Психических состояний учащихся на уроке
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Ульяновский государственный педагогический университет
Им. И.Н. Ульянова
А.Ю. Нагорнова
Упражнения для коррекции
Психических состояний учащихся на уроке
Учебно-методическое пособие для психологов и учителей
общеобразовательной школы
Ульяновск – 2011
УДК 37.015.31
ББК 88.4
Н 16
Печатается по решению редакционно-издательского совета УлГПУ
им. И.Н. Ульянова
Рецензент: доктор пед. наук, проф. О.И. Донина
Н 16Нагорнова А.Ю. Упражнения для коррекции психических состояний учащихся на уроке: учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы. Ульяновск: SIMJET, 2011. - 76 с.
В учебно-методическом пособии кратко характеризуются теоретические вопросы исследования проблемы психических состояний в России, рассматривается проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся, описывается методика коррекции психических состояний учащихся на уроке, в процессуальную часть которой входят различные упражнения для коррекции психических состояний. Пособие содержит подробное описание данных упражнений для учащихся начальной, основной и старшей школы.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательной школы, школьных психологов и родителей школьников.
УДК 37.015.31
ББК 88.4
ISBN 978-5-9904777-9-7 ã SIMJET, 2011
ã А.Ю. Нагорнова, 2011
Оглавление
1. Краткий анализ исследования проблемы психических состояний в России | |
2. Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся | |
3. Методика коррекции психических состояний учащихся | |
- упражнения, направленные на разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию | |
- направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе | |
- упражнения, направленные на развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания | |
-упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека | |
- упражнения, направленные на тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим | |
-упражнения, направленные на осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности | |
- упражнения, направленные на развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления | |
4. Литература |
Краткий анализ исследования проблемы психических состояний
В России
В педагогике к проблеме психических состояний обращались многие русские и советские ученые: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
К.Д. Ушинский одним из первых дал глубочайший для своего времени анализ антропологических, физиологических и психологических факторов в условиях учебно-воспитательного процесса. В своей фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский отмечал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [58, с. 23], при этом воспитание следует строить на изучении ребенка с привлечением других наук, и, в первую очередь психологии, созданной на основе физиологии.
К.Д. Ушинский считал, что педагогика должна иметь научно-обоснованную систему взглядов на закономерности психофизического развития ребенка; раскрывать цель воспитания, содержание образования, пути и методы обучения и воспитания, показывать роль, содержание, формы и методы работы учителя, школы, семьи и государства в деле формирования человека.
Одним из направлений научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта было изучение анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка. В работе «Семейное воспитание» П.Ф. Лесгафт дал классификацию наиболее часто встречающихся школьных типов. Самыми характерными он считал лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. Каждый из них подробно характеризовался П.Ф. Лесгафтом, обращалось большое внимание на поведение конкретного типа в школе и на те социально-бытовые условия, под влиянием которых формируется тот или иной тип.
Л.Н. Толстой обращал особое внимание на необходимость соответствия разнообразных методов и приемов обучения особенностям детской психики. «Чем меньше в школе принуждения и педантичного вмешательства учителей в работу учащихся, - отмечал Л.Н. Толстой, - тем оживлённее и радостнее становится в классе. Идеалом каждой школы должны быть новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия» [56, с. 254].
В XX в. П.П. Блонский указывая на то, что обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка, дал в своем учебнике «Педология» (1936) представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения.
А.С. Макаренко, развивая теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, важное значение придавал учету и возбуждению у детей психических состояний. Так, для детского коллектива, по А.С. Макаренко, необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера [32].
В.А. Сухомлинский продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, указывая, что успех работы воспитателя возможен только при организации сочетании мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей и психических особенностей каждого ребенка [55].
В современной педагогической науке психические состояния учащихся и педагогов мало исследованы. Отдельные исследования, проведенные в этой области, раскрывают лишь значимость учета, управления, саморегуляции и коррекции психических состояний в системе «учитель-ученик». Так, Н.Д. Левитовым обнаружена закономерность, имеющая важное значение для воспитательного процесса, - формирование новых черт характера в большинстве случаев осуществляется через переходный этап психических состояний, повторение состояний приводит к закреплению черты характера [29]. Психические состояния, переживаемые педагогом, отражаются на обучаемых, которые склонны к подражанию. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев выделяют дидактогенные психические состояния учащихся, связанные с неадекватным поведением и действиями педагога, и предлагают алгоритм управления настроением учащихся, намечают пути устранения отрицательных психических состояний [46]. Т.С. Шевцова раскрывает психологические особенности деформаций в педагогическом общении [62].
В современной литературе имеется достаточное количество исследований различных дидактогенных заболеваний учеников [16, 17, 18, 61], описание различных невротических состояний. Как показывают исследования этих авторов, количество детей, заболевших неврозами и неврозоподобными расстройствами, не уменьшается, а, наоборот, имеет тенденцию к увеличению.
Часто педагоги руководствуются индифферентными представлениями об учащихся как «об устройствах по переработке информации» [51, с. 215]. Иногда это приводит к безличным и неадекватным требованиям, с которыми обучаемые просто не могут справиться. Эти нагрузки особенно велики в периоды контроля и оценивании. Именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы педагог переносит на оценку личности ученика в целом.
Вопросы информационной перегрузки учеников показаны в работе М.В. Антроповой, В.Н. Козловой и др. [44]. М.М. Хананашвили подчеркивал влияние на здоровье учеников нарастающего дефицита времени, отведенного на прием, переработку и усвоение чрезмерно большого объема информации, что нередко приводит к отклонениям в высшей нервной деятельности, неврозам и болезням [61]. По мнению И.В. Страхова психические состояния являются предпосылкой формирования педагогического такта [54]. А.О. Прохоров указывал, что отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность в учебном коллективе [47].
Заставляя учащегося переживать негативные эмоции, педагог оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье школьника.
Как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, учащиеся старших классов характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе. Они лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе обучения в школе ученики испытывают сильное психическое напряжение, часто разрушительное для здоровья [51].
Н.В. Басова подчеркивает, что здоровье обучаемых находится в прямой зависимости от структуры образовательного процесса [4]. Это доказало исследование, проведенное в МГУ. Было выявлено 68% нервно-психических заболеваний у тех, кто переходит в другие школы или на домашнее обучение [9, с. 65]. Причины неврозов: 1) социально-культурные (не только в России, но и в других странах) - 32%; 2) психологические, связанные с взаимоотношениями лиц в различных микрогруппах, - 28%; 3) психолого-педагогические, отражающие непосредственно воздействие образовательного процесса, - 40% [9, с. 67-68].
Последние были вызваны: адаптационными трудностями; изменениями микросоциального окружения; несоответствием уровня требований педагогов подготовке обучаемых; авторитарностью педагога; психическим, эмоциональным напряжением; повышением невротизации в период экзаменов; чрезмерно большим объемом информации; дефицитом времени; снижением уровня мотиваций к учебе из-за неудовлетворенности методами обучения; конфликтными ситуациями с педагогом и учебно-вспомогательным персоналом.
При перестройке образовательных технологий необходимо включать в учебный процесс такие взаимодействия, которые не усложняли бы обучаемым познавательной деятельности и помогали переживать жизненные коллизии без пагубных последствий для здоровья (Н.В. Басова).
По исследованию влияния травматических психических состояний на эффективность учебной деятельности учащихся, проведенному А.В. Котеневой, каждый третий обучаемый страдает пониженным уровнем настроения, испытывает нарушения в психосоматической сфере (бессонница, возбудимость нервной системы, потеря эмоционального контроля, трудности сосредоточения), отличается стремлением уйти от своих переживаний и решения оставшихся после травм проблем [24, с. 53].
В.А. Якуниным было проведено исследование по изучению эмоционально-коммуникативного поведения обучаемых в конфликтных ситуациях социального взаимодействия, вызывающих у его участников состояния фрустрации. В.А. Якунин предположил существование связи между показателями фрустрации как психического состояния с разнородными структурными компонентами личности [63, 64].
С.Д. Смирнов подчеркивает, что часто у обучаемых может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для учащегося задачи неудовлетворенности может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе [51].
Благоприятное положение ученика в окружающей его среде содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой обучаемым от значимых для него людей (референтной группы), к которым обязательно должен относиться и учитель. В этом случае он может помочь учащемуся в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы. Это можно сделать, целенаправленно, организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы ученик предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию личности в целом [51].
Таким образом, психические состояния, возникающие в обучении, являются отражением тех ситуаций, которые имеют место в учебном процессе у школьника, с одной стороны, и у учителя в педагогической деятельности - с другой.
Упражнение «Сосулька».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженное.
Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения, замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять.
Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Муха».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: сядьте удобно, руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
- для учащихся основной школы
Упражнение «Путешествие».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: сидите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.
Упражнение «Слушай себя»-1.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция:сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Посидите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.
Упражнение «Слушай себя»-2.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бёдер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряжённое состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Посидите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Упражнение «Звук».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: понаблюдайте за окружающими звуками. Старайтесь воспринимать физическую сторону звука: там звук, здесь звук. Попробуйте не придавать звукам какого-то особенного значения. Если рядом говорит кто-то, попробуйте представить себя животным, не понимающим человеческой речи. Понаблюдайте за своими мыслям. Попробуйте и к своим мыслям отнестись как к ничему не обязывающему, постороннему явлению.
- для учащихся старших классов
Инструкция: нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Упражнение «Счет».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 и так до 50.
Упражнение «Лыжник».
Цель:быстрое снятие стресса и восстановление нервной системы.
Инструкция:данное упражнение состоит из взмахов руками вверх-вниз и синхронных подъемов и опусканий пяток. Отчасти, оно напоминает движения лыжника, поэтому так и называется «Лыжник».
Для его выполнения надо встать, расслабить свое тело и начать совершать движения в максимально удобном для вас режиме. Вы можете производить махи руками вверх-вниз с ровной спиной, а можно немного согнувшись, или даже пригнувшись совсем низко к полу, как это делает лыжник во время спуска с горы. Ноги также могут быть прямыми или полусогнутыми. Делаете махи руками вверх над собой и затем бросаете их вниз. Пятки при этом также поднимаются и опускаются с небольшим стуком. Соответствие движений рук и пяток также подбирается индивидуально. Главный критерий – легкость и удовольствие от выполнения данного упражнения. Делайте так, как вам удобно. Главное, чтобы руки ходили вверх-вниз, а пятки при этом отрывались от пола и опускались.
Делать от 5 до 15 минут в зависимости от уровня напряжения. Чем дольше делаете – тем ниже напряжение.
Упражнения, направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе:
- для учащихся начальной школы
Упражнение «Карикатура».
Цель:игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
Инструкция: в группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.
Упражнение «Лепим сказку».
Цель:работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
Инструкция: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».
Упражнение «Дерево».
Цель:повышение уверенности.
Инструкция: вы должны сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не боишься».
Упражнение «Настроение».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу. Когда закончите рисовать, переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.
Упражнение «Ты - лев».
Цель: повышение уверенности.
Инструкция: закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глаза, твое тело. Лев - это ты!
Упражнение «Эмоция злости».
Цель:учить детей различать эмоции, показывать выразительные движения.
Инструкция: учитель просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей.
Упражнение «Открытость»
Цель: создание состояния внутренней открытости для общения.
Инструкция: чтобы исключить в себе эмоции, блокирующие диалог, и создать внутреннее состояние открытости, предлагаем такое упражнение. Перед вами – собеседник (одноклассник, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете. Распахните свою душу перед человеком, с которым взаимодействуете, постарайтесь психологически ближе подойти к нему. Получилось! Ну, а теперь вступайте в диалог.
Упражнение «Зеркало».
Цель: в непринужденной форме на невербальном уровне развитие чувства эмпатии.
Инструкция: на упражнение отводится 15 минут. Учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями [8, 57].
По окончании задания ученики делятся своими ощущениями.
Упражнение «Кошки-мышки».
Цель: развитие чувствительности к партнерам по общению, тренировка умения уверенно и ловко действовать в быстро меняющейся ситуации.
Инструкция: дети, взявшись за руки, образуют максимально широкий круг. В игре два водящих, один играет роль кошки, другой – мышки. Они выходят в центр круга. Задача кошки – поймать мышку. Глаза кошки завязаны. Она ловит мышку вслепую, по издаваемым той звукам. У участника, играющего роль мышки, глаза открыты, и он может свободно перемещаться, но обязан не реже, чем каждые 3 секунды, издавать писк, ориентируясь на который кошка его и ловит. Выходить за пределы круга участникам нельзя, задача стоящих в кругу участников – предостеречь кошку от этого. Когда она подходит слишком близко к кому-либо из стоящих в кругу участников, тот начинает издавать предостерегающее шипение. Если этого оказывается недостаточно и кошка все равно движется за пределы круга, то ее можно «вручную» развернуть обратно и легонько подтолкнуть в направлении центра круга.
Сначала «Кошки» и «Мышки» обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, и соображениями о том, чем предопределяется успех в этой игре и какие качества она позволяет развивать. Потом слово предоставляется тем ученикам, которые образовывали круг; они делятся своими наблюдениями о том, какие моменты игры показались им наиболее интересными и поучительными, чем именно.
Упражнение «Кальмар».
Цель:умение предугадывать реакции партнеров по общению, действовать быстро, ловко и слаженно с другими людьми.
Инструкция: дин из участников, водящий, играет роль «кальмара». Остальные участники изображают рыб. Кальмар перемещается в средней части аудитории, а рыбы – около одной из ее стен. По команде ведущего они дружно «переплывают» к другой стене, мимо кальмара. Тот пытается ухватить кого-нибудь из них. Те, кого он смог поймать, становятся частью кальмара: они берутся за руки и в дальнейшем перемещаются совместно. По следующей команде ведущего, рыбы опять перебегают к противоположной стене, а кальмар (теперь уже, возможно, в составе нескольких человек) опять ловит их. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только один участник-рыба. Он и объявляется победителем.
Большинство участников смогли побывать в ролях и рыбок, и части кальмара. Где им понравилось больше, чем именно? Что за качества позволили победителю добиться успеха?
Упражнение «Портрет».
Цель: выявление симпатий учащихся, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие эмпатии.
Инструкция: каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь [3, 4].
Упражнение «Ситуация».
Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.
Инструкция: «Сейчас тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…» Далее через каждые двадцать-тридцать секунд учитель называет имя следующего ученика. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой - сложнее?».
В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т.д.
Упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека:
- для учащихся начальной школы
Упражнение «Острый слух».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: «Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, «обратитесь в слух». Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».
Через одну-две минуты учитель просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.
При обсуждении обнаруживается, что некоторым детям удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).
Упражнение «Буквы».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: Ученики группы разбиваются на пары. «Один из детей встает за спиной другого и пальцем «пишет» у него на спине буквы. Задача - определить, какая буква написана».
Через две минуты по команде учителя дети меняются ролями.
Упражнение «Числа».
Цель: сплочение класса, повышение настроения, снижение напряженности, скованности.
Инструкция: учитель называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.
Упражнение «Пары».
Цель: способствует развитию выразительного поведения, побуждает учеников, с одной стороны быть внимательными к действиям других, а с другой стороны искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Инструкция: учитель раздает карточки, которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если кому-то достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитать свою карточку нужно так, чтобы никто не увидел, что на ней. Теперь карточку нужно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного» Другими словами, все делать молча. Когда находят свою пару, нужно молча остаться рядом, и не переговариваться. Только после того, как будут образованы все пары, можно проверить, что получилось.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как дети находили свою пару.
- для учащихся основной школы
Упражнение «Ассоциации».
Цель: способствует узнаванию большей информации друг о друге, помогает пересмотреть привычные стереотипы.
Инструкция: выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из учеников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.
Ученик-ведущий возвращается в группу. Учитель озвучивает ассоциации. Задача угадать человека с 3 попыток.
В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге.
3. Упражнение 3. «Я вижу…».
Цель: осознание различия между тем, что люди «видят», «представляют, интерпретируют», « и им кажется».
Инструкция: ученики разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Аня (учитель обращается к какому-либо ученику), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать». Учитель: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях». Аня: «Я вижу, что Вы посмотрели вправо». Учитель: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т.д.
Во время выполнения упражнения нужно воздерживаться от использования оценочных понятий.
Упражнение «Обезьяна».
Цель: развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.
Инструкция: ученики разбиваются на пары. «Один из вас будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны».
Через три-четыре минуты учитель предлагает партнерам поменяться ролями.
После завершения упражнения можно задать ученикам такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего соседа?».
Упражнение «Марионетки».
Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет и он не свободен.
Инструкция: Ученики должны разбиться на группы по 3-4 человека. Каждой тройке дается задание: два ребенка должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из детей играет роль куклы. Каждый ученик должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 м.
Цель кукловодов: перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
После завершения упражнения происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-нибудь сделать самому?
- для учащихся старших классов
1. Упражнение «Здравствуй!».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности, улучшение атмосферы в классе (проводится в начале дня).
Инструкция: «Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».
«Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: «Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из нас?» Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной человек может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».
При проведении упражнения у учеников может возникнуть желание дополнить высказывания, учитель дает возможность сделать это.
Упражнение «Кто это?».
Цель:упражнение направлено, с одной стороны, на развитие наблюдательской сенситивности, прежде всего той ее стороны, которая касается способности запоминать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки. С другой стороны, упражнение развивает умение находить специфическое во внешнем облике и точно его описывать.
Инструкция: «Сейчас один из нас (это может быть доброволец или названный учителем школьник) повернется спиной к классу. После этого я предложу любому из учеников описать внешний облик кого-то из нас: я покажу на того человека, которого надо будет описать, не называя его имени. Задача отвернувшегося - понять, о ком идет речь».
Для усложнения упражнения можно запретить описание одежды, украшений.
В ходе упражнения в роли «узнающего» и в роли «дающего описание» могут побывать несколько человек.
Упражнение «Руки».
Цель: развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получения информации из окружающего мира.
Инструкция: «Один из вас сейчас выйдет в центр класса, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы по очереди в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу».
Пос<