и скрытых подсказок, использование заданий для самоконтроля и самопроверки, памяток по организации самообразования);
□ в текст включены информационные «заставки» по проблемам истории науки, сведения из биографий выдающихся ученых и деятелей культуры, занимательная информация, расширяющая кругозор учащихся и побуждающая их к творчеству, сведения о новейших гипотезах науки и др.
При отборе информационного материала в учебнике автор ориентируется, в первую очередь, на ведущий компонент данного учебного предмета. Когда это условие нарушается, на свет появляются, например, учебники литературы для средней школы, где представлен научный литературоведческий анализ сочинений русских классиков вместо материала для художественного познания действительности и приобщения учащихся к искусству художественного слова.
Научное содержание в учебнике может быть представлено как в логике современной науки (ее определенные области, разделы), так и в логике истории науки (от наблюдения явлений к их объяснению). Первый путь дает более целостную картину научного знания, но он труднее для восприятия учащимися. Второй путь увлекательнее, но требует специальных педагогических средств, чтобы у учащихся сложилась целостная картина научного знания. Выбор того или иного пути построения содержания учебника зависит от того, как построена программа данного учебного курса — линейно, концентрически или модульно.
Модульный учебник выстраивает содержание в интегративной структуре. В нем нет привычного текста с подробным изложением материала, а каждый программный модуль представлен набором взаимосвязанных блоков:
1. Блок «вход» предназначен для актуализации опорных знаний и способов действий (это вопросы и вспомогательный текст, где приводятся опорные понятия и способы действия).
2. Теоретический блок содержит основной учебный материал, расположенный в определенном порядке:
□ дидактическая цель,
□ формулировка учебной задачи,
□ изложение основного содержания материала,
□ контрольный тест.
3. Блок «генерализации» — обобщение изученного содержания, восхождение от абстрактного к конкретному (примеры, иллюстрации, реальные ситуации).
4. Блок «применения» — система задач и упражнений.
5. Блок «стыковки» — совмещение пройденного материала с содержанием смежных модулей и межпредметных связей.
6. Блок «углубления» предлагает учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявивших особый интерес к предмету.
7. Блок «выход» — контрольные задания. Учащимся, не выполнившим то или иное задание, предлагается вернуться в тот или иной предыдущий блок.
Модульный учебник может использоваться дифференцированно и для основного, и для углубленного уровня освоения курса.
Уровень результата обучения
Содержание обучения проявляется и на уровне личностного развития ученика (его потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций и убеждений). Ученик «присваивает» основные компоненты обобщенного социального опыта, в которых реализуется содержание обучения, и его отношение к действительности приобретает личностный смысл, становится осмысленным.
Этот уровень содержания обучения реализуется в обратной связи учебного процесса как результат обучения, с ним непосредственно связана характеристика его качества. Качество обучения — это:
□ мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне;
□ степень успешности освоения учащимися образовательных программ по предметам, предусмотренным учебным планом;
□ уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения, мера соотнесения «педагогического замысла» учителя и «жизненного смысла» учеников. Объективно содержание обучения на уровне результатов заложено в вопросах экзаменационных билетов и письменных заданий, в тестах ЕГЭ.
Следует помнить, что в рассмотренной нами иерархии пяти уровней содержания обучения каждый последующий опирается на предыдущий и все уровни находятся во взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в материал конкретного урока, в параграф учебника должен быть включен и уровень теоретических представлений, и предметный уровень содержания обучения, а реализацию всех уровней следует проверять на уровне результатов обучения.
Таким образом, содержание обучения представляет собой научное знание как специально организованную педагогическую систему. Современные теоретики обучения (В. П. Зинченко, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. И. Слободчиков, В. В. Сериков) определяют ведущие методологические ориентиры ее организации.
1. В содержании современного обучения ведущая роль принадлежит социокультурному контексту. Содержание обучения «черпается» из совокупности достижений материальной и духовной культуры общества и строится на механизме интериоризации ценностей культуры во внутренний мир личности.
2. Содержание современного обучения «выходит» в сферы функциональной грамотности личности: лингвистической, коммуникативной, компьютерной, естественно-математической, психологической, здоровье-сберегающей и др. Достаточное освоение содержания обучения на уровне функциональной грамотности не только обеспечивает личности эффективное действие в социуме, но и является фундаментом становления компетентностей.
3. Усвоение содержания обучения — не формальная цель, а средство развития познавательных способностей личности, ее способностей к коммуникации, рефлексии и стремления к самосовершенствованию. Содержание обучения должно обеспечивать механизм экстериоризации, то есть «восхождения» от собственных мыслей к эмоциональной оценке и волевым усилиям, к собственным действиям.
4. Содержание обучения направлено на формирование в каждой предметной области основных психодидактических компонентов:
• системы развития научных представлений;
• системы развития субъективных отношений
• системы развития индивидуальных стратегий и технологий деятельности.
5. Современное содержание обучения должно предоставлять учащимся возможность амплификации, то есть свободного выбора, поиска и нахождения себя в учебном материале.
Формы обучения
Глава 10