ЛЕКЦИЯ IV. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога

Педагогическая деятельность - это общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Данная деятельность протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка - дошкольника. В законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса в становлении и развитии образованности личности. Организованная педагогическая деятельность позволяет ребенку присвоить эту образованность (как общественно - исторический миг), а также развить у ребенка способность пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т.А.Куликова).

В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитать в человеке человеческое.

Педагогическая деятельность, как система, изучалась психологами и педагогами (А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, О.С.Газман, Л.Г.Семушина, Ц.Ф.Островская, В.И.Логинова, Т.С.Комарова, В.А.Крутецкий, Е.И.Рогов, Ш.А.Амонашвили, А.К.Маркова, И.А.Зазюн, Т.А.Куликова и многие другие).

Цель педагогической деятельности носит общественно-исторический характер. В современных условиях основная цель - формировать у детей гуманные основы отношения к действительности.

Педагог формирует первые взгляды личности ребенка, культурно -социальные способы поведения, приобщает ребенка к миру человеческих ценностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) определяется цель и задачи воспитания детей как творческих, самобытных личностей.

Своеобразие педагогической деятельности заключается I специфике предмета, объекта труда. В педагогической деятельности, основанной на принципах гуманистической педагогики и психологии, субъектом выступает педагог, который все свои усилия, талант, мастерство направляет на ребенка, воспитуемого. Признание самобытности, самоценности дошкольного периода, уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного человека позволяет выстраивать новые отношения: из субъектно-объектной деятельность становится субъектно-субъектной.

Способы осуществления педагогической деятельности предполагает задействование «педагогической инструментовки» (А.С.Макаренко: голос (темп, громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты, пластика.

«Педагогическая инструментовка» заключается не столько в технологическом умении, сколько в целесообразности ее применения в тех или иных педагогических ситуациях. Выступая «культурным фоном» (А.С.Макаренко), педагогическая инструментовка служит образцом для детей. Немаловажное значение имеет грамотная речь педагога, четкая дикция, регуляция эмоциональных состояний и т.п.

Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций, специфика педагогического труда определяет серьезные требования к личности педагога. Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения. При освоении профессии в вузах, педколледжах важно сформировать потребностно - мотивационную сферу будущей педагогической деятельности. Смыслообразующими мотивами (А.Н.Леонтьев) становятся мотивы, связанные с самосовершенствованием, с самоактуализацией в интересах будущих воспитанников. В центр подготовки будущих педагогов необходимо поставить общекультурное развитие, стимулирование творческих способностей.

Осознание своей позиции, как общественно-социальной, развитие децентрации становится важной задачей самореализующейся личности будущего педагога - «дошкольника».

Результат педагогической деятельности двоякий - воспитанник (ребенок), имеющий определенный уровень образованности, развития. Однако, этот результат «отсроченный» по времени. Все возрастные достижения ребенка, его индивидуальность проявляется на последующих периодах жизненного пути.

В ходе деятельности изменяется и сама личность педагога, возрастает его педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, способности и умения, творческая индивидуальность.

Характеристика педагогической деятельности, ее специфика определяют личные качества педагога. В работах Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А.Крутецкого, Е.А.Панько, Л.Г.Семушиной, Р.С.Буре и др. выделены общие И специальные качества. Общие личностные качества педагога включают: направленность, нацеленность педагога на развитие других людей, наличие гуманистических, нравственных идеалов, эрудированность, широта интересов; определенный уровень образованности, эстетические убеждения и взгляды, правовые убеждения и т.п.

Специальные качества педагога проявляются в наличии педагогических Способностей (как индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстро и глубоко овладеть способами и приемами педагогической деятельности).

Для педагога важны следующие способности:

• Способность устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные способности);

• Способность воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные способности);

• Способность формировать определенный, тип и вид деятельности (академические способности)

• Способность (передавать ребенку необходимую информацию (дидактические способности)

• Способность профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно - рефлексивные способности)

• Способность предвидеть последствия своих действии, к проектированию и прогнозированию развития личности ребенка, педагогический оптимизм, вера в свои возможности, опора на положительные черты ребенка (способность к педагогическому воображению).

Более подробную характеристику педагогических способностей можно изучить по следующему литературному источнику (см. В.А.Крутецкий. Основы педагогической психологии. - М., 1972 - с. 238-246).

Важную роль в осуществлении педагогической деятельности имеет характер педагога: общительность, оптимизм, юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д.Индивидуальные психические свойства личности педагога также играют роль: тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка. В Концепции дошкольного воспитания в разделе «Воспитатель детского сада» дается «портрет» педагога, работающего е детьми, отмечается важность воздействия личности педагога на личность детей.

Определение профессионально важных качеств как необходимых условий для успешной организации педагогической деятельности базируются на анализе деятельности и трудовых (профессиональных) функций. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме. Т.А.Куликова определяет профессиограмму как «научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков» (см.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. уч. заведении - 2-е изд., перераб. и доп., М.: Издательский центр «Академия», 2000, с. 21)

Данное определение дается на основе функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения.

В психолого-педагогических исследованиях (Е.А.Климов, В.А.Петровский, Р.С.Буре, А.К.Маркова, Л.Г.Семушина, Е.П.Жидкова и др.) профессиограмма учителя (воспитателя) рассматривается как описательная модель его деятельности, которая включает в себя: основные функции специалиста; основные требования к личности воспитателя и его профессиональной подготовке; противопоказания к педагогической профессии.

Под функциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей. Т.А.Куликова, определяет важнейшие профессиональные функции педагога, с зависимостью развития ребенка от взрослых. Отсюда к этим функциям отнесены: создание педагогических условий для успешного воспитания детей: обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей, осуществление воспитательно - образовательной работы с детьми; участие в педагогическом просвещении родителей; регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения; осуществление самообразования; участие в исследовательской работе (с. 19-21)

По классификации Е.А.Панько (см.Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя. - Минск, 1986) педагог в своей деятельности реализует следующие функции: материнская (охрана и укрепление здоровья детей); развивающая (воспитывающая и обучающая); коммуникативная; диагностическая и коррекционная; конструкторско-организаторская; координирующая; функция профессионального самосовершенствования

Таким образов, деятельность педагога ДОУ многогранна по своим функциям и содержанию, она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Содержание педагогических умений наиболее полно приведено в работе А.К.Марковой (см.: Маркова А.К. Психология труда учителя - М.. 1993.-е. 18-71).

Это:

1. Умения, связанные с постановкой педагогических задач и предвидеть результат их решения.

2. Умение работать с содержанием материала.

3. Владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение.

4. Знание приемов постановки и решения коммуникативных задач.

5. Владение приемами достижения продуктивного общения (приемы риторики, средства общения).

6. Реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной Я - концепции.

7. Осознание перспективы своего профессионального роста.

8. Умение определять обучаемость детей.

9. Умение оценивать воспитанность детей.

10. Умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм.

Свою классификацию педагогических умений дает Е.А.Панько. Условно все умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. (См. содержательную характеристику по учебному пособию С.А.Козловой и Т.А.Куликовой «Дошкольная педагогика», М., 2000).

Основу педагогической деятельности составляет диалог культуры: мира взрослых и мира детей. Основная проблема педагогической деятельности - совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалог двух культур предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть (Ш.А.Амонашвили, Н.Я.Михайленко, С.Г.Якобсон, Т.Н.Доронова и др.). Условиями диалогичности педагогической деятельности являются: уважение к свободен достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности., творческой самобытности; учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.

В литературе хорошо писали три модели педагогической деятельности:

1. педагогика принуждения (авторитарная педагогика)

2. педагогика полной свободы

3. педагогика сотрудничества

Педагогическая деятельность первой моделихарактеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии. Педагог во всем контролирует детей, использует жесткий контроль за поведением и развитием ребенка. Дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, часто агрессивны либо подавлены, испытывают страх, тревожность. (Г.Б.Степанова, Т.А. Репина, Р.Б.Стеркина, Р.С.Буре и др.). Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний; у них негативные оценки преобладают над позитивными. У воспитателей авторитарного типа отношений к ребенку значительный акцент делается на организационно - деловой (обучающей и дисциплинирующей) стороне педагогического процесса.

Причина возникновения негативной модели педагогической деятельности определяется позицией педагога (своего рода установкой на ребенка).

Вторая модель педагогической деятельности ребенка, как правило, предполагает либерально-попустительский стиль отношений к детям. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживать детей ни и каких их проявлениях п действиях. Дети импульсивны, любой запрет со Стороны других взрослых может вызвать агрессивность.

Третья модельпредполагает демократический (помогающий) стиль отношений с детьми. Педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному аспекту своей деятельности: их отношение к детям направлены не только на результативность процесса обучения, на поддержание порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом нравственно - волевых качествребенка, развитие его самооценки, образа «Я». Педагог стимулирует субъектность ребенка, организуя сотрудничество детей друг с другом, взаимопомощь, согласованность действий. Демократическая позиция педагога создает оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Такой стиль предполагает не только ориентацию на ребенка, признание его прав и обязанностей, достоинство и недостатков, но и уважение образа жизни семьи, семенных отношений при благоприятном варианте развития (Т.Н.Доронова).

Педагогика сотрудничества ориентируется из личностно-ориентированную модель воспитания и организации педагогической деятельности. Сущность данной модели определена в Концепции дошкольного воспитания (В.В.Давыдов. В.А.Петровский, 1989). Между тем Л.М.Кларина, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и другие приводят данные о том, что только каждый пятый педагог осуществляет личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей, треть современных воспитателей ДОУ стоят на позиции учебно-дисциплинарной дидактической модели, в остальных не наблюдается отчетливой ориентации на определенную модель.

Анализ современных публикации, посвященных проблеме личностно-ориентированной модели педагогической деятельности, показывает, что ее пытаются рассматривать в контексте и логике субъектно-субъектных отношений. Многие исследователи считают, что педагогу надо признать детей в качестве субъектов образования. Однако, в работах Г.М.Коджаспировой, Т.А.Куликовой, Ю.Б. Надточий и др. подчеркивается необходимость постепенно веста ребенка от объектной позиции к субъектной.

Характеристикой педагога. обеспечивающего диалог культур (взаимодействие сотрудничества и содружества), является рефлексивное отношение к собственным личностным качествам, способностям, мотивам, способам и средствам деятельности (Г.М.Коджаспирова, Е.А.Панько, И.Ф.Харламов, Т.А.Куликова и др.).

Другой подход к изменению позиции педагога, переориентация его с негативных мотивационно - ценностных установок предлагается в работе И.Латышевой (см Латышева Н.Е. О формировании педагогической позиции будущего воспитателя - Дошкольное воспитание, 1995 (6), №3).

Н.Латышева опирается на трансакционный подход Э.Берна, согласно котором) в каждом человеке живут три человека: «родитель», «взрослый» и «дитя» (см.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ./общ. Ред. М.С.Мацковского.- Спб.: Леннздат. 1992). Опытным путем Н.Латышева убедилась, что нужно использовать ситуации, в которых ребенок оказывается «компетентнее» взрослого. В результате растет его самоутверждение. Выстраивая позицию «воспитатель-дитя», педагог;, необходимо помнить правило трех «П» (понимание, приятие, признание), то есть признание успешности ребенка, его индивидуальности.

Уникальность, своеобразие ребенка ярко проявляется в его субкультуре. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова раскрывает особенности современного дошкольника (см. Михайленко, Короткова Н.К портрет) современного дошкольника// Дошкольное воспитание, 1993, №1). Изучение «портрета» дошкольника показывает, что культура дошкольного детства наиболее открыта и содержит феноменальное количество возможностей гармоничного развития ребенка. Педагогический портрет раскрывается также в статье Т.С.Блощициной (Педагогическая деятельность как диалог культур» (см. Актуальные проблемы дошкольного образования: Сборник научных трудов.- Магнитогорск: МаГУ,2003).

Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое (см. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, №3,№4).

Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, словесном творчестве и т.п.

Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства. Например, детское словотворчество является «своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом, но им же и ограничено» (Кудрявцев В.. Алиева Т.). В субкультурной форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Этим и должно определяться, по мнению В.Кудрявцева, общее отношение взрослых к детской субкультуре. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества. Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать: линия развития способностей ребенка; линия развития творческой индивидуальности; развитие интересов, склонностей детой, их самостоятельности, инициативности.

Педагогическая позиция предполагает организацию педагогической поддержки, использование приемов авансирования успеха, усиление мотивации (личностной, познавательной, игровой, исследовательской и т.п.).

Внимание к детскому творчеству, играм детей, традициям детских сообществ, поощрение субъектности ребенка, Детского саморазвития помогают перестроить содержательную характеристику педагогической деятельности. Доверие взрослом), как базальное свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых, (см. Э. Эриксон О. Детство и общество. - Обнинск, 1993).

Таким образом, педагогическая деятельность - это специфическая, общественно значимая деятельность. Основу ее составляет диалогичность и содержательность, направленность на ребенка, как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем заключается социальная роль педагога?

2. Какова структура педагогической деятельности?

3. Какие личные качества педагога являются основополагающими?

4. Чем обуславливается необходимость пед. способностей и умений?

5. Что такое профессиограмма педагогической деятельности?

6. Что включает понятие «диалог культур»?

7. Каковы модели педагогической деятельности? Чем они отличаются друг от друга?

8. Что такое субкультура детства? Как она учитывается в диалоге культур?

ЛЕКЦИЯ V. Система дошкольного образования

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см.Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

- возможность посещения образовательного учреждения;

- создание условий для образовательной деятельности;

- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание - 2001. № 10, с. 2-6)

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учрежденийвключает следующие виды:

• Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

• Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

•Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

•Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

• Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического ипсихического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как типсистемы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав - это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

Статья 55 Закона РФ определяет права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. Устав детского сада, трудовой договор (контракт) эти положения конкретизируют (например, пед. работник не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеет право на длительный отпуск сроком до одного года).

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт(в переводе санглийского - образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина). Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе. Среди требованийк содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы - содержательныеи личностные,(см. Р.Б.Стеркина. Еще раз о государственных образовательных стандартах//Дошкольное воспитание, 2002, №5). Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандартавыступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандартаотражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.(См.Бабунова Е.С. Областная образовательная программа для

дошкольников «Наш дом - Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ГППУ. Центр личностно-ориентированного и развивающего обучения. Серия 3. Проблема развития личности дошкольника в образовательном процессе).

В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.02, №03-51-142 ин/23003 п. О новых актуальных программах по дошкольному образованию действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Из детства - в отрочество», «Золотой ключик», «Сообщество», «Кроха» и др. Качество программ и педагогических технологий обеспечивается Федеральным экспертным советом (см. Крулехт М. Инновационные программы дошкольного образования// Дошкольное воспитание - 2003, №5, с. 74-79).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигается задача обеспечения качества образования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образованиясвязано повышение его качества. Обновление содержания требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, так и критического отклонения негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе.(см .Аменд А.Ф., Жукова М.В., Фролова Е.В. Дошкольная образовательная система: проблемы и пути решения //Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. Проблема развития личности дошкольника в образовательном процессе. Челябинск, 2003).

Основные подходы к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования раскрыта в статье Л.А.Парамоновой (см. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление//Дошкольное воспитание - 2003, №3). По мнению автора современное базисное содержаниедошкольного уровня образования должно отбиратьсяи выстраиваться по следующим принципам:

- развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

- системный характер образования (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе);

- интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующем их возрасту;

- мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду);

- деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.);

- здоровьесберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровьесберегающей среды).

В статьях Т.М.Бабуновой, В.И.Турченко основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностью - ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уважение личности ребенка, его правам, создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности (см.Бабунова Т.М. Модернизация содержания образовательного процесса дошкольного учреждения. См. Турченко В.И. Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации проекта Госстандарта // Актуальные проблемы дошкольного образования: Сборник научных трудов. - Магитогорск: МаГУ, 2003).

Реализация идей интеграции как путь обновления содержания и методой дошкольного образования отражена в статье Г.М.Киселевой, Ю.Н.Рюминой. С.М.Зыряновой (см. Киселева Г.М., Рюмина Ю.Н., Зырянова С.М. Реализация идей интеграции в теории и практике дошкольного образования//Актуальные проблемы дошкольного образования: Всерос. межвузовский научи, конференции. -Челябинск: Изд - во ЧГПУ, 2003, с.208-217).

Интегративный подход предполагает формирование представлений о целостной картине мира, в его основе лежат взаимосвязи естественно-научные, эстетические, социальные и логико - математические. Интеграция делает процесс усвоения содержания образования небольшим по объему, но емким, глубоким (Л.М.Кларина). Принцип интеграции хорошо реализован в образовательной программе «Детство», Санкт- Петербург, 1995.

Таким образом, содержание дошкольного образования является системообразующим элементом, отражающим социальные, эко

Наши рекомендации