Теоретическое исследование средств воспитания
В. И. Журавлёв утверждает, что средство воспитания «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включённую в воспитательный процесс»[18]. Развивая данное положение, А.Ф.Меняев называет условия становления объектов внешнего мира средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника. 2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной… форме. 3. Объект вместе со своей информацией включён в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками» [17, с.412].
Н.Е. Щуркова высказывает мнение, что «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие…
Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме … нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [15, с.12].
Из всех средств воспитания необходимо особо выделить общение, учение, игру и труд.
Общение как средство воспитания.
Общение является необходимым условием познания, формирования эмоционального отклика на действительность и определения поведения в этой действительности. Воспитатель при общении с воспитанником или организуя его общение, может целенаправленно влиять на его умственную, предметную и эмоционально-душевную деятельность. Таким способом общение превращается в средство воспитания, становясь педагогическим общением.
Помимо того, что общение выступает как самостоятельный вид деятельности, оно ещё – необходимая и неотъемлемая часть всех других видов деятельности (труда, учения, игра), т.к. все они имеют общественный характер: осуществляются вместе с другими людьми или для других, или в зависимости от мнений, условий, воли, создаваемых другими, или в расчёте на их оценку и т.д. Соотношение трудовых, учёбных и игровых действий с общением определяет их воспитательную направленность, поскольку воспитывает, не сама по себе деятельность в её внешнем проявлении, а её эмоциональная окрашенность, ориентация ею человека в системе духовных ценностей.
Общение это с одной стороны, - обмен информацией между его участниками, с другой – их взаимодействие в ходе совместной деятельности, а, с третьей стороны, восприятие людьми друг друга.
Педагогическое общение можно рассматривать как один из видов деятельности, для которого характерно своеобразное соотношение обмена между субъектами информацией, действиями, эмоциональными влияниями и установления на этой основе взаимопонимания. Исходя из этого в общением выделяют три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (организацию взаимодействия) и перцептивную (процесс восприятия друг друга и установления взаимопонимания).
Педагогическое общение осуществляется исключительно ради воспитанника, и результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Целью общения здесь не самому почувствовать, а вызвать чувства у воспитанника, не самому узнать, а научить.
Специфика педагогического общения и его отличием от других видов общения заключается в том, что педагогическое общение осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника – включить его в деятельность, качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию.
Используя слово, тон голоса, мимику воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует своё отношение к информации, к воспитаннику, ко всему миру. В результате своей деятельности воспитатель изменяет отношение, настроение, деятельность воспитанника, формируя в нём соответствующие качества личности. Так воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности её собственной деятельностью, направляя её и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств и черт личности.
Другой особенностью педагогического общения является воспитательный характер общения: оно обязательно предусматривает решение педагогических задач.
Различают опосредованное и непосредственное общение.
Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между участниками общения: воспитатель может прямо обратиться к воспитаннику с советом, требованием просьбой, вместе с ним выполнить какую-либо работу, организовать деятельность воспитанника и т.д. Во-вторых, опосредованность проявляется том, что воспитатель направляет своё воздействие не на воспитанника, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые должны сформироваться. В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя становятся усваиваемые знания, формируемые отношения и качества личности, по поводу которых осуществляется педагогическое общение.
Педагогическое общение как правильно осуществляется опосредованно, в частности при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников.
Также общение можно разделить на общение воспитателей с воспитанниками и общение между воспитанниками, в обоих случаях рассматриваются разновидности общения в зависимости от возраста воспитанников. Например, А.В. Мудрик рассматривает четыре возрастных типа общения школьников: детский (I-IV классы), подростковый (IV-VII классы), переходный (VII-IX классы), юношеский(X-XI классы). Для каждого из этих типов общения характерно разделение на ролевое (роль воспитанника заранее определена – с конкретными правами и обязанностями) и свободное общение (осуществляется для удовлетворения потребности в общении) [9] .
Основу содержания общения воспитанников в возрасте до 17 лет составляет интерес к окружающему миру, самому себе и людям. Конкретизируя это положение, А.В.Мудрик в своей книге «Общение как фактор воспитания школьников» выделяет четыре наиболее важных аспекта (пласта), формирующих содержание общения:
1. предметная сторона бытия (содержание и способы жизнедеятельности, предметно-эстетическое окружение);
2. событийная сторона жизни (жизнь семьи и сверстников, планы и воспоминания);
3. эмоциональные аспекты жизни (впечатления, настроения, переживания, реакции);
4. идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, взаимоотношения людей, жизненные планы) [9].
В различные возрастные периоды конкретное наполнение аспектов содержания и их соотношение неодинаково и определяется эмоционально-смысловой доминантой общения.
Более подробно рассмотрим типы общения школьников по возрасту. Детский тип общения (школьники I-IV классов) характеризуется потребностью ребёнка в совместном времяпровождении со сверстниками, в общении с ними по поводу событий их жизни, и впечатлений об окружающем мире. В общении со взрослыми дети 6-10 лет характеризуются доверчивостью, стремлением продемонстрировать свои знания и умения, и получить оценку действиям, приобрести знания и научиться полезным. Это выражается в боязни говорить правду, стремлению к объединению в замкнутые группы, безудержном фантазировании и детской лжи. Исходя из вышеприведённого эмоционально-смысловой доминантой общения школьников этого возраста являются окружающие люди, познание их и установление отношений с ними.
Для подросткового типа общения (школьники V-VII классов) эмоционально смысловой доминантой является решение подростком проблем своего становления. Школьникам данного возраста свойственен обострённый интерес к собственным возможностям, стремление усовершенствовать себя и научиться как можно большему. Это определяет ориентацию школьников на общение со старшими, взрослыми и почти полное игнорирование младших. В отношении к взрослым растёт отчуждение и настороженность, вследствие ограничения свободы детей и отсутствия помощи в практическом освоении новых способов деятельности.
В этом возрасте общение так же осложняется эмоциональной неустойчивостью, возросшими трудностями в достижении успеха в учении, и отсутствием реальной помощи в решении важных для подростка проблем.
Особое значение для подростков в этом возрасте приобретает их положение в коллективе и семье.
В переходном типе общения (школьники VIII-IX классов) эмоционально-смысловой доминантной общения становится подросток как субъект взаимодействия. Целью общения является совершенствование способностей общаться с другими людьми и получать удовлетворение от общения с ними; установление благоприятных отношений. В этом возрасте у подростков возрастает интерес к эмоциональным аспектам жизни, и падает интерес к содержательно-деятельностной стороне жизни. Проявляется нескрываемый интерес к противоположному полу и сексуальным вопросам. Так же в этом возрасте у подростков существует тенденция доверительного общения с взрослыми, могущих помочь в решении эмоциональных проблем. К взрослым подростки предъявляют очень высокие требования.
Для старшего школьного возраста (школьники X-XI классов) доминантой в общении является старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Этом возрасте для подростков на первый план выходят проблемы взаимодействия между людьми, идейно-нравственных отношений, а так же соотнесённости выполняемых действий с выработанными жизненными планами или возникающими намерениями долговременного характера. Для данного возраста характерно развитие негативизма в оценках у подростков, на отрицательную позицию в общении, попытки решать мировоззренческие проблемы самостоятельно или в узком круге доверенных лиц.
А.В. Мудрик в своей книге «Общение как фактор воспитания школьников» утверждает, что в педагогическом процессе общения выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую [9].
Нормативная функция педагогического общения состоит в обеспечении освоении правил и норм социально-типического поведения, формировании навыков и умений правильного поведения. Познавательная функция педагогического общения выражается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире. Эмоциональная функция педагогического общения заключается в обогащении всего спектра положительных состояний воспитанников в ходе воспитательной работы. Актуализирующая функция педагогического общения заключается в реализации в процессе общения типичных для личности сторон, в самоутверждении ученика и учителя, их утверждении во мнении других. Функции педагогического общения выражаются с помощью вербальных и невербальных средств.
Рассматривая этапы структуры процесса педагогического общения В.А.Кан-Калик в своей работе «Учителю о педагогическом общении» выделил четыре этапа профессионально-педагогического общения: моделирование предстоящего общения с воспитанниками; организация непосредственного общения; управление общением в педагогическом общении; анализ осуществлённой системы общения и моделирования новой[7].
Иначе этот процесс можно выразить в следующей последовательности:
1. предкоммуникативная фаза;
2. коммуникативная фаза из трёх этапов: создание эффекта первого впечатления; поисковый этап; этап общения.
3. посткоммуникативная фаза;
Предкоммуникативная фаза общения заключается в ориентировании будущих участников в условиях общения, в подготовке воспитанников и воспитателя к обсуждению общего для них объекта, к восприятию друг друга. Основное содержания деятельности воспитания в предкоммуникативной фазе состоит в определении цели и конкретных задач общения, в выяснении своих возможностей и возможностей воспитанников, планировании предстоящей совместной с воспитанниками деятельности.
Первый этап коммуникативной фазы общения состоит в создании у воспитанников эффекта первого впечатления о воспитателе, заставляющее обратить внимание на предмет обсуждения. Второй поисковый этап коммуникативной фазы заключается в определении правильного тона обращения к воспитанникам, уточнении формы обсуждения (совместной деятельности), соответствующей особенностям состояния. В ходе третьего этапа коммуникативной фазы учитель используя запланированные средства, реализует в зависимости от складывающейся ситуации общения формы и методы, избранные на поисковом этапе.
Посткоммуникативная фаза педагогического общения заключается в осмыслении учителем (воспитателем) и учениками (воспитанниками) результатов общения.
Для успешного общения педагогу необходимо обладать следующими общими чертами общения с учащимися:
- личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек;
- умение поставить себя на место ребёнка, познать его;
- умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;
- терпеливость, чуткость, способность к сопереживанию, заинтересованность в судьбе воспитанника;
- принятие воспитанника как полноправного партнёра по общению, как человека;
- умение внушить воспитаннику сознание его значительности;
- широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками;
Главное условие успеха педагогического общения как средства воспитания выражается в том, что оно должно быть общением воспитанника с воспитателем, а так же деятельностью воспитанника, направляемой и управляемой воспитателем.