I. Технология организованного общения школьников.
При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному руководителю следует выдержать определенную технологическую последовательность.
1. Изучение межличностных отношений детей.
С помощью известного метода социометрии следует выявить неформальную структуру класса: определить «звезд» и «аутсайдеров», принятых и непринятых, взаимные симпатии и антипатии, общий уровень принятия и непринятия одноклассниками друг друга. Социограмма наглядно покажет приятельские объединения отдельных детей и многочисленный хаос ищущих связей в общении мальчиков и девочек.
2. Организация малых групп.
Учебный класс в составе 25—35 человек не позволяет организовать полноценное общение школьников. Очень сложно поддерживать контакт с таким количеством одноклассников. Кроме того, в классе (в силу того что это учебная группа) преобладает открытая активность учителя при пассивной позиции детей.
Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера, микрогруппы.
Одним из важных технологических вопросов является определение состава микрогрупп. Прежде чем распределять детей в группы, воспитателю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики с мальчиками. Но внеклассная ра-
бота для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начинать можно и с однородных групп.
Существуют различные способы организации детей в группы. Вот некоторые из них/
«Фонарик».Классный руководитель называет имена «звездочек», самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит остальных собраться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Воспитателю следует (опять опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.
«Магнит».Воспитатель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.
«Предпочтение». Школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т. д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.
Воспитательный результат групповой деятельности определяет именно общение детей в группе: дети эмоционально влияют друг на друга, делятся информацией и охотно передают умения, «болеют» друг за друга в ситуациях соревнования с другими группами.
3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.
Чтобы добиться решения этой задачи, следует помнить, что распределение поручений в группе — это распределение ролей. Детям нетрудно объяснить, что в группе у каждого должны быть свои функции, обязанности (как в футбольной команде или в экипаже боевого корабля). Психологические исследования показывают, что в малой группе, чтобы она обеспечивала воспитывающую деятельность и общение детей, необходимы следующие роли:
□ лидера, организатора, помогающего воспитателю координировать работу малых групп («командир»);
□ функциональные роли («затейник», «артист», «художник», «поэт»);
□ роли, помогающие осуществлять поиск нужной информации в том или ином виде деятельности («библиотекарь», «журналист», «консультант»);
□ роли, стимулирующие самоорганизацию и самодисциплину групповой деятельности («дежурный командир», «боцман», «вахтенный», «впередсмотрящий»).
Технология организованного общения школьников будет результативна с точки зрения личностно ориентированного образования, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:
□ организацию взаимодействия микрогрупп в классе;
□ обучение детей культуре общения;
□ гуманизацию отношений мальчиков и девочек;
□ выстраивание «регуляторов» жизни класса: совместную выработку законов, правил, традиций своего класса;
□ создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;
□ предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;
□ развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.
Перечисленные условия для каждого конкретного класса будут иметь разную значимость, но технология организованного общения такова, что главной заботой воспитателя являются именно отношения детей. Поэтому такие условия одновременно становятся и конкретными задачами классного руководителя.