Воспитание как педагогический процесс

Глава 4

ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ

В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К. Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специалистами, и если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. Та­кое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы; воспитание — это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание — это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни.

Теоретический подход к определению воспитания находит место в научных статьях, монографиях, учебниках. Но там можно встретить десятки толкова­ний воспитания, иногда противоречащих друг другу:

«Воспитание — это передача опыта старших поколений подрастающим»;

«Воспитание — это организация деятельности и общения детей»;

«Воспитание — это приучение детей и молодежи к требованиям общественной жизни».

«Воспитание — это управление развитием личности»;

«Воспитание — это создание условий для саморазвития личности» и др.

«Водовороты» вокруг понятия «воспитание» отражают неоднозначность процессов, происходящих в самой педагогической реальности начала XXI века, и противостояние теоретических концепций воспитания.

В советской педагогике вплоть до конца 80-х годов прошедшего столетия господствовало понятие «формирование», которое было синонимом понятия «воспитание» и являлось даже более употребительным в педагогическом оби­ходе. «Формирование» объясняет механизм становления и совершенствования личности как прямое влияние господствующих социальных установок на пла­стическую детскую сущность. «Воспитание как формирование» полагается, в первую очередь, на яркие впечатляющие примеры, образцы поведения, вос­питывающие мероприятия, на дисциплину с хорошо отлаженной системой контроля за поведением воспитанников, на обдуманную практику поощрений и наказаний.

Под влиянием гуманистической философии образования (в процессе сме­ны парадигмы педагогики) понимание воспитания как принудительно-нор-

мативного процесса начинает меняться. Но нередко там, где шумно клеймят «формирование», культивируется заигрывание с детьми, фанатичное следова­ние их интересам, вкусам, желаниям, призывы к «глубинному общению» вос­питателя и ребенка как «самоценных индивидуальностей».

Некоторые теоретики культурологических основ педагогики пришли вообще к отказу от воспитания как специально организованного педагогического про­цесса. Воспитание, в их понимании, это «побочный эффект» взаимодействия, взаимоотношений, личностного общения взрослых и детей. Представляется, что ребенок просто адаптируется к действиям и поведению взрослых и сам, «опыт­ным путем»,«между делом» осваивает культурные нормы и ценности.

Не стоит сбрасывать со счетов то обстоятельство, что стремление многих наших деятелей от педагогики дать дорогу «западным ветрам», их активная ориентация на англоязычную психолого-педагогическую литературу неизбежно приводят к обеднению понятийного аппарата отечественной педагогики. Не тем ли объясняется стыдливое стремление некоторых авторов поскорее отка­заться от понятия «воспитание» и вытеснить его как целенаправленно органи­зованный педагогический процесс, что в англоязычной литературе вообще нет специального термина «воспитание». Даже самые авторитетные западные тео­ретики современного гуманистического направления пользуются терминами «character education», «moral education», когда нужно обозначить область вос­питательных взаимоотношений. Со страниц американских книг нам предла­гается как педагогическая новация «ethics of care» (этика заботы), на которой должны строиться гуманистические взаимоотношения педагога и ребенка.

Но если обратиться к своим, отечественным корням, к слову «воспитание» в родном русском языке, то окажется, что культура народа мощно зафиксировала в нем все основные педагогические смыслы. В «Толковом словаре живого вели­корусского языка» Владимира Даля читаем: «Воспитывать — заботиться о веще­ственных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его»33. Наш родной язык обозначил заботу взрослого как живую воспитательную силу, как основной способ прикосновения к области потребностей ребенка. Кому придет в голову усомниться в гуманистическом смысле такого понимания воспитания?

Выдающиеся философы часто обращали внимание на способность слова порождать особое состояние души и состояние мысли. Мир богатейшего педа­гогического смысла приоткроется в понятии «воспитание», если задуматься над значением самих педагогических действий в акте воспитания, закреплен­ных в русском языке глаголами с красноречивой приставкой «при-», всегда указывающей на близость, единство, взаимосвязь:

□ приучить — объяснять значение поступка или события, обратиться к ра­зуму ребенка, вызвать его собственные размышления о происходящем и переживаемом;

□ приохотить — вызвать эмоционально положительное отношение к но­вой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанности;

□ приобщить — включить во взаимодействие с другими людьми, в общее дело, в общие заботы, в культуру социума.

-------------

33 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. I. M., 1981. С 249.

Нетрудно заметить, что эти глаголы-синонимы выполняют роль своеобраз­ного «педагогического кода» и указывают, что:

□ воспитание обращено на выработку у детей определенных ценностных отношений, и следует обеспечивать в единстве когнитивный («при­учить»), эмоционально-оценочный («приохотить») и поведенческий («приобщить») компоненты ценностного отношения;

□ воспитание — это не возвышение «над» ребенком и не «подстраивание» под его природу, а действие «притяжения» его к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа;

□ воспитание как «приобщение» организует потребности и способности детей жить в мире людей, обеспечивает коммуникативные навыки;

□ воспитание всегда строится на механизме следования «примеру» уважа­емого, авторитетного и близкого человека, значимого взрослого.

Даже этот небольшой лингвистический анализ убеждает, что воспитание следует понимать как процесс организованной социализации,как педагогиче­ское обеспечение детского образа жизни. Это значит, что воспитание предпо­лагает включение ребенка в специально организованные обстоятельства и от­ношения, где бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений. Таким образом, воспитание одновре­менно является и педагогически организованным процессом индивидуализации(«выращивания индивидуальности»).

Воспитание как педагогический процесс (от лат. processus — движение) пред­полагает определенным образом педагогически организованное взаимодей­ствие воспитателя и воспитанника, их совместное движение в системе соци­альной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта.

Итак, следует различать воспитание как область теоретического знания в педагогике и воспитание как педагогический процесс, которые можно понять соответственно только как предмет теории и явление педагогической практики.

Наши рекомендации