Обученные слабослышащие дети
'1и г.нухпс необученные дети с нормальным интеллектом Ипн.ппот собой относительно однородную группу, то слабо-И1П' одного возраста являются чрезвычайно НеОДНОрОД-I Г| <1|П11Ч"|.
Одни слабослышащие дети по ряду параметров весьма близ-1 ки к глухим, другие — к нормально слышащим детям. Между| этими крайними полюсами имеется промежуточная группа детей. Поэтому развитие слабослышащих детей не может быть| охарактеризовано однозначно.
В дальнейшем мы будем стремиться к тому, чтобы показать существующие внутри этой категории различия.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В раннем периоде развитие речи у глухих и слабослышащих детей, как правило, совпадает. У слабослышащих детей, так же как и у глухих, наблюдается большое многообразие голосовых реакций. В большинстве случаев различия не проявляются вплоть до 3 лет. Лишь в редких случаях у слабослышащих детей моложе 3 лет наряду с активным лепетом, присущим и глухим, появляется контур элементарных слов.
Более существенные различия в устной речи глухих и слабослышащих детей обнаруживаются в возрасте от 4 до 5 лет. Здесь начинает обнаруживаться дифференциация внутри самой категории слабослышащих. У многих слабослышащих детей 4—5 лет еще не проявляется ничего специфического по сравнению с «речью» глухих детей: их «речь», так же как и речь глухих этого возраста, носит характер активного лепета (иногда отнесенного), лепетных и усеченных слов. Другая половина слабослышащих 4—5 лет уже резко отличается по уровню развития речи: дети произносят отдельные слова и простые фразы с фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают элементарную обращенную речь.
В последующие годы, вплоть до 7 лет, продолжают увеличиваться различия в уровне развития активной и пассивной речи у | глухих и слабослышащих детей. Внутри категории слабослышащих довольно долго (иногда до 6 лет) остается небольшой про цент детей, которые имеют такой же уровень развития устной речи, что и у глухих (лепет, голос, отдельные звуки, чмоканье). Эти дети не понимают обращенной речи и не умеют пользовать ся своим слухом, хотя многие из них обладают значительными остатками слуха — реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднении лепета.
У подавляющего большинства слабослышащих детей к кон цу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей— фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими п грамматическими искажениями. Эти дети понимают обращен ную речь в пределах определенной ситуации; лишь очень небольшая часть необученных слабослышащих детей понимает речь вне При сопоставлении уровня развития речи у необученных глу-"|и слабослышащих детей дошкольного возраста выявляются е липни развития; у глухих дошкольников без специаль-обучения кривая оказывается затухающей, тогда как у
( |
(•слышащих, даже без специального обучения, кривая раз-м речи возрастающая.
СИНСОРНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1И11.10 слабослышащие дети имеют различные степени сни-н слуха. Одни дети реагируют только на голос разговор-Громкости у самого уха, не умея при этом повторить сказан-слона; другие воспринимают разговорную речь на зна-п.ном расстоянии (более 6 м), но при этом не слышат т,
|1! период дошкольного детства слуховое восприятие слабо-ипщих детей (даже без специального обучения) значитель-шипастся. В возрасте от 1 года до 2 лет дают реакции на разговорной громкости у ушной раковины только 6,6% 13 возрасте 6—7 лет дают реакции 66,7% детей, тенденция наблюдается у необученных слабослы-детей при восприятии ими шепота. В возрасте 1—2 лет ют на шепот только в 2% случаев; в дальнейшем коли-> детей, четко ощущающих или воспринимающих шепот '•иную речь), неуклонно растет.
и/нпым является тот факт, что многие слабослышащие , имей существенные остатки слуха, долгое время не умеют пользоваться. Они не реагируют на обращенную речь, не (итог се и потому часто производят впечатление глухих, же нремя другие слабослышащие дети с такой же потерей могут хорошо пользоваться сохранным слухом и с его-Шью накапливают большой словарь. Такая разница в уров-• иного восприятия у слабослышащих детей обусловлена |Н' I причинами, в число которых входят условия жизни , особенности его психофизического развития и многое
категория слабослышащих детей, имеющих значитель-штки слуха; в быту, в общении эти дети производят |Иле||пс нормально слышащих. В то же время они не (шнммают шепот, что обусловливает дефекты речевого-• тин. Часто таких слабослышащих квалифицируют или как и с нарушениями речи при нормальном слухе, или как тмит отсталых, или как детей, имеющих задержку психо-I•-. .щи-скоп) развития при сохранном слухе (более подробно •г* ном будет сказано дальше). Одни слабослышащие дети по ряду параметров весьма близ-1 ки к глухим, другие — к нормально слышащим детям. Между| этими крайними полюсами имеется промежуточная группа детей. Поэтому развитие слабослышащих детей не может быть| охарактеризовано однозначно.
В дальнейшем мы будем стремиться к тому, чтобы показать существующие внутри этой категории различия.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В раннем периоде развитие речи у глухих и слабослышащих детей, как правило, совпадает. У слабослышащих детей, так же как и у глухих, наблюдается большое многообразие голосовых реакций. В большинстве случаев различия не проявляются вплоть до 3 лет. Лишь в редких случаях у слабослышащих детей моложе 3 лет наряду с активным лепетом, присущим и глухим, появляется контур элементарных слов.
Более существенные различия в устной речи глухих и слабослышащих детей обнаруживаются в возрасте от 4 до 5 лет. Здесь начинает обнаруживаться дифференциация внутри самой категории слабослышащих. У многих слабослышащих детей 4—5 лет еще не проявляется ничего специфического по сравнению с «речью» глухих детей: их «речь», так же как и речь глухих этого возраста, носит характер активного лепета (иногда отнесенного), лепетных и усеченных слов. Другая половина слабослышащих 4—5 лет уже резко отличается по уровню развития речи: дети произносят отдельные слова и простые фразы с фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают элементарную обращенную речь.
В последующие годы, вплоть до 7 лет, продолжают увеличиваться различия в уровне развития активной и пассивной речи у | глухих и слабослышащих детей. Внутри категории слабослышащих довольно долго (иногда до 6 лет) остается небольшой про цент детей, которые имеют такой же уровень развития устной речи, что и у глухих (лепет, голос, отдельные звуки, чмоканье). Эти дети не понимают обращенной речи и не умеют пользовать ся своим слухом, хотя многие из них обладают значительными остатками слуха — реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднении лепета.
У подавляющего большинства слабослышащих детей к кон цу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей— фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими п грамматическими искажениями. Эти дети понимают обращен ную речь в пределах определенной ситуации; лишь очень небольшая часть необученных слабослышащих детей понимает речь вн При сопоставлении уровня развития речи у необученных глу-"|и слабослышащих детей дошкольного возраста выявляются е липни развития; у глухих дошкольников без специаль-обучения кривая оказывается затухающей, тогда как у
( |
(•слышащих, даже без специального обучения, кривая раз-м речи возрастающая.