Туг; частые переключения с объекта на объект.
Контактность. В контакт вступает не сразу. Не проявляет (йиптсресованности в контакте со взрослыми.
1'1'акция на одобрение. Адекватная.
I'<'акция на замечание. Нет.
огиошение к неудаче. Неудачу не оценивает. В этом возрасте >Ц| \ птвие оценки неудачи является допустимым.
Моторика. Сохранная.
,'национально-волевая сфера. Девочка активная, растормо-||и 1.1 я, трудно подчиняется взрослому, неэмоциональная.
''ц-е заключения составляются комиссией на основании диагнозов пси-
»лога, отоларинголога и данных психолого-педагогического обсле-
VI. Состояние слуха.
Проверить слух с помощью выработки условной реакции п удалось. Обследование проводилось во время рисования.
Девочка четко реагирует на звучание барабана (до трс метров); на голос повышенной громкости поворачивает голо>; лишь в том случае, когда обследователь произносит слог пу н< посредственно у ее ушной раковины. Ни на голос разговори' громкости, ни на шепот не реагирует.
VII. Состояние речи.
Устной речи не понимает. Пользуется голосом. Жест.ы, п< нимает очень ограниченно. Сама пользуется указательны
жестом.
VIII. Характеристика восприятия и уровн
интеллектуального развития.
Матрешка двухсоставная: задание приняла,действовали адекватно.
Матрешка трехсоставная: задание приняла, действовала и адекватно, в процессе обследования не обучилась.
Пирамидка: задание приняла, действовала адекватно, ело жила без учета величины. Данный способ действия являете!
допустимым.
Парные картинки: задания не поняла. Выбор не осущеп вляет.
«Почтовый ящик»: задание приняла. Действовала путем см лы, не обучилась в процессе работы. Это является плохи
показателем.
Конструирование из кубиков по подражанию: сначала зал ние приняла, но быстро отказалась и начала строить по соб< венному желанию (вышла из подчинения).
Разрезная картинка из двух частей: задание приняла,и справилась.
Разрезная картинка из трех частей: от выполнения задачи
отказалась.
IX. Выводы.
Уровень игры и поведения в неорганизованной деятельноеп характер внимания сами по себе могут расцениваться как пом затели снижения интеллекта или отставания в развитии. Низк! для данного возраста способы, которыми девочка пользуем при проверке уровня ее восприятия и интеллектуального рм вития, подтверждают снижение интеллекта. Об этом же говори отсутствие обучаемости в процессе обследования. Девочк] реагирует только на звучание барабана и голоса повыше ной громкости, следовательно, она глухая. Дано задание рол
телям.
X. Заключение. Состояние слуха:глухая. Состояние речи: речи нет. Интеллект: снижен (?). 72
Согласно «Положению», девочка может быть направлена II специальное дошкольное учреждение для глухих детей только при наличии диагностической группы. Рекомендуется повторное обследование через год.
Света Ч., 5 лет 1 мес.
I.Данные из истории развития ребенка.
По словам родителей, девочка не слышит и не говорит.
У матери был токсикоз первой половины беременности. У ребен-
I нрожденный правосторонний гемипарез. Потерю слуха обна-
или, когда девочке было 5 месяцев. Девочка имела тяжелую
:ржку развития прямостояния, не характерную для детей
рушениями слуха; держать головку и сидеть начала на втором
•', стоять — в 2 года, ходить в 2 года 4 мес. Девочка не лепета-л очень рано начала пользоваться жестами. Рано стала
)11|>ЯТНОЙ.
II. Диагноз психоневролога.
Остаточные явления церебрального паралича. Интеллект в )|>еделах N.
III.Внешний вид.
Благоприятный, хотя девочка волочит правую ножку.
IV. Характеристика и оценка игры. Проявляет к игрушкам стойкий избирательный интерес — Предпочитает кукол. Игра процессуальная, без элементов сюже-что может указывать на некоторое отклонение в развитии. ^.Поведение и его оценка.
Внимание. Достаточно устойчивое в обоих видах деятельно-Длительность сосредоточения и переключение внимания лне удовлетворительные (может выполнять задание без ис-
•сния в течение семи-восьми минут).
Контактность. Контактна, легко вступает в контакт и сама поддерживает. Заинтересована в контакте во время выпол-мя заданий.
Реакция на одобрение и замечание. Адекватная. Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает. В таком возрас-гго не является типичным.
Моторика. При ходьбе девочка приволакивает правую нож-недостаточно координированные движения правой руки, тому Света предпочитает действовать левой рукой. I Эмоционально-волевая сфера. Девочка активная, работает удовольствием, послушная, приветливая, ласковая.
VI.Состояние слуха.
Обследование проводилось с помощью выработки условной 1кции на звук. Девочка реагирует лишь на голос повышенной мкости у ушной раковины (справа и слева).
VII. Состояние речи.
Устной речи не понимает. Сама пользуется голосом и ле-ом. Иногда лепет отнесенный: корову называет у, собаку — девочку — ляля, цыплят — пэ-пэ-пэ (все эти слова девочка
артикулирует без голоса). Жесты понимает. Сама активно поль зуется изобразительными жестами (показывает, как мыть руки, как сыпать корм курам; изображает человека в очках).
VIII. Характеристика восприятия и уровня интеллектуального развития.
Матрешка трехсоставная: задание приняла, действовал;! адекватно. Пользовалась самым совершенным способом— зри тельным соотнесением.
Матрешка четырексоставная: задание приняла, действовал.! адекватно, но пользовалась менее совершенным способом -прибегала к примериванию. При складывании трех-четырел составных матрешек обнаружен хороший уровень.
Матрешка шестисоставная: задание приняла, начала проп; водить неадекватные действия, а затем перешла к пробам. Эт<и способ действия характерен для детей более младшего возраст;: |
Пирамидка: задание приняла, действовала адекватно, ш | сложила без учета величины. Обучилась и стала действовав путем примеривания.
«Почтовый ящик»: сначала или прибегала к силе, или деист вовала путем проб; второй раз сложила самостоятельно при зрительном соотнесении, т. е. обучилась.
Конструирование по образцу: самостоятельно анализируем образец и действует при зрительном соотнесении.
Разрезная картинка из трех частей: сложила путем проб, что является примитивным способом.
Разрезная картинка из пяти частей: не справилась.
Включение в ряд: не давалось, так как Света не сложив картинку из пяти частей и не всегда пользовалась самыми вью кими способами.
Невербальная классификация: после двух поправок вычленил принцип и сгруппировала картинки по существенному признак;
Счет: дифференцирует один и много, соотносит палочки пределах трех. Счетные операции не производит.
IX. Выводы.
Этот ребенок имеет сложный характер дефекта: нарушен: моторики и снижение слуха. Отсюда и нетипичный для глухо ребенка характер развития. У девочки сохранились мрторнЫ' нарушения (плохая координация движений), имеется некоторс отставание в развитии: в игре отсутствуют элементы сюжета; оценивает неудачу; в ряде случаев до обучения при выполнеищ заданий пользуется примитивными способами (пирамид] сложила без учета величины, шестисоставную матрешку пу проб, не могла сложить картинку из пяти частей, при проталк! вании фигур в «почтовый ящик» сначала пыталась действова1 силой). В то же время есть ряд показателей, которые говорят том, что все описанное выше свидетельствует об отставании развитии, а не о снижении интеллекта: при очень большой э держке раннего развития ребенок рано начал пользоваться ж»
13ми, был опрятен; поведение девочки вполне благоприятно (она показала устойчивое внимание, заинтересованность в контакте); осуществила невербальную классификацию, справилась с заданием по счету; очень существенной является хорошая обучаемость девочки в ходе всего обследования, ее быстрые переходы к -более высоким способам выполнения задания. Можно предположить, что отставание в психическом развитии ребенка обусловлено задержкой физического развития, расстройством моторики, а также отсутствием необходимых условий для пра-нпльного воспитания ребенка. В силу того что у Светы наблюдается легкая степень расстройства моторики, которая не мешает ей самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, этот дополнительный дефект не может служить препятствием для направления девочки в специальное дошкольное учреждение. Света глухая, так как реагирует только на голос повышенной громкости.
X. Заключение.
Состояние слуха:глухая.
Состояние речи: речи нет.
Интеллект: нормальный.
Рекомендуется обучение в специальном дошкольном учреж-"иии для глухих детей или в дошкольной группе при школе ухих детей.
Саша Б., 3 года 10 мес.
1. Данные из истории развития ребенка.
Мать и бабушка ребенка (со стороны матери) плохо слышат, матери были отеки во второй половине беременности. Роды 1'1'ждевременные (ребенок семимесячный), сухие, быстрые. *оссмь раз у ребенка была асфиксия, лежал в кислородной пате. В возрасте 1 месяца перенес пневмонию и получил боль-Ие дозы пенициллина и стрептомицина, то же самое повторилось |4—4,5 мес. Спонтанный лепет появился в 4 мес., ответный Ют в 9 месяцев.
П. Диагноз психоневролога.
Рассеянная неврологическая симптоматика. Интеллект в пре-
]!1Х N.
III. Внешний вид. Благоприятный.
IV. Характеристика и оценка игры.
Интерес к игрушкам избирательный, стойкий. Игрушки исполь-ГГ адекватно. Игра процессуальная; в постройке имеются эле-Чты сюжета. Однако постройка не «обыгрывается». После /чсчшя производит сюжетные действия.
V. Поведение и его оценка.
[Внимание. При выполнении обоих видов деятельности внима-достаточно устойчивое с хорошим переключением (при вы-1ИП1ИИ одного задания может дать сосредоточение внимания |0 -7 мин., не истощаясь). Это является хорошим показателем.
Контактность. Охотно подчиняется и поддерживает контакт] со взрослыми.
Реакция на одобрение и замечание. Адекватная.
Отношение к неудаче. Неудачу оценивает и исправляет)
ошибку.
Моторика. Удовлетворительная. Мелкие движения недоста точно координированные, не очень ловкие. Левой рукой действует несколько активнее.
Эмоционально-волевая сфера. Активный, эмоциональный^ послушный, ласковый, робкий, не уверенный в себе. Нуждается в одобрении. Организованный. Темп деятельности замед^ ленный.
VI. Состояние слуха.
Слух проверялся с помощью выработки условной реакции п.| звук. Реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии до 30 см от ушной раковины. Слов не различает. Ощущает шеи > слева, только у ушной раковины. Повторил на слух слова пал дом(ом), авто(папд).
VII. Состояние речи.
Понимает несколько слов (папа, мама, ам-ам, пи-пи-пи, прр)1 Пользуется несколькими словами в лепетной и полной формат (ап — собака, ма — кошка, у — свинья, би-би — машина, папе мама).
Жесты понимает, сам употребляет несколько изобразителы ных жестов.
VIII. Характеристика восприятия и интелле туального развития.
Матрешка двухсоставная: задание принял, действовал
ватно. '
Матрешка трехсоставная: сложил при зрительном соотн< сении.
Этот способ наблюдается обычно у детей 4—5 лет.
Матрешка четырехсоставная: сделал одну ошибку, оцепил свою неудачу, исправился и дальше действовал путем примери! вания. Этот способ также характерен для детей более старшем^ возраста (4—5 лет).
Пирамидка: сложил без проб, при зрительном соотнесении Выполнил задание на высоком уровне.
Парные картинки: осуществляет выбор из шести элементе^
«Почтовый ящик»: в основном пользовался зрительным несением, лишь иногда прибегал к примериванию (когда нужи^ было развернуть фигуру). Как правило, такими способами пол и зуются дети старше 5 лет.
Конструирование по подражанию: не давалось, так как предыдущие задания мальчик выполнял на очень высоком урони!
Конструирование по образцу: самостоятельно анализирует о(г разец, действует путем примеривания; в процессе деятельное'Т| обучается и переходит на зрительное соотнесение.
Это задание обычно не дается детям от 3 до 4 лет, а предла-|Тается детям более старшего возраста (4—5 лет).
Разрезная картинка из двух и из трех частей: сложил без Затруднений при зрительном соотнесении. Это задание выполнил | также на высоком уровне.
IX. Выводы.
На основании истории раннего развития ребенка можно сде-
| дать заключение о врожденном или очень раннем характере поражения слуха. Уровень игры ребенка находится в пределах
I ]йозрастной нормы. Поведение мальчика очень благоприятное:
^достаточно длительное сосредоточение внимания, подлинная контактность, наличие оценки неудачи. Поскольку ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 30 см от обследователя, он является слабослышащим. Не противоречит этому и Почти полное отсутствие у ребенка самостоятельной устной речи; Причиной этого может быть и раннее поражение слуховой функции, и степень ее поражения (ребенок может воспринимать речь окружающих людей только на очень близком расстоянии). Лишь К последнее время мальчик начал самостоятельно произносить
(Несколько слов. Уровень развития восприятия и интеллекта весьма высокий: мальчик выполняет все задания способами, которыми обычно пользуются необученные глухие и слабослы-
||шицие дети более старшего возраста (4—5 лет), а также цожет выполнять задания, которые не всегда доступны детям его враста.
X. Заключение. Состояние слуха: слабослышащий. Состояние речи: произносит несколько лепетных слов. Интеллект: нормальный.
Рекомендуется обучение в специальном дошкольном учрежде-или группе для слабослышащих дошкольников. Миша Н., 6 лет 2 месяца
I. Данные из истории развития ребенка. Ребенок из близнецовой пары (второй ребенок с нормальным /хом), старшая сестра — глухая. У матери были быстрые роды, [бгиок перенес дифтерию, хроническую пневмонию второй сте-|М1, получил большое количество антибиотиков, в том числе |нч1томицина (после года). В 2 года 3 мес. болел корью и вет-|нкой, в 5 лет 10 мес.— коклюшем.
II. Диагноз психоневролога.
Очаговой симптоматики не выявлено. Интеллект — N.
III. Внешний вид.
I благоприятный.
IV. Характеристика и оценка игры.
Проявляет интерес к игрушкам, но он не очень стойкий. врушки использует адекватно. В постройке имеются элементы |)Ж('та; в основном же игра процессуальная. Уровень игры не-ро./м.ко снижен.
V. Поведение.
Внимание. В организованной деятельности внимание более устойчивое (дает сосредоточение до 5—7 мин. при выполнении одного задания). В неорганизованной деятельности наблюдается частое переключение внимания.
Контактность. Очень контактный.
Реакция на одобрение и замечание. Адекватная.
Отношение к неудаче. Неудачу оценивает, исправляет свою
ошибку.
Эмоционально-волевая сфера. Активный, спокойный, послушный, доброжелательный, приветливый, застенчивый.
VI. Состояние слуха.
При проверке слуха ребенок повторял слова, произносимые педагогом. Мальчик различает слова, произносимые голосом рай-говорной громкости, на расстоянии 3 м. Слова, сказанные шепотом, воспринимает лишь у ушной раковины слева.
VII. Состояние речи.
Имеется понимание устной речи: отвечает на вопросы «К> нарисован на картинке? Что это? Где сидит девочка? Что делан большой мальчик?» Выполняет инструкции, данные в словесно!: форме: «Положи мяч под стол», «Положи машину на пол» и т. и Самостоятельно пользуется фразовой речью, хотя количеств фраз ограничено: «Девочка играет», «Собачка бежит», «Малеш, кая девочка плачет». В речи много аграмматизмов и фонетичг ских искажений: пользуется единственным числом существител!, кых и глаголов вместо множественного числа; не согласовывает прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе имеются сигматизмы, горловое р. Жесты понимает, он сам ими не пользуется.
VIII. Хар актеристи к а восприятия и интеллек туального развития.
Матрешка четырехсоставная: задание понял не сразу (нача. собирать матрешек попарно). После замечания выполнил задл ние со зрительным соотнесением.
Матрешка шестисоставная: собрал также со зрительным си отнесением.
«Почтовый ящик»: выполнил задание очень быстро, пользуяп зрительным соотнесением.
Разрезная картинка из трех частей: сложил сразу же при зри тельном соотнесении.
Разрезная картинка из пяти частей: при выполнении этоп задания перешел к пробам. Этот способ складывания картино из пяти частей в данном возрасте допускается.
Включение в ряд: включил матрешек в ряд при зрительном соотнесении.
Невербальная классификация: действовал адекватно, вычли нил принцип обобщения после двух предъявлений.
Счет: соотносит палочки, производит счетные операции в пределах трех, что свидетельствует о хорошем уровне развития.
IX. Вывод ы.
История раннего развития мальчика свидетельствует о том, что снижение слуха у него произошло или до рождения или в самом раннем возрасте. Поведение мальчика благоприятное. Мальчик не сразу понял смысл задания с матрешкой. Все остальное ребенок выполнял абсолютно адекватно; со всеми заданиями справился; пользовался наиболее совершенными способами.
Мальчик слабослышащий, так как воспринимает слова, произнесенные голосом разговорной громкости на расстоянии 3 м; восприятие шепота носит ограниченный характер. Об этом свидетельствует и уровень его устной речи — она типична для слабослышащего рабенка.
X. Заключение.
Состояние слуха: слабослышащий.
Состояние речи: произносит много отдельных слов и простые фразы с грамматическими и фонетическими искажениями.
Интеллект: нормальный.
Рекомендуется обучение в дошкольной группе при школе для слабослышащих детей.
Ира Е., 5 лет 6 мес.
I. Данные из истории развития. По словам матери, у ребенка нет речи. Ребенок от четвертой ' менности (первая беременность закончилась нормальными I ми, ребенок хорошо развивается; вторая беременность была ) ! вана медицинским абортом, третья беременность — самопро-| льный выкидыш). У матери был токсикоз во время всей бе-! чшости, беременность с сохранением. Роды в срок, но дли-пые, так как было ягодичное предлежание; ребенок родился |>иксии, но закричал быстро. Ничем не болел. Задержка раз-}гия прямостояния: головку держит с 5 мес., сидит с 10 мес., Эит с 1 года 6 мес., ходит с 2 лет 3 мес. Лепет появился очень 1но (около 8 мес.). Девочка плохо жует пищу. До сих пор не !вается самостоятельно. На горшок просится.
II. Диагноз психоневролога.
Внутриутробное поражение ЦНС. Олигофрения? Остаточные Пения спастического тетрапареза. Псевдобульбарный парез.
III. Внешний вид.
Неблагоприятный. Лицо невыразительное, маскообразное, «менами бессмысленная улыбка, слюнотечение.
IV. Характеристика и оценка игры.
Интереса к игрушкам не проявляет, С игрушками никак не
•твует. Берет в руки и тут же ставит для того, чтобы взять
•ни следующую, которую тут же швыряет, и т. д. Нет даже щи манипуляции, что в этом возрасте может указывать на штельное отставание в развитии или снижение интеллекта.
V. Поведение.
Внимание. Самостоятельной деятельности не организует: самостоятельные действия сводятся к перескакиванию с объекта на объект, по мере того как они попадают в поле ее зрения. В организованной деятельности под большим нажимом взрослого ее можно заставить сосредоточиться максимум на 1,5 мин. (летучее внимание).
Контактность. Фактически контакта не устанавливает.
Реакция на одобрение. На одобрение не реагирует.
Реакция на замечание. Негативирует, делает назло (что свидетельствует о том, что смысл замечания понимает).
Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает.
Моторика. Походка неустойчивая, движения плохо координированные, неточные (промахивается), нецелесообразные. Двигательное беспокойство.
Эмоционально-волевая сфера. Активная, расторможенная, возбужденная. Агрессивна (при замечании толкает взрослого, бросает в него игрушки). Смеется без повода, поведение временами неадекватное. Избалована.
VI. Со стоя н ие с л ух а.
При проверке слуха девочка показывала картинки, названия! которых произносил обследователь. Воспринимает слова, произ-г несенные шепотом на расстоянии 6 м и более.
VII. Состоя н и е р еч и.
Имеется ограниченное понимание устной речи: выполняет де(Ц ствия по инструкции («Покажи глазки», «А где у меня глазки?»] «Покажи нос, покажи уши, покажи косички и бант»). Самостоятельно пользуется голосом и нечленораздельным лепетом. Жесты понимает, но не всегда; элементарно пользуется ими.