Проверка уровня развития устной речи
процессе наблюдения за игрой ребенка (в начале обследо-н) сурдопедагог фиксирует: а) реакции ребенка на обра-и\и> к нему устную речь обследователей и родителей; б) на-уровень понимания этой речи; в) употребление ребенком юв (полных или лепетных) и звуков, специальной проверки уровня развития устной речи педа-|ци,п,зуется книжками, имеющими крупные, четкие, яркие ил-Грпции. Эти картинки должны быть двух родов: а) Предмет-1, /1,с изображаются животные или игрушки (рис. 23, 24, 25, |Ь), и б) сюжетные (рис. 36—43).
ни мыяснения уровня понимания устной речи педагог пред-шшманию ребенка ту или иную книгу (в зависимости от кикой уровень устной речи обнаружил ребенок в процессе Например, если в процессе игры ребенок обнаружил по-с только названий отдельных игрушек, педагог показыва-IV книжку с изображением животных и говорит: «Где со-(или «ам-ам»), «Где мишка?» и т. п. Ребенок должен |япп, данных животных и на соответствующих картинках. )!,ш книгу, педагог спрашивает: «Мама где?», «А Таня?» ребенка), «Папа где?» Если ребенок справляется с этими 1ННИМИ, можно попросить его показать у мишки (или соба-л, нос, уши; показать то же самое у себя и т. п. проверке состояния речи лицо педагога должно быть ос-Цо,пш он должен сидеть на близком расстоянии от ребен-I Произносить слова громким голосом (не кричать!), чтобы ок иогнринимал речь слухо-зрителыю.
(Находимо проверить также понимание ребенком элемен-|Х поручений типа: «Дай мне» (маме), «Положи», «Иди», |*, «Сядь», «Иди к окну» (к столу, к двери), «Открой кни-|Нгр||), «Закрой глаза» и т. д.
оП, имеющих фразовую речь, нужно проверить понима-РН рогов,предлогов, понимание причинно-следственных свя-Щмжрряется с помощью картинок или разложенных заранее (Миом). С этой целью детям дают поручения и задают вопро-|(||ь'1жи мяч на стуле». «Покажи мишку под деревом», «Где мнлышк?», «Какого цвета шар?», «Сколько тут грибов?», мудети надели шубы?», «Зачем девочка взяла прыгал-
, м.
|р()'1околе указывается, какие задания даются ребенку и как (Миплпяет. Если ему предлагается показать ряд предме-
тов, находящихся в комнате или изображенных на картинках, 1 фиксируется, выполнил ли он это задание или нет. Если ребе| ку предлагается выполнить ряд действий, то отмечается, выпо! нил ли он их и как именно. При этом нужно помнить, что в сл| чае если предъявление задания сопровождается каким-либо т стом или движением глаз, которые могут служить подсказки) выполнение этого действия не учитывается и результат его протокол не заносится.
Оценка. Понимание, хотя бы ограниченное, обращенной ре исключает его глухоту. Непонимание необученным ребенку речи не может являться показателем его глухоты: слабосльп. щие дети в возрасте моложе 4 лет, а некоторые умственно сталые дети на протяжении всего дошкольного детства часто понимают речи, если до этого с ними не проводилось специ;1Л| ной работы в этом направлении.
Для проверки уровня самостоятельного употребления сл| и фраз педагог пользуется теми же книгами. Если ребенок проявляет инициативы сам, т. е. не начинает говорить, педиг побуждает его называть изображенные на картинках предмет Педагог указывает на предметы и задает вопросы: «Что это! «Кто это?», «Что он (она) делает?», «Мальчик упал, си/ спит?». (Предлагаются изображения собаки, кошки, лош;| машины, куклы, женщины, дома, шара, мяча; изображения же предметов с обозначенными глаголами действиями: и м сидит, спит, упал, плачет и т. д.). Чтобы помочь детям «ра:ш вериться», в некоторых случаях обследователь сам громко! отчетливо начинает называть изображенные на картинках пр меты и действия (в полной или лепетной форме): «Вот собам а это кошка. А это кто?» или: «Вот ам-ам, пи-пи-пи. А это?»
В протокол заносятся все самостоятельные голосовые и < весные реакции ребенка. Кроме того, фиксируется реакция бенка на картинки, предъявляемые во время специального следования.
Оценка. Наличие спонтанной речи у необученного ребенк самостоятельное пользование словами и фразами, пусть с ф тическими и грамматическими искажениями,— говорит об 01< ствии у данного ребенка глухоты (исключая оглохших дек сохранивших речь). Произнесение ребенком лепетных или не! женных полных слов с сохранением их ритмического рису|) может быть показателем того, что ребенок слабослышащий.
Отсутствие самостоятельной речи у детей до 4 лет не мол свидетельствовать о том, что данный ребенок страдает глухот| Часть слабослышащих детей начинает овладевать речью ( обучения) в возрасте около 4 лет (иногда несколько раньше несколько позже). Умственно отсталые дети в отдельных слу( ях до конца дошкольного периода совсем не овладевают рсмц
Наличие активного нерасчлененного и не отнесенного и кому-либо предмету лепета не является показателем того,
(••чиж слабослышащий. Довольно часто такой лепет характери-симостоятельную речь маленьких глухих детей, отличающих-лиюпальностью и активным отношением к окружающему. |ця:1чивое повторение ребенком какого-либо слова в тече-рего обследования, эхолалическое повторение слов и фраа ;),•! взрослым может быть следствием отставания в психи-развитии ребенка или каких-либо нарушений его эмоцио-|о-полевой формы или интеллекта.