Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных клини-
ческих формах детской речевой патологии.
При очаговом поражении речевых зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро-
вания речи) возникает стойкое и специфическое речевое недоразви-
тие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Среди
детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а
среди детей школьного возраста — у 0,6-0,2%. 10% учащихся школ
для детей с тяжелыми нарушениями речи страдают алалией.
Характерными признаками моторной алалии является выражен-
ное недоразвитие всех сторон рече-языковой системы: фонематиче-
ской, лексической, морфологической и синтаксической. Типичными
проявлениями алалии являются аграмматизм, расстройства поиска
слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следова-
ния, нарушения слоговой структуры слова. Для детей с моторной ала-
лией характерна крайне низкая речевая активность. На этом фоне
формируется компенсаторная форма общения с помощью мимики и
жестов. Сложный симптомокомплекс языковых и речевых рас-
стройств при алалии оказывает отрицательное влияние не только на
коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, неко-
торых сторон личности.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться на фоне рассеян-
ной органической симптоматики или минимальной мозговой дис-
функции. По этиологии, механизмам развития и клиническим прояв-
лениям это сборная группа патологических состояний. В раннем
возрасте у этой группы детей наблюдается повышение мышечного
тонуса, нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное
беспокойство, снижение аппетита. У некоторых детей отмечается
задержка темпа психомоторного развития. К трем годам становится
выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания раз-
виваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможен-
ностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не
способны к длительной игровой деятельности, они не умеют огра-
ничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.
В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной
и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. На-
блюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия.
Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллекту-
альной деятельности.
В школьном возрасте дети испытывают трудности в усвоении на-
выков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характери-
зуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недоста-
точностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и
мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных измене-
ний крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагности-
руемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагоги-
ческих воздействий.
При сочетании общего недоразвития речи с дизартрией у детей
отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности
артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. При этом
в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцирован-
ные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих
детей выявляются не резко выраженные нарушения равновесия и ко-
ординации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук,
несформированность общего и орального праксиса.
При не осложненном варианте общего недоразвития речи у детей
не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутст-
вуют локальные поражения центральной нервной системы. В анамне-
зе этих детей нет указаний на патологию беременности и родов. От-
мечается недоношенность, незрелость ребенка при рождении, его со-
матическая ослабленность, частые простудные заболевания в первые
месяцы жизни. В психическом облике этих детей видны отдельные
черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция
произвольной деятельности.
Учителю-логопеду необходимо учитывать типологию аномаль-
ного развития детей при разработке дифференцированного подхода в
ходе коррекционного процесса.