Критерии были вычленены в процессе диагностического обсле дования и проверены на 2000 детей в возрасте от 1 года до 7 ле
Правильность поставленных диагнозов проверялась затем процессе контрольного обследования детей на повторных кои! сультативных приемах, длительного (в течение 5 лет) наблюдс! ния за развитием детей в условиях обучения и воспитания в сш циальных дошкольных учреждениях и в условиях семьи. длительным наблюдением находилось 450 детей.
Поскольку дети, направляемые для обследования с целью п| определения в специальные дошкольные учреждения, часто н| владеют речью либо владеют ею недостаточно, большинстн предлагавшихся нами заданий имело невербальную форму Это не исключает сопровождающей речи взрослого. (Невср бальными считаются задания, во время предъявления и выполн|| ния которых ребенок и педагог не пользуются устной речьк Условия деятельности вытекают из характера материала либо гут быть объяснены жестами. Ответом служат действия ребенка]
При обследовании большое значение придается наблюдения! за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов это! наблюдения с другими данными обследования (проверка слух! речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). О часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительно!] отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. ] приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенным!
и, несмотря на нормальный интеллект, что в свою оче-|,пт основанием для ошибочного заключения.
даются с целью выяснения уровня зрительного вос-(II (иоснриятие величины, формы, пространственных отно-шмшстпое восприятие предмета), умения действовать по | мимо и по образцу, умения осуществлять выбор из боль-
•мк'ггна элементов; степени сформированности процесса синтеза, наличия простейших счетных операций, опре-п.шожиости обобщения.
Иапюстики сенсорного и интеллектуального развития только результат, но и сам способ решения пред-реПенку задачи.
| ограничиваться аудиологическим исследованием слуха.
Рамма, снятая врачом отоларингологом-аудиологом,
Судить о степени понижения слуха и о его диапазоне.
К» аудиограммы, необходимо знать, как ребенок поль-
П м остаточным слухом в быту, при общении с окружаю-
|Сходимость проведения педагогического обследования
Им также тем, что не во всех случаях удается получить
Му.
К | пенно, что основанием для направления ребенка в то \ чреждение должно быть не изолированное исследова-', сенсорного развития, интеллекта или поведения, а еди-герпстика, составленная на основании учета всех дан-чеппых в процессе диагностического обследования. 'Ним к описанию условий и методов отбора детей.
I' (ЖЛНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ромедепия обследования необходимо иметь следующее тис и материалы: два детских столика и два детских
• (рис. 1); пионерский барабан (рис. 2); ящик с набо-||ц,пого строителя (рис. 3); одежда, постельные при-| тн п посуда для куклы (рис. 4, 5, 6, 7); маленькие
омме пли металлические машины (рис. 8, 9); малень-\, которая может быть помещена в машину (рис. 10); и мебель (рис. 6); лоток с шариками (рис. 11); считалку ми (рис. 12); пирамидку из четырех колец и колпачка
•почтоиын ящик» (рис. 14); два прямоугольных дере-ру'ка одного размера; две треугольные деревянные чншо размера; две деревянные полусферы одного раз-
ч но и .ч набора «Цвет и форма» или настолько строи-| -лом одни прямоугольный брусок, одну треугольную
Одну полусферу зеленого цвета, остальные три пред-,'иим бить разного цвета — красный, синий, желтый)
неокрашенный экран из фанеры прямоугольной формы Ю • ''0 см) (рис. 16); небольшой экран, закрывающий
нижнюю часть лица обследователя при проверке слуха (рис. 17); разрезные картинки из двух, трех и пяти частей с разной конфигурацией разреза (рис. 18, 19, 20, 21); счетные палочки (рис. 22);' карточки с изображением животных и одежды (рис. 23, 24);[ парные картинки (рис. 25); мягкие игрушки (рис. 26); мяч, корзинку (рис. 27); бумагу; цветные карандаши; книжки, в которых имеются яркие, четкие изображения животных (кошка, собака, утка, лошадь, курица, корова) (рис. 28, 29, 30, 31, 32, 33);; средств транспорта (машина, поезд) (рис. 34, 35); различных несложных действий и ситуаций (Девочка спит; Мальчик играет; Мяч лежит на полу; У девочки кукла; Зайка сидит под деревом; На дереве три птички; Мальчик бежит; Девочки бегут) (рис. 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43).
ОБСТАНОВКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Перед обследованием и во время его проведения ребенок дол-| жен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со| стороны окружающих его взрослых. Психолого-педагогическоо! обследование не рекомендуется проводить в белых халата.\,| Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обслс-1 дование, вместе с родителями и все обследование проводить прн| них. При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц.| Только в отдельных исключительных случаях, когда ребенок т: вступает в контакт, можно разрешить одному из родителей сесть! рядом с ребенком (или взять его на руки). При этом родители) не должны вмешиваться в ход обследования.
Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано. На детском столике помещаются игрушки для игры: небольшой ящик со строительным! материалом, маленькие машины, кукла с одеждой и постельными] принадлежностями, посуда и мебель. К этому столику придвигается столик, за который сажают ребенка (рис. 1).
Весь остальной материал должен быть скрыт от глаз ребенкл| (накрыт салфеткой или помещен за ширму).
ЗАПИСЬ ХОДА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Одновременно с проведением обследования заполняются про| токолы, описания которых будут приведены ниже. Очень важно заранее знать, кто какой протокол будет вести, так как заполнеЛ ние протоколов требует хорошей ориентации в заданиях, в том| что именно нужно фиксировать, о чем может свидетельствовать или иное действие ребенка, тот или иной способ решения постав^ ленных задач и т. д.
С первого же момента появления ребенка в комнате для обсле^ дования начинает заполняться протокол наблюдения за его
[»'м Так как этот протокол будет заполняться на протяжении 1 следования, его следует передать психологу. В случае им психолога — одному из членов комиссии, непосредст-нппятому с ребенком (например, представителю отдела I о образования).
мент, когда сурдолог приступает к обследованию слуха начинает заполняться второй протокол — протокол обит слуха. Этот протокол может заполнять либо сам сур-|Ло врач-отоларинголог.
жол обследования состояния речи заполняет сам сурдо-Iсурдолог).
и«>л обследования сенсорного и интеллектуального раз-иштист врач-психоневролог (если обследование прово-тедагог), либо сурдопедагог.