Теоретический анализ «воспитания» как педагогического процесса.
Н.И. Болдырев даёт следующее определение понятия воспитание: «Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов»[2].
Г. Нойцер считает что: «Воспитание – это усвоение общественнозначимого социального опыта»[16].
Х. Й. Лийметс дал определение понятия «воспитание» как целенаправленное управление процессом развития личности[17, с. 7].
Л.И. Маленкова приводит такое определение воспитания: «Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности» [8, с. 20] .
Исходя из определений приведённых авторов, можно сделать вывод, что в педагогике как науке нет общепризнанного определения термина «воспитание».
Основными признаками воспитания как педагогического явления являются:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента (постановка воспитателем цели как конечного результата педагогической деятельности , определение стратегических и тактических задач по её реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников).
2. Триединая сущность воспитания (воспитание является средством, рассматривается как процесс и как результат).
3. Воспитание – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Особенностью является то, что по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается.
4. Создание оптимальных условий воспитания.
5. Определение на основе поставленной цели и стратегических задач содержания воспитания.
6. Воспитание процесс творческий.
7. Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.
В педагогике термин «воспитание» употребляется в трёх смыслах:
А) в широком социальном – воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием социальной окружающей действительности. Ведущую роль играют социальные институты общества, общественные организации, средства массового воздействия.
Б) в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений.
В) в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.
Объектом воспитания выступает ребёнок, субъектом воспитания являются педагог, школа, семья, средства массовой информации, общественные институты, всё общество в целом
Задачей воспитания является организация взаимодействия, обладающего максимальным воспитательным потенциалом. Воспитание – это формирование личности как творца своей личности и своей судьбы. Оно готовит человека к субъективной деятельности, вырабатывая психологические предпосылки. Воспитание служит формированию нравственности. Решение этой задачи – смысл воспитания, потому что, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. Задачи подразделяются на стратегические и тактические.
Целью воспитания является формирование целостной, всесторонней развитой личности. В своей работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных [17]. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, т.к. назначение воспитания – формирование такой личности в которой нуждается общество. Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании индивидуальная цель для каждого воспитанника [17].
Существует классификация системы целей по иерархической структуре:
- общая цель воспитания;
- цель воспитания детей определённого возраста;
- цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;
- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;
- воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Существуют классификации целей по другим основаниям. Так Т.А.Ильина даёт свою классификацию целей:
- общая или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности;
- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;
- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия [17].
По нашему мнению, наиболее полной является классификация целей по иерархической структуре.
Суть воспитания состоит в формировании жизненной позиции воспитанника по отношению к окружающему миру.
Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организованной воспитателем воспитывающей деятельности.
Основные функции воспитания:
1. сохранение, передача и воспроизводство культуры;
2. социализация и адаптация;
3. развитие творческого потенциала личности;
В педагогике различают три группы методов воспитания, соответствующих целенаправленной деятельности воспитателей и организованной целенаправленной деятельности учащихся:
1.методы убеждения:
а) показ, рассказ сущности дела с объяснением его важности, полезности;
б) личный пример;
в) практическая деятельность с отдельными учащимися, практическая помощь каждому (метод приучения);
г) поощрение;
д) наказание;
е) осуждение;
ё) одобрение;
2. методы упражнения:
а) практическая самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подаётся учителем;
б) творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном процессе;
3. методы косвенного воздействия на учащихся.
Выбор метода воспитания, прежде всего, зависит от следующих факторов: цели, возраста ребёнка, его психологических особенностей, уровня развития и воспитанности.
Т. А. Стефановская считает, что: « Средства воспитания – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане(микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности [12, с. 225]. Средства воспитания используются для решения воспитательных задач. К средствам воспитания Н.В. Бордовская относит: знаковые символы; материальные средства; мир жизнедеятельности воспитанника; способы коммуникации; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; культурные ценности (игрушки, книги и т.д.); технические средства; природа [7,].
Для успешного воспитания школьников необходимо знание закономерностей: философских, социологических, психологических, этических, эстетических и др. Выделение педагогических закономерностей проблематично, а они себя проявляют и существуют, поскольку существует специфика воспитательного процесса. Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах»[17, с. 377].
Педагогические закономерности воспитательного процесса:
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет ценностные ориентации педагогов и воспитанников, постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, приоритетные методы и приёмы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность заключается в том, что процесс воспитания – многофакторный. Организуя воспитание, следует помнить об одновременном воздействии многих факторов разного уровня. Характер взаимодействия этих факторов, влияющих на развитие личности воспитуемого, неоднозначен в каждом конкретном случае. Может быть различная интенсивность действия разных факторов и разное их сочетание.
2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Эта закономерность носит двухсторонний характер. С одной стороны, уровень развития воспитуемого, запас его знаний, навыков и умений, владение способами познания, направленность личности, культура общения с окружающими людьми, особенности темперамента и характера, включённость в процесс самопознания и самовоспитания – определяют трудность или лёгкость включения в учебно-воспитательный процесс, его результативность и эффективность. С другой стороны – воспитательный процесс, так или иначе, способствует развитию всех сторон личности в целом. Учёт данной закономерности требует составления общей программы воспитания на основе программ влияния на индивидуальность каждого школьника с учётом темпа его развития.
3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью.
4. Ребёнок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния. Это внутреннее состояние ребёнка создаётся обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и школьников, предполагающее общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, души и тела.
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребёнок в нём воспринимается как целостная личность со всеми недостатками и достоинствами, разнообразными проявлениями в различных сферах жизнедеятельности, со всеми трудностями и противоречиями роста, со всей системой многообразных отношений к окружающему миру. Данная закономерность требует целостности воспитательных влияний, их разумной инструментовки. Единство и целостность проявляется в воздействии на все три сферы отношения (эмоциональную, поведенческо-деятельностную, рациональную), во взаимодействии семьи, школы и внешкольных учреждений; в едином стиле и тоне отношений к ребёнку; в гармоничном сочетании употребляемых в процессе воспитания методов, средств, педагогических приёмов.
6. Воспитание процесс парадоксальный [8,с. 103-106]
В практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, представляющих собой общие руководящие положения, определяющие его сущность, содержание и методику, основные требования. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.
Следует выделить следующие принципы воспитания: принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; принцип культуросообразности; принцип связи воспитания с жизнью; принцип единства, целостности и преемственности в воспитании; принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть; принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой; принцип учёта возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Особенностью воспитания является сопротивление воспитанию воспитанниками. «Сопротивление воспитанию – это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы в целом)»[8, с.140].
Сопротивление воспитанию может выступать:
а) как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника;
б) как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания;
в) как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
г) как неприятие жизненной позиции окружающих людей;
д) как реакция на неадекватные средства, методы и приёмы воспитания;
е) как протест против авторитарного давления на личность в жизни и в воспитании;
ё) как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления;
В таких случаях «сопротивление воспитанию» выступает как способ самосохранения, самоутверждения, как средство самозащиты. Данное явление может быть как групповым, так и индивидуальным.
Причиной возникновения сопротивления воспитанию следует считать несоблюдение условий для полноценного развития личности ребёнка. Эти негативные условия возникают вследствие влияния групп причин разного уровня, накладывающихся одна на другую и образующих в каждом конкретном случае воспитания свою собственную сложную совокупную причину сопротивления, включающие в себя как глобальные, мировые причины, так и социальные (экономические, политические и т.д., современные реалии детства), психофизиологические (здоровье, состояние развития, отставание или забегание вперёд в развитии), педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).
Существуют идеи, реализация которых позволяет успешно преодолевать сопротивление воспитанию:
1. Воспитывать, не делая упор, на то, что воспитываешь;
2. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять воспитываемого таким, каков он есть, затем понять, изучив причины, природу возникновения негативных явлений и найти адекватные меры реабилитации ( создание воспитывающей среды, индивидуальный подход)
3. Широко использовать в воспитании метод сублимации – перехода с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.
4. Начинать с малого, лёгкого, простого, но с быстро ощутимым результатом.
5. Чаще использовать уже имеющиеся знания, навыки и умения или их элементов для формирования новых.
6. Сделать акцент на поднятии престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих.
7. Применять особую инструментовку методов и приёмов воспитания при преодолении сопротивления воспитания.
8. Помочь найти близкое по духу существо.
9. Особое внимание педагогов необходимо обратить на преодоление одиночества детей, отличающихся «сопротивлением воспитанием», в котором они нередко пребывают, превращая одиночество в уединение.
10. В каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагог вырабатывает уникальную программу своих действий: определение цели и задач, выбор форм, методов и приёмов, отбор средств и содержания.
Таким образом, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие индивидуальности личности ребёнка. Основной смысл воспитания заключается в формировании нравственности.
Также необходимо помнить, что процесс воспитания вызывает сопротивление воспитанию воспитанниками.