Базовая культура личности и пути ее воспитания

Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Рус­со, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н.Толстой, В. А. Сухомлинский.

Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не мо­жет быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристика­ми являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, цен­ностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:

□ нравственная культура,

□ физическая культура,

□ познавательная культура,

□ культура труда и экономическая культура,

□ гражданская и правовая культура,

□ эстетическая культура,

□ политическая культура,

□ культура общения,

□ культура семейных отношений,

□ культура жизненного самоопределения.

Современное воспитание ориентируется на все направления базовой куль­туры личности. Такая «разносторонность» воспитания определяется лично­стным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.

Понимая человека как универсальное существо, современная философия и психология подчеркивают феномен предназначенности конкретного человека, разную степень проявления отдельных характеристик его личностного потен­циала. Поэтому воспитание должно не только создать условия для развития фи­зического, познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциалов личности ребенка, но и помочь ему самоопределиться в жизни с учетом своих индивидуальных возможностей, найти смысл своей жизни.

Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека опреде­ленный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающей­ся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.

Известный психолог и психиатр В. Франкл описал условную классифика­цию ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обре­тение смысла своей жизни43. Воспитателю весьма полезно обратиться к этой системе ценностей:

□ ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих ак­тах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ при­роды и материального мира;

□ ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты природы, искусства, человеческой деятельности;

-----------

41 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

□ ценности общения реализуются в человеческих отношениях — сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви;

□ ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отноше­ния к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства.

Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью:

□ организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и взрослых;

□ создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и дей­ствует ребенок;

□ обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-ценно­стных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;

□ моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.

Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценнос­тей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Вы­готским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определеннойпоследова­тельности:

1) наблюдение образцов поведения;

2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;

3) последующее систематическое и привычное их использование по отно­шению к другим людям;

4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внут­ренние личностные особенности.

При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности, они не равнозначны: нравственная культура доминирует.

Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка от­ношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой

Рис. Б. Базовая культура личности 96

ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира при­роды, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека.

Передать ребенку такую сложную ценностную интерпретацию в готовом виде невозможно. Она будет присвоена им как составляющая его личностной культуры лишь в результате педагогически организованного «проживания» воспитательных (и реальных жизненных) ситуаций, где проявление этих цен­ностей будет иметь для него личностный смысл. В. А. Сухомлинский писал: «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы вос­питываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношения к ве­щам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен „одухотворять” вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям»44.

Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух «векто­ров» нравственного потенциала его личности: потребности в персонализации и потребности в самореализации.

Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «осна­щения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ро­весниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения, культура семейных отношений).

Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт контролиро­вания своей жизни по принципу «стремись быть лучше, но не лучше других». В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор. Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей, долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не может. Воспитание при­звано обеспечить доступные ему нравственные поиски.

Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает при­нятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается куль­тура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений.

Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях, будет культивировать не ценность веши, продукта, денег, а ценности творче­ства, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом людям. Тру­довая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей на­пряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности.

Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие по­знавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и зна­чение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни.

-----------------

44 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические со­чинения. В З т. Т. 3. М., 1981. С. 133.

Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приорите­та патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.

Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры.

Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало — основа любой деятельности ребенка и его общения.

Доминантные направления базовой культуры личности специально долж­ны выделяться и осмысляться лишь как модель педагогического проектирова­ния воспитателя. Реальная воспитательная ситуация всегда обращена ко всем сторонам базовой культуры личности ребенка, он всегда одновременно позна­ет мир, взаимодействует с ним, оценивает его.

Ценности базовой культуры личности переживаются ребенком как ценно­стные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки). Свидетельством овладения лично­стью базовыми ценностями культуры в любом из направлений будет способ­ность осознан но строить свое поведение в контексте трех нравственных импе­ративов; «можно», «нельзя», «надо».


Наши рекомендации