Ребенком игрушку, охотно ли подчиняется взрослому, рсонап ли в его оценке.
ребенок не вступает в контакт или контакт с ним затруд-ис является показателем снижения интеллекта или от-н развитии. Ребенок может не сразу налаживать кон-(ц.'фослым или вообще не вступать в контакт с ним потопи стесняется, не привык к общению с незнакомыми п смущен новой обстановкой. Очень часто оглохшие нормальным интеллектом отличаются замкнутостью, с контактируют со взрослыми. Дети же со сниженным ин-порой очень легко вступают в общение с незнакомым |М, правда, контакт с ним, как правило, бывает непол-иерхпостным.
|М"-" на одобрение. Отмечается, радуется ли одобрению, его или равнодушен к нему.
ргнкция, как правило, наблюдается у всех детей с нор-иптеллектом уже с раннего возраста. Она может отсут-(ребенок остается равнодушным к одобрению) как в фнГшей избалованности ребенка (когда он не заинтере-|оценке взрослого), так и в случае значительного сниже-|ллекта (ребенок не понимает того, что его поощряют). на замечание. Отмечается, есть ли какая-либо реак-•ммечнпие или ребенок не понимает, что ему сделали заме-ецрпнляст ли поведение в соответствии с замечанием.
• Ш' реакции на замечание у детей старше 3 лет может копать или о крайней избалованности (ребенок не шечапиям или каким-либо ограничениям), или о сни-
•ллокта (ребенок не понимает смысла замечания), реакция на замечание свидетельствует о том, что ш: смысл замечания, но не хочет подчиняться. не к неудаче. Отмечается, замечает ли ребенок непра-коих действий, исправляет ли ошибку; дает ли эмо-
• реакцию на неудачу — отказывается ли от продол-1Ы, спокоен ли при поисках решения или злится. то оценки неудачи ребенком старше 5 лет может сви-.1Т1. о снижении интеллекта или отставании в разви-шшя эмоциональная реакция на неудачу или собст-к5ку (в том числе отказ от продолжения работы) не >кн:»атслем снижения интеллекта, так как это есть г<| оценка неудачи.
II. Отмечается, устойчива или неустойчива походка и, ппдает, задевает нога за ногу, шаркает); является ''мистической или стремительной; хорошо ли ребенок чддержки; имеются ли патологические движения (на-ниженпн, стереотипии, тики, тремор); являются ли иордшшрованными и целесообразными (не произво-иих, ненужных, нет ли сопутствующих); отличаются /кеипя точностью и ловкостью; какая рука является
ведущей. Записи ведутся по ходу проверки. В случае, если или ются сомнения, ребенку предлагают бросить мяч в корзину, ди| стать какой-либо упавший или закатившийся под мебель прел мет, пройти по комнате.
Наличие патологических изменений историки у глухих и ел л бослышащих является следствием сопутствующих дефектов, п< связанных со снижением слуха. Нарушения координации движс| ний, шаркающая и стремительная походка могут быть связаны \ нарушениями вестибулярного аппарата. Наличие патологически^ движений, нарушения координации движений, нецелесообразные, неточные движения часто сопутствуют снижению интеллекта.
Эмоционально-волевая сфера. Фиксируется, активен или пас| сивен ребенок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удоволыт вием ли работает или из подчинения, как относится к трудностял спокоен или возбужден, жизнерадостен или мрачен и др.
Нарушения эмоционально-волевой сферы (пассивность, инерт! ность, вялость, возбудимость, двигательная расторможенность не могут являться следствием снижения слуха, а указывают ряде случаев на наличие каких-либо дополнительных дефект (включая соматическую ослабленность) или на снижение интел| лекта.
Б. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ СЛУХА
Проверка слуха начинается уже в то время, когда ребем" занят игрой. Сурдопедагог (или сурдолог, отоларинголог) зоне ребенка по имени, пользуясь голосом нормальной разговорно! громкости. Сначала обследователь находится на значительно^ от ребенка расстоянии (примерно 3 м), а затем, если ребенок реагирует на зов, постепенно к нему приближается. Наконец, <Л подходит к ребенку сзади так, чтобы тот не только не видит взрослого, но и не ощущал его присутствия с помощью вибр! ционной чувствительности или тактильного восприятия (прико| новение к стульчику, колебания досок пола, прикосновение к лосам ребенка). Пользуясь экраном (чтобы ребенок не ощущм! тока воздушной струи при произнесении), педагог зовет ребеинГ по имени. Сначала имя произносится у затылка, а затем око/ш его правого и левого уха. Повторяем, что при этом ребенок иГ должен ощущать присутствия около себя человека. Сурдопсл! гог произносит имя ребенка голосом разговорной громкости. Г1 наличии реакции (поворот головы, вскидывание глаз, улы повторение слова) сурдопедагог гладит ребенка по голове и выр) жает свое удовлетворение. Это является первичным знакомстпп с состоянием слуха, необходимым для его дальнейшей проверщ
По окончании наблюдений за игрой ребенка начинается циальное обследование его слуха.
При педагогическом обследовании слуха выделяются основные параметра: сила голоса, расстояние между обследош телем и ребенком и характер реакции ребенка.
|'||цголог, фиксирующий результаты проверки, должен кш, чтобы видеть лицо ребенка и наблюдать за его пове-нрп обследовании слуха. При педагогическом обследо-I возможны четыре варианта проверки. Заполне-Иокол а осуществляется в любом случае, независимо Но какому варианту (1, 2, 3 или 4) проводится проверка
и р и а и т. В том случае, если обследующий обнаружил, шк ощущает голос разговорной громкости на значитель-М-оиппн (1—3—5 м), ребенку старше 2,5—3 лет можно ни. повторять слова в полной или лепетной форме (папа, , нотка, дом; ам-ам; мяу, би-би) (рис. 48). При этом
• начинает произносить слова голосом обычной раз-Ч'омкости непосредственно у ушной раковины ребенка, цыюеом той же силы он произносит слова на все более нт ребенка расстоянии. Это происходит до тех пор, пока 1П1 перестанет повторять произносимые сурдопедагогом
ччжсрки реакции ребенка на голос разговорной гром-копатель начинает проверять его реакции на шепот, еееппн слов шепотом нужно сделать полный выдох и | напряжения. Начинать проверку уровня восприятия '•чи нужно около ушной раковины, обязательно поль-юм экраном. Расстояние надо увеличивать посте-
пом варианте проверки фиксируется, на каком рас-
•Пглсдователя ребенок повторяет слова (указывается (1 м, 5 м, 4 м, 3 м, 2 м, 1 м, 0,5 м, у ушной раковины).
нитруется: а) повторение слов, сказанных голосом иоиорной громкости, б) повторение слов, произне-
п'ЮМ.
1''ели ребенок воспринимает шепот на меньшем, чем нии, то его следует отнести к категории слабослыша-ч'ли он воспринимает голос разговорной громкости, и правильно повторяет слова, сказанные шепотом ни Г> м и более, то это будет означать, что дефекты | |1л:и111ггия обусловлены не снижением слуха, а ка-1И1.1МП причинами — чисто речевыми нарушениями, от-| |)л:н1птии, снижением интеллекта, нарушением фоне-глуха, расстройством эмоционально-волевой сферы. ' н а и т. 1;ели ребенок реагирует на голос разговорной <1 значительном расстоянии, но не умеет (или стесня-1»нть скачанные педагогом слова, перед ним можно искплыо) игрушек — от 2 до 5 (в зависимости от возни) п предложить показывать на ту игрушку, назва-произиоептся (рис. 49). Проверка пр При втором варианте в протокол заносятся данные о том,! какого расстояния обследователь произносит голосом разгони! ной громкости и шепотом названия показываемых ребенм предметов (6 ж, 5 ж, 4 ж и т. д.).
Оценка. Оценка производится таким же способом, как п предыдущем варианте.
3-й вариант. Если во время игры ребенок не дал ник;п. реакции на голос разговорной громкости, то сурдопедагог нр| веряет слух на основе выработки условно-рефлекторной реакця
Для этого сначала педагог обращается к вибрационной чуво вительности ребенка. Перед ребенком ставится небольш! пирамидка (из 5 элементов). Обследователь садится слева (со! ведущая рука у ребенка правая) или справа (если ведущая ру| левая) от ребенка. Если педагог сидит слева от ребенка, прикладывает левую руку ребенка к своей гортани, а свою пр| вую руку кладет на лежащую на столе правую руку ребепи Педагог произносит звук м 1. Ребенок ощущает выбрацию гп| тани педагога. Не отнимая левой руки ребенка от своей гортлн педагог правой рукой ребенка снимает с пирамидки ее верит» и кладет ее рядом с пирамидкой. Правая рука ребенка опя| лежит на столе. Педагог вновь правой рукой ребенка сним.н колечко пирамиды в момент произнесения звука. Так повторяв несколько раз. Педагог произносит звук м с разными инте| лами, чтобы ребенок ориентировался только на вибрацию горц ни педагога, а не на время (ритм). Наконец, педагог переги| помогать ребенку. Он произносит звук м и ждет, когда ребсп сам снимет кольцо с пирамидки (или наденет на пирамидь1 Если ребенок будет колебаться, можно слегка подтолкнуть руку. Затем ребенок начинает самостоятельно нанизывать ко. на пирамидку при ощущении вибрации гортани педатц (рис. 50). Каждый раз, когда ребенок правильно — по сигналу| надевает или снимает кольцо, педагог поощряет его поглажич нием по головке.
Выработку условной реакции можно начинать пробовать| детей 2 лет 10 мес.— 3 лет. Однако не у всех детей этого возра удается выработать такой условный рефлекс. У детей бс старшего возраста такая реакция вырабатывается достатс быстро.
После образования рефлекса на ощущение вибрации моЯ начинать проверку слуха.
Вместо пирамидки обследователь берет коробку «Лото| шариками» и корзинку. Из коробки постепенно, один за друц вынимаются и ставятся на край стола в ряд воротца, образую| нечто вроде «туннеля» (рис. 11). Прежде чем поставить ворс на стол, обследователь показывает их ребенку. При этом обсле-
1 Звук м используется потому, что он вызывает сильную вибрацию цевых костей головы.
дователь показывает всем своим видом, что ребенка ожидает Интересное. Последним ставится лоток. Нужно располо-так, чтобы его нижняя часть находилась около послед-
(т. с. чтобы шарик, положенный на верх лотка, прежде I, п корзину, прокатывался по столу через все ворота).
тпвнт на полу около стола так, чтобы шарик, скаты-шдал прямо в нее. Все шарики (их 8 штук) остаются , которую обследователь помещает около правой руки | <Ч1ерь все готово к обследованию. Руки ребенка лежат ! 1едагог садится слева от ребенка и начинает проверку
слуха на левое ухо. Педагог закрывает лицо экраном истом бумаги), наклоняется к самому уху ребенка и
| громким голосом пу (это должен быть громкий голос,
). В тот же момент педагог правой рукой ребенка бе-иПкп один шарик и кладет его на лоток. Так повторяет -пор, пока ребенок не начнет бросать шарик в ответ на п не ////.
и> не получается, обследователь слегка подталкивает | ика. Таким образом он побуждает его взять шарик из | отпет на звук. Наконец ребенок начинает самостоя-игироиать на звук, произнесенный педагогом громким (рис. 51). При этом нужно строго следить за тем, чтобы прикасался к голове ребенка. Все правильные реакции фенляются одобрением со стороны педагога (как и ко условной реакции на ощущение вибрации). Педа-К<<|| сидеть так, чтобы его стул не прислонялся к стулу ре-оп сам не касался ни ребенка, ни его одежды, ни
Нужно создать такие условия, при которых ребенок
«нищать на звучание только с помощью своего оста-точного слуха.
Педагог произносит слоги с разными интервалами, делая и! то короткие, то длинные паузы. Нельзя опускать экран по окончании произнесения слога, иначе ребенок начинает •си не па звук, а на этот внешний жест. Педагог ми' около ребенка, скрыв за экраном всю нижнюю ища (ниже глаз) (рис.51).
с с шариками не нужно ориентировать детей на их к по брать подряд, независимо от окраски. I |'нок научится четко реагировать на звук у, сказан-нм голосом в слоге пу, педагог громко говорит слог па. опрп.чом проверяется наличие реакций на звуки и (в и 1>, произнесенные громким голосом у самого уха
Вилолжопмя проверки слуха можно вынуть шарики из [н положить их назад в коробку. Но если этот вид ра-реГюику, можно взять другой материал — счетные \'2). Убрав воротца, лоток и шарики, обследова-ч'ргд ребенком подставку со стержнями, с которых
оводится таким |\лк прглложено в 1-м варианте (включая проверку сняты все шары. Они лежат в коробке. Задача ребенка состоит) в том, чтобы в ответ на услышанные звуковые сигналы нанизи] вать шары на стержни.
Выработав у ребенка реакцию определенным образом реаги] ровать на интенсивный сигнал, педагог начинает постепенно! уменьшать силу своего голоса. Он вновь произносит те же слот! (пу, па, пи) и звук р, но уже не очень громко, а голосом средне!)! громкости. Если ребенок никак не реагирует на такое звучание! педагог вновь прибегает к громкому голосу. Получив от ребенкп! ответное действие, он опять пытается вызвать реакцию на го Г лос средней громкости. Если после нескольких проб ребенок всп| же не реагирует на такую силу голоса, обследование данноп уха на этом заканчивается. Если оказывается, что он ощущао! голос средней громкости, педагог начинает произносить эти жп| звуки голосом обычной разговорной громкости. Педагог можог! при этом произносить ряд слогов: па-па-па, пи-пи-пи, пу-пЛ При наличии четких реакций ребенка на голос разговорно!! громкости у ушной раковины педагог начинает постепенно унеТ личивать расстояние—говорить на расстоянии 10, 20, 50 ел, постепенно определяется то расстояние, на котором ребенок ещи) ощущает голос разговорной громкости.
Совершенно аналогично проверяются слуховые возможности! другого уха ребенка. Только теперь педагог садится справа ш| ребенка.
В тех случаях, когда ребенок долго не реагирует на появлении звука, нужно проверить, не устал ли он. Для этого можно легош-' ко постучать пальцем по спинке или сидению стула или подуп! ребенку на волосы. Если при этом у ребенка будет живая реаи| ция, то это значит, что он не слышит предлагаемых ему звукои)
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не утомлялся I не адаптировался к звукам. Если он вдруг перестает давать <н ветные реакции на звуки, которые он хорошо ощущал несколI,к. минут назад, то необходимо сделать перерыв в обследован»! слуха, чтобы дать ребенку возможность отдохнуть.
При третьем варианте проверки записывается, при каких ловиях ребенок выполняет предложенное действие: скатыиа ли он с лотка шарики при произнесении обследователем слога голосом разговорной громкости, на каком расстоянии от обслед^ вателя скатывает шарик в ответ на голос повышенной громкост»
Оценка. Если ребенок выполняет заданное ему действие тол} ко в ответ на произнесение голосом повышенной громкости, его следует отнести к категории глухих.
Если он скатывает шарик при ощущении голоса разгв верной громкости хотя бы на расстоянии 5 см от ушной раковч ны, то его нужно квалифицировать как слабослышащего, дгш если он при этом не будет воспроизводить слова, предложен! ему обследователем (см. главу I, Б). В данном случае реб< находится на том этапе, когда он только ощущает голос, п<> ш 48
Ц'I еще пользоваться своим слухом в силу ряда обстоятельств "ННИ1Н жизни, уровня развития и т. д.)1.
•I и вариант. Если у ребенка не удается выработать услов-!| реакцию ни на вибрационный, ни на звуковой раздражитель, Мм) прибегнуть к иному способу проверки. Его обычно прихо-|1'И использовать при обследовании преддошкольников и млад-Цошкольников (примерно до 3,5 лет).
Пенку предлагается свободное рисование или игра с мяг-игрушками. Ребенок сидит за столом. Обследователь, на-аа спиной ребенка на расстоянии 3 м, зовет его по имени м разговорной громкости. В руках у взрослого имеется либо игрушка. Если ребенок поворачивает голову в сторо-Цпса взрослого, тот показывает ему игрушку и дает ее для В этом случае обследователь начинает постепенно увели-расстояние и произносит голосом разговорной громкости I слова — односложные, двухсложные, трехсложные. Ин-||ы между произнесением слов должны все время меняться, им раз при повороте головы ребенка на звук педагог дает |кую-пибудь игрушку (плюшевую собачку, кошку и т. п.). 1м ребенок реагирует на слова, сказанные голосом разго-I ром кости, на значительном расстоянии (5—7 м), нужно ни., как он ощущает шепот. Педагог произносит слова т разном расстоянии от ребенка.
•е.бспок не дал никакой реакции на произнесение своего расстоянии трех метров, педагог приближается к не-и.пала до двух метров, потом до одного метра, потом «но подходит к нему сзади и произносит его имя у самого ребенка (пользуясь экраном). При отсутствии реакции уходит назад, на прежнее место (3 м от ребенка), берет и ударяет по нему несколько раз не очень сильно. Если при этом никак не меняет своего поведения, педагог |ит сильные удары и следит за реакцией ребенка. У детей (Колыюго возраста (до 3 лет) реакции могут появляться минимальном расстоянии инструмента от ребенка, часто |ыи.1х ударах в барабан прямо над головой ребенка
1Амп используется при проверке слуха как сильный рбрацнонный раздражитель, который ощущают все глу-пормальным интеллектом. Барабан является контроль-Цшжителем: обследователь сравнивает реакции ре-аиучлиие барабана с реакциями, которые ребенок дает Игануковые раздражители,— голос повышенной разго-
гГпмкж ощущает голос разговорной громкости и ушной ракови-|Н'1'О|ии1 слов, с ним должна проводиться систематическая слуховая пшик диагностической группы или в семье. Через год необходи-копсультация для уточнения состояния слуха данного ребенка. Шик может оказаться или слабослышащим, или глухим со значи-•шкнми слуха и в зависимости от этого должен быть направлен 'шипи"! тип дошкольного учреждения.
верной громкости и шепот. Определив, каким способом ребеио! реагирует на сильный слухо-вибрационный раздражитель, обели дователь вновь пробует вызвать у ребенка реакцию на голос произносит слог пу голосом разговорной громкости у ушной р( ковины ребенка. Если ребенок не реагирует на неоднократно произнесение этого слога у правого и левого уха, педагог в н<| лях контроля ударяет несколько раз по барабану.
При данном способе проверки слуха у маленьких детей время их свободной деятельности (рисование, игра) обследо1И|| тель подает звуковые сигналы через значительные промежуты времени. Это делается для того, чтобы звук не потерял для р бепка сигнального значения и мог (при наличии ощущения) вы вать определенную двигательную или эмоциональную реакции!
При четвертом варианте проверки отоларинголог следит :ш тем, поворачивает ли ребенок голову при произнесении слогд или слов голосом разговорной громкости, шепотом, голосом и! вышенной громкости. Фиксируется расстояние, на котором реб| нок обнаруживает наличие ощущения звука. В ответ на звук р| бенок может реагировать поворотом головы, поднятием гл миганием, пожатием плеч, смехом, голосовой реакцией. Все реакции заносятся в протокол обследования. Если обследо^ тель использует при проверке барабан, фиксируются расстояи1| (от исследователя до ребенка) и характер реакции.
Оценка. Отсутствие у маленького ребенка реакций на звук< вые раздражители разной силы не может само по себе являи.а показателем снижения слуха. При задержке физического разн| тия у ребенка могут оказаться заторможенными, подавленны» все реакции — ребенок может не реагировать на стук по коляс| (кроватке), в которой он лежит, на щекотание, на зрителыц раздражители и т. п. Однако, если нет реакции на звук припал! чии реакций на остальные раздражители, можно говорить осн жении слуха. Но при этом трудно установить степень наруш! ния. Более точное заключение о состоянии слуха ребенка дает| во время повторной консультации, которая проводится по рем| нию комиссии не ранее чем через 6 месяцев.
Наличие реакции ребенка отмечается в протоколе знаки « + », отсутствие реакции — знаком «—». Например:
Характер произнесения | 6 м | 5 м | 4м | 3 м | 2м | 1 м | 0,5 м | У/Р | Характер реакции |
Голос разговорной громкости | — | — | 1 | | | + | Повторяет слова | |||
Шепот | — | — | — | — | . ——— - ,._ — . ——— .д |
В. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ РЕЧИ
При обследовании ранее не обучавшихся детей следует уста-||И11. уровень развития их устной и жестовой речи (не мими-П). При этом выделяются два аспекта — понимание устной и жестов и самостоятельное пользование ими.