Воспитание как педагогический процесс
Глава 4
ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ
В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К. Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специалистами, и если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. Такое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы; воспитание — это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание — это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни.
Теоретический подход к определению воспитания находит место в научных статьях, монографиях, учебниках. Но там можно встретить десятки толкований воспитания, иногда противоречащих друг другу:
«Воспитание — это передача опыта старших поколений подрастающим»;
«Воспитание — это организация деятельности и общения детей»;
«Воспитание — это приучение детей и молодежи к требованиям общественной жизни».
«Воспитание — это управление развитием личности»;
«Воспитание — это создание условий для саморазвития личности» и др.
«Водовороты» вокруг понятия «воспитание» отражают неоднозначность процессов, происходящих в самой педагогической реальности начала XXI века, и противостояние теоретических концепций воспитания.
В советской педагогике вплоть до конца 80-х годов прошедшего столетия господствовало понятие «формирование», которое было синонимом понятия «воспитание» и являлось даже более употребительным в педагогическом обиходе. «Формирование» объясняет механизм становления и совершенствования личности как прямое влияние господствующих социальных установок на пластическую детскую сущность. «Воспитание как формирование» полагается, в первую очередь, на яркие впечатляющие примеры, образцы поведения, воспитывающие мероприятия, на дисциплину с хорошо отлаженной системой контроля за поведением воспитанников, на обдуманную практику поощрений и наказаний.
Под влиянием гуманистической философии образования (в процессе смены парадигмы педагогики) понимание воспитания как принудительно-нор-
мативного процесса начинает меняться. Но нередко там, где шумно клеймят «формирование», культивируется заигрывание с детьми, фанатичное следование их интересам, вкусам, желаниям, призывы к «глубинному общению» воспитателя и ребенка как «самоценных индивидуальностей».
Некоторые теоретики культурологических основ педагогики пришли вообще к отказу от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Воспитание, в их понимании, это «побочный эффект» взаимодействия, взаимоотношений, личностного общения взрослых и детей. Представляется, что ребенок просто адаптируется к действиям и поведению взрослых и сам, «опытным путем»,«между делом» осваивает культурные нормы и ценности.
Не стоит сбрасывать со счетов то обстоятельство, что стремление многих наших деятелей от педагогики дать дорогу «западным ветрам», их активная ориентация на англоязычную психолого-педагогическую литературу неизбежно приводят к обеднению понятийного аппарата отечественной педагогики. Не тем ли объясняется стыдливое стремление некоторых авторов поскорее отказаться от понятия «воспитание» и вытеснить его как целенаправленно организованный педагогический процесс, что в англоязычной литературе вообще нет специального термина «воспитание». Даже самые авторитетные западные теоретики современного гуманистического направления пользуются терминами «character education», «moral education», когда нужно обозначить область воспитательных взаимоотношений. Со страниц американских книг нам предлагается как педагогическая новация «ethics of care» (этика заботы), на которой должны строиться гуманистические взаимоотношения педагога и ребенка.
Но если обратиться к своим, отечественным корням, к слову «воспитание» в родном русском языке, то окажется, что культура народа мощно зафиксировала в нем все основные педагогические смыслы. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля читаем: «Воспитывать — заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его»33. Наш родной язык обозначил заботу взрослого как живую воспитательную силу, как основной способ прикосновения к области потребностей ребенка. Кому придет в голову усомниться в гуманистическом смысле такого понимания воспитания?
Выдающиеся философы часто обращали внимание на способность слова порождать особое состояние души и состояние мысли. Мир богатейшего педагогического смысла приоткроется в понятии «воспитание», если задуматься над значением самих педагогических действий в акте воспитания, закрепленных в русском языке глаголами с красноречивой приставкой «при-», всегда указывающей на близость, единство, взаимосвязь:
□ приучить — объяснять значение поступка или события, обратиться к разуму ребенка, вызвать его собственные размышления о происходящем и переживаемом;
□ приохотить — вызвать эмоционально положительное отношение к новой деятельности, к трудному, но важному усилию, обязанности;
□ приобщить — включить во взаимодействие с другими людьми, в общее дело, в общие заботы, в культуру социума.
-------------
33 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. I. M., 1981. С 249.
Нетрудно заметить, что эти глаголы-синонимы выполняют роль своеобразного «педагогического кода» и указывают, что:
□ воспитание обращено на выработку у детей определенных ценностных отношений, и следует обеспечивать в единстве когнитивный («приучить»), эмоционально-оценочный («приохотить») и поведенческий («приобщить») компоненты ценностного отношения;
□ воспитание — это не возвышение «над» ребенком и не «подстраивание» под его природу, а действие «притяжения» его к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа;
□ воспитание как «приобщение» организует потребности и способности детей жить в мире людей, обеспечивает коммуникативные навыки;
□ воспитание всегда строится на механизме следования «примеру» уважаемого, авторитетного и близкого человека, значимого взрослого.
Даже этот небольшой лингвистический анализ убеждает, что воспитание следует понимать как процесс организованной социализации,как педагогическое обеспечение детского образа жизни. Это значит, что воспитание предполагает включение ребенка в специально организованные обстоятельства и отношения, где бы он мог осваивать свой индивидуальный способ преобразования социальных обстоятельств и отношений. Таким образом, воспитание одновременно является и педагогически организованным процессом индивидуализации(«выращивания индивидуальности»).
Воспитание как педагогический процесс (от лат. processus — движение) предполагает определенным образом педагогически организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, их совместное движение в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта.
Итак, следует различать воспитание как область теоретического знания в педагогике и воспитание как педагогический процесс, которые можно понять соответственно только как предмет теории и явление педагогической практики.