Понятие технологии воспитания и ее особенности

Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не толь­ко как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любо­пытно, что, несмотря на близкую к актерскому делу публичность и словесность воспитательной деятельности, она все-таки ближе к искусству врача. Об этом очень интересно размышлял более ста лет назад известный русский историк педагогики Л. Н. Модзалевский. Он замечал, что педагогика, бесспорно, яв­ляясь наукой, является и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям»51. Таким обра­зом, в искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составля­ющая, которая именуется технологией.

«Технология» образовано от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение. Технология воспитания— это система разрабо­танных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспи­тательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастер­ства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.

Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассмат­ривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающих­ся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так, в поздних сочинениях А. С. Макарен­ко, в стенограммах его выступлений перед учителями часто встречаются тер­мины «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка». Они не случайны: А. С. Макаренко, по существу, оставил нам в наследство техноло­гию воспитания детского коллектива. Одна из последних работ В. А. Сухом-линского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» к проблемам технологии воспитания.

---------------

51 Модзалевский Л. И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб., 2000. Т.I. C. 29.

«Как?»— коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек»на все случаи жизни и применительно к любым детям. Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспи­тания воплощается в конкретный результат.

Но следует серьезно учитывать, что технология воспитания — это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому она имеет свои особенности.

Не всякое явление в области воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов еще немало тех, кто категорически не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказывается при­знать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно, воспитание, как никакая другая деятельность, связано с личностным и ин­дивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требует­ся для технологического уровня осмысления процесса. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогиче­ской системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы по­чти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой вы­дающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала. Иными словами, успех в решении воспитательных проблем нередко опреде­ляет не отработанная технология, а талант и мастерство воспитателя, его лич­ные качества.

Технологии воспитания — весьма наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует анализа и отбора огромного объема научной инфор­мации из всех областей человекознания. Если, например, учесть, что в современ­ной общей и социальной психологии существует более 70 концепций, разъясня­ющих психологическую структуру личности, то создание технологии воспитания базовой культуры личности представляется замыслом очень утопичным.

Технологии воспитания не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, хотя в области экономики, промышленного производства гарантированность результата — обязательный признак надежности технологии. По­чему так происходит? В воспитании на его объект (ребенка, детский коллек­тив, воспитательную систему семьи или школы), кроме собственно реализуемой технологии, всегда действует такой массив внешних и внутренних влияний, и действуют они так противоречиво, что даже прогнозировать конкретный ре­зультат весьма самонадеянно, а тем более ожидать, что технология его гаран­тирует. Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере вос­питанность человека проявится в зрелые годы его жизни и далеко не в публич­ных ситуациях, где ее можно будет зафиксировать.

Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.

1. Определение четкой конкретной цели.

Цель в технологии воспитания, по существу, является гипотетической иде­ей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной техноло­гии производят по соотнесению полученного результата и цели.

2. Разработка «пакета» теоретических оснований.

Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические пред­ставления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определен­ные педагогические концепции. Если педагог понимает воспитание только как «воздействие на ребенка», как «формирование его личности», то он предпоч­тет технологию жесткой организации жизни и деятельности воспитанников; если же он видит в процессе воспитания механизмы личностного взаимодей­ствия с детьми, то весь технологический арсенал его воспитания будет «рабо­тать» на обеспечение ребенку позиции субъекта деятельности и общения.

3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности.

В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные си­туации. Целесообразно выделять такие виды воспитательных ситуаций: под­готовительная, функциональная, контрольная, итоговая.

4. Анализ результатов (мониторинг — коррекция-рефлексия).

Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии вос­питания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений вос­питанников к глубинным личностным изменениям.

Во-первых, следует обратить внимание на внешний вид детей, пластику их движений, позы, мимику, в которых проявляется их личностное отношение.

Во-вторых, необходимо оценивать изменения в картине физического и пси­хического здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).

В-третьих, результативность технологии воспитания нужно «отслеживать» в деятельности детей и в их взаимоотношениях; здесь проявятся не только от­крывшиеся способности, новые интересы, но и ценностные предпочтения вос­питанников.

В-четвертых, эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действу­ет на «Я-концепцию» и как способствует самоопределению личности.

Самыми главными экспертами результативного «продукта» применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично по­нял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше. Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, реф­лексивно обращается к своему социальному опыту.

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов клас­сификации технологий воспитания (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ф. А. Мустаева, Л. Е. Никитина, И. П. Подласый, Г К. Селевко и др.). Технологии вос­питания классифицируют:

□ по философской основе:

• материалистические,

• прагматические,

• гуманистические,

• антропософские;

□ по научной концепции:

• поведенческие,

• деятельностные,

• интериоризаторские,

• нейролингвистического программирования;

□ по категории объекта:

• индивидуальные,

• групповые,

• коллективные,

• массовые.

Но любые классификации остаются условными, поскольку не вмешают все многообразие технологий воспитания. В своей практической деятельности воспитатель чаще всего стоит перед конкретными вопросами: как преобразо­вать воспитательную ситуацию, как выбрать способы действия (свои, прове­ренные многократно, или успешно примененные кем-то; известные или но­вые, новаторские; «быстродействующие» или длительные, системные), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей? Эти вопросы требу­ют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса. Исходя из этого, систему тех­нологии воспитания можно представить на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.

1. Повседневные технологии воспитания. Они используются для решения ти­повых задач воспитательного процесса. К таким технологиям относятся доста­точно универсальные практики повседневного педагогического общения, на­пример технология поддержания и переключения внимания детей во время беседы с ними, технология разрешения конфликтов детей, технология включе­ния детей в игру, технология предъявления педагогического требования. В этом же ряду стоят технология планирования воспитательной работы классным ру­ководителем, технология педагогической диагностики в процессе воспитания.

2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применя­ются в связи с определенными обстоятельствами: например, в классе регуляр­но возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощренно манипу­лирует товарищами и даже взрослыми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры»:

□ задает участникам ссоры вопросы, которые побуждают каждого из них по-своему описать происходящее;

□ дает «пострадавшей стороне» понять, что видит ситуацию так же, как она;

□ выводит поссорившихся на размышление о том, почему так развивались их отношения;

□ обсуждает с детьми варианты разрешения случившегося.

Такая технология позволит создать у детей собственный опыт оценки по­ступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обна­жить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.

Такого же рода технологией воспитания является технология организации «ситуации успеха». «Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, при­нятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуация успеха» должна возникнуть в деятель­ности ребенка):

□ культивирования настроения доброжелательности, дружелюбия;

□ снятия страха перед деятельностью;

□ скрытой помощи, завуалированного инструктирования;

□ «авансирования» ребенка (термин А. С. Макаренко), то есть оглашения его достоинств, подбадривания, подкрепления его «персональной исклю­чительности»;

□ усиления мотивов деятельности;

□ педагогического внушения (мобилизующее на успех);

□ педагогической оценки результатов деятельности и проявленных качеств личности52.

3. Перспективные технологии воспитания.

Такие технологии реализуют определенную модель достаточно длительной организации воспитательного процесса. Они могут быть связаны с конкрет­ными педагогическими функциями воспитателя: своя технология воспитатель­ной работы есть у классного руководителя, у воспитателя загородного лагеря, руководителя детского клуба по интересам, спортивного педагога. Перспек­тивные технологии воспитания могут выстраиваться на основании специфи­ки форм воспитания; технология мероприятия, технология игры, технология коллективного дела. Остановимся подробнее на нескольких перспективных технологиях воспитания.

Технология мероприятия

«Мероприятие» — семантика этого слова достаточно прозрачна: «принятие мер», и авторитарная направленность смысла очень открыта.

---------

52 Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1988. Тема 11.

В советской школе мероприятие было едва ли не главной формой воспита­ния: в технологии мероприятия проводились пионерские сборы и комсомоль­ские собрания, политинформации, линейки, классные часы и праздничные вечера. Поэтому технологически мероприятие себя исчерпало, превратившись в своеобразный «моноспектакль» воспитателя. Но из современной практики воспитания мероприятие нужно не изгонять, обличая его в авторитарной сущ­ности, а использовать его технологично по назначению.

Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, за­нятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников.

Прежде чем рассмотреть технологический алгоритм мероприятия, следует обратить внимание на то, что оно реализует технологию педагогического воз­действия. Признание необходимости использовать эту технологию воспита­ния ничуть не умаляет его гуманистической направленности. Педагогическое воздействие — необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагоги­ческого процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего. Этой цели служат воспи­тательные мероприятия, которые:

□ предлагают детям для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии;

□ культивируют у детей социально ценную реакцию на предмет меро­приятия;

□ вызывают высокие переживания, которые не всегда возможны в обы­денной жизни;

□ устанавливают (декларируют) общепринятые нормы поведения, отно­шений, способствуют формированию общественного мнения в сообще­стве воспитанников.

Мероприятие целесообразно проводить в тех случаях, когда:

□ заранее известно, что в области этого содержания у воспитанников мало опыта и специальных знаний (встреча с офицером внутренних войск по вопросам безопасного поведения в ситуации террористического акта или экскурсия в Музей хлеба);

□ нужно создать особый психологический настрой, переживание высоких чувств, открыть неизвестные воспитанникам области творчества (лите­ратурно-музыкальный вечер, встреча с художником-реставратором);

□ требуется пробудить интерес воспитанников к своей личности, к своему развитию (доверительный разговор с известным журналистом молодеж­ного издания, «Час вопросов и ответов» с психотерапевтом, обсуждение взволновавшего многих кинофильма);

□ организационная форма сложна для проведения, необходимо профес­сиональное управление большим количеством участников (праздник «Прощание с Букварем» для всей начальной школы, карнавал литера­турных героев или диспут в старших классах).


Наши рекомендации