Технологический алгоритм воспитательного мероприятия
1. Определение цели.
Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. Нередко множество мероприятий, на подготовку которых классный руководитель потратил огромное количество времени и сил, «проваливаются» только потому, что они были совершенно не нужны учащимся его класса, их жизнь со своими проблемами протекала «параллельно» замыслам педагога. Вот почему технологически нелепым действием воспитателя является поиск в журналах или в архивах у коллег «интересного» готового сценария мероприятия.
2. Построение содержания и выбор формы мероприятия.
Каждое мероприятие связано с определенной областью культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, ориентирующее на основную цель мероприятия. Так, если целью вечера будет отдых, развлечение, создание доброжелательного настроя в отношениях воспитанников, то основное содержание стоит построить на шутках, веселых сценках, песнях и розыгрышах. А вот если цель вечера — дать старшеклассникам представление об идеалах, мечтах, устремлениях их ровесников в годы Великой Отечественной войны, то потребуется отбор иного литературного, музыкального и кино-, фотоматериала.
Содержание мероприятия органично связано с формой его реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовым будет мероприятие (для всех классов в параллели, только для одного класса, с приглашением родителей), какая форма общения будет ведущей — монолог воспитателя или приглашенного гостя (лекция, устный журнал), диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов), дискуссия (литературный поединок, вечер встречи поколений). Но в технологии мероприятия возможны варианты, когда цель воспитателя ясно требует определенной формы: например, стремление воспитателя активизировать учебную деятельность школьников по литературе и русскому языку рождает идею провести в классе викторину по образцу телевизионного «Поля чудес».
Кстати, многие телевизионные игровые формы, например КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай мелодию», с успехом адаптируются в практике воспитания как мероприятия. Но в таком «переносе» телевизионных форм таится некоторая опасность воплощения формы ради формы, когда задача провести воспитательное мероприятие с определенной педагогической целью уходит из поля зрения воспитателя.
3. Подготовка мероприятия.
Она требует организации нескольких важных моментов.
□ Определение времени проведения мероприятия: конкретной даты, часа. Важно учесть, на какой день учебной недели планируется мероприятие, не будут ли дети излишне возбуждены, например после урока физкуль-
туры, успеют ли участники и гости подготовиться к мероприятию. Кроме опасности не успеть подготовить мероприятие, есть и опасность затянуть подготовку, и тогда у детей утратится к нему интерес, увлекут другие занятия.
□ Определение места проведения мероприятия. Многие мероприятия теряют половину своей результативности только из-за того, что проводятся после уроков в душном классе, где дети сидят на привычных местах, а классный руководитель, как на уроке, занимает место у доски. Интересно, что В. А. Сухомлинский свои беседы со школьниками на самые сложные мировоззренческие и нравственные темы (о Родине, о долге перед родителями, о любви и дружбе) проводил только на природе: в школьном саду, в живописном месте на берегу реки, на цветущем лугу.
□ Оформление мероприятия. Каждое мероприятие требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элементами оформления могут быть шутливые эмблемы участников, шары и цветы.
□ Организация участников мероприятия. «Львиная доля» подготовки к мероприятию приходится на самого воспитателя, поскольку он реализует технологию педагогического воздействия. Он, как правило, выступает в роли ведущего, и его слово выражает главные идеи мероприятия. Поэтому воспитатель должен тщательно отобрать содержание, найти нужный уровень эмоциональной интонации, быть искренним и убежденным.
В подготовке мероприятия должны участвовать и воспитанники. Как правило, отдельным детям или микрогруппам даются поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе воспитатель может уступить свою роль главного руководителя мероприятия кому-либо из членов актива.
4. Проведение мероприятия.
Если алгоритм технологии мероприятия выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.
5. Анализ итогов мероприятия.
Такой анализ организуется в ближайший день после мероприятия, пока у участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих переживаний. Разговор в логике «понравилось — не понравилось» не принесет большой воспитательной пользы. В центр обсуждения итогов мероприятия следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что, на твой взгляд, стоило сделать иначе и почему; твои предложения в план мероприятий на будущее.
Технология игры
Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отечественные исследователи теории и технологии педагогически организованной игры (Ю. П. Азаров, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, В. Ф. Матвеев, С. А. Шмаков, М. Г. Яновская) классифицируют их по разным основаниям:
□ по предметному оснащению — с природными материалами, игрушками, спортивным инвентарем;
□ по отношению к учебной деятельности — дидактические и досуговые;
□ по мере творчества — игры по правилам, творческие игры;
□ по характеру ролевого начала — сюжетно-ролевые, игры-драматизации;
□ по продолжительности — кратковременные, длительные многофункциональные конкурсы и турниры и т. д.
Организуя игру, воспитателю следует выбрать ее типообразно конкретной ситуации воспитания.
Технологический алгоритм игры в процессе воспитания представлен тремя основными компонентами.
1. Создание у участников игрового состояния.
Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки, он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку порой достаточно надеть гюйс и бескозырку, чтобы он сразу себя почувствовал моряком, готовым отправляться в дальнее плавание.
В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.
Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участников, прямых дисциплинарных установках, обречена на неудачу.
2. Организация игрового общения.
Игровое общение по своей природе — процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии {«капитан» — «боцман», «вождь племени» — «разведчик»).
Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:
□ установления личного контакта участников игры;
□ добровольного принятия детьми игровой роли;
□ установления игровых правил, обязательных для всех участников;
□ обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил
игры;
□ организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально
идентифицировать себя с играющими детьми).
Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому профессиональный воспитатель должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции воспитателя:
□быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);
□ проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;
□ тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.
3. Организация игрового действия.
Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений (командная игра в мяч), трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.
Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удовольствие, удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры и должна искать «скрытые» способы, «вплетенные» в естественную ткань игры.
Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель, например; развить двигательные навыки детей, расширить их кругозор, дать представление о тех или иных сторонах социальной жизни, раскрыть творческие возможности воспитанников, создать для них ситуа-
ции переживания успеха, обогатить опыт дружеского общения в коллективе и др. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы доказать, что мы лучше», «чтобы получить приз» и др.
Детская игра должна иметь результативное завершение. И это не только факт состоявшейся победы, поражения (или «победила дружба»), но и яркое эмоциональное переживание итога игрового действия. В педагогически организованной детской игре важно отметить всех участников: победителей — особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших — за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие «взлеты», за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь...
Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.