Краткие сведения по теории и истории методики развития речи
Предмет методики развития речи. Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основной целью данной методики является разработка научно обоснованной системы обучения родному языку. Предметом курса методики развития речи (специальной) является формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание
методики — формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функций речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте, ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Исходя из цели, определяются следующие задачи:
• изучение онтогенеза речевой деятельности;
• изучение развития речи при различных формах речевых нарушений;
• разработка принципов обучения родному языку детей с нарушениями речи;
• усовершенствование средств, методов и приемов развития речи
дошкольников с речевой патологией;
• определение содержания и организации работы по развитию речи
в специальном дошкольном учреждении.
В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленность специальной методики развития речи. Для решения поставленных задач необходимо использовать связи методики развития речи (специальной) с другими науками (языкознание; психология; лингвистика; психолингвистика; педагогика общая, дошкольная и специальная; логопедия). Особую важность для решения данных задач имеет связь теории методики развития речи (специальной) с практическим опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Историческая справка о становлении методики развития речи
(специальной) и ее связь с другими науками. Методологической ос-
новой методики развития речи (специальной) являются положения
философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления, о языке
как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия лю-
дей, о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности, теория
речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия);
теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); прин-
ципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с
нарушениями речевого развития.
Теоретическую основу методики развития речи (специальной)
составляют лингвистические, психологические и педагогические кон-
цепции, раскрывающие закономерности формирования и развития
речевой функции в онтогенезе и при нарушениях речи.
Методика развития речи (специальная) опирается на исследова-
ния других наук. Прежде всего на науку о языке — языкознание (лин-
гвистика) — как науку о человеческом естественном языке и общих
законах строения и функционирования человеческого языка, изучаю-
щую разные уровни языковой системы: фонетику, фонологию, грам-
матику (морфологию, словообразование, синтаксис), лексикологию,
фразеологию.
В ХХ-ом веке на стыке языкознания и психологии появилась
психолингвистика — наука, сочетающая в себе систему понятий и
методов психологии и лингвистики и определяющая взаимодействие
единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности. Из-
вестный лингвист А.А. Реформатский подчеркивает невозможность
замены слова "речь" на слово "язык", говоря о развитии и обогащении
речи детей, так как имеется в виду психофизиологический процесс.
Речь — это "разные формы применения языка в различных ситуациях
общения". Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения.
Методика развития речи (специальная) тесно связана с различ-
ными отраслями психологии — детской и педагогической. Знание
закономерностей психического развития ребенка, использование ме-
тодов психолого-педагогической диагностики позволит педагогу наи-
более успешно планировать занятия по развитию речи, делая акцент
на личностных особенностях, учитывая состояние восприятия, памя-
ти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с на-
рушениями речи. В процессе обучения и воспитания детей с наруше-
ниями речи должны быть предусмотрены как общедидактические, так
и коррекционные и психокоррекционные цели.
Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой
для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогиче-
ских принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения
детей с нарушениями речи. В процессе работы по развитию речи ло-
гопед и воспитатель специального дошкольного учреждения не толь-
ко обогащают словарь детей, формируют и развивают грамматиче-
ский строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связ-
ную речь и готовят детер к обучению грамоте, но и проводят воспита-
тельную работу для успешной социальной адаптации ребенка с рече-
вой патологией.
Знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механиз-
мов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре де-
фекта позволит успешно и эффективно организовывать систему заня-
тий по развитию речи с детьми с нарушениями речи. Данную сумму
знаний к настоящему времени накопила логопедия — наука о нару-
шениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения
средствами специального обучения и воспитания.
Состояние проблемы развития речи детей. Интерес к детской
речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработ-
ку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,
Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие
другие.
Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в
XVII веке сказал о пользе точного употребления слов, "о наименова-
нии вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все,
о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо". В одном из известных про-
изведений Я.А. Коменскии посвятил развитию речи целую главу
"Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи", в
которой уделил внимание проблеме изучения грамматике (ее началь-
ных этапов), риторике и поэтике. Одним из первых Я.А. Коменскии
подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их раз-
вития и необходимость целенаправленного формирования этих пси-
хических процессов. "Две особенности решительно отличают челове-
ка от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя,
а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу
к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно бо-
лее развиты и усовершенствованы".
Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци
внес огромный вклад в методику развития речи, подчеркивая, что
речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах,
затем он предлагал "обучение словам или средствам ознакомления с
отдельными предметами" и обучение речи — "...научиться ясно вы-
ражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в
состоянии о них узнать." По его мнению, огромную роль играют со-
циальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно
больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о
предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество на-
званий. Благодаря частому проговариванию слова взрослых бессозна-
тельно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происхо-
дит накопление пассивного словаря.
Константин Дмитриевич Ушинский разработал педагогиче-
скую систему первоначального обучения родному языку, в которой
были сформулированы цели, задачи, принципы обучения, а также
разработаны содержание и методическое наполнение. Он впервые в
отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребенка на
родном языке (из истории известно, что обучение в семьях среднего и
высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и дру-
гих иностранных языках). К.Д. Ушинский писал: "Усваивая родной
язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоиз-
менения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы,
множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и фило-
софию языка, :— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько,
что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и
методического учения." К.Д. Ушинский обосновал необходимость
первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены
три цели обучения: первая — развитие словарного запаса ребенка с
привлечением наглядности и его жизненного опыта; вторая цель —
обучение родному языку с опорой на доступные художественные
произведения, обладающие положительной идеей; третья цель — раз-
витие грамматического строя речи. К.Д. Ушинский впервые опреде-
лил круг детского чтения, сделав акцент на "язык народа — лучший,
никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его
духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В язы-
ке ... претворяется творческой силой народного духа в мысль, в кар-
тину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее кли-
мат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь
тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы,
...который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах,
в устах народных поэтов...": народные сказки, пословицы, поговорки,
загадки, прибаутки, произведения русских писателей и собственные
произведения. Идеи К.Д. Ушинского наряду с другими легли в основу
современной методики развития речи.
Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского
была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингви-
стическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые
годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были
разработаны система занятий по обогащению словаря с использова-
нием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических
игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по
"живому слову". Е.И. Тихеевой были разработаны занятия, "которые
не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из
готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: разговор с
детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, письма,
заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержа-
щиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвя-
щенный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует
недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически
обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обуслов-
ленные "недостатками анатомического и психофизического харак-
тера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха);
третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окру-
жающих. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней ди-
агностики и специально организованного коррекционного обучения
детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письмен-
ные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же
направлении, содействовать постепенному искоренению этих [рече-
вых] ошибок".
Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи
осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследо-
ваний которой находилось эстетическое воспитание дошкольников
средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в "ярких
образах художественной литературы, в различных видах словесной
работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны
познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая воспри-
ятие детей, расширяя их кругозор".
Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых тео-
рия и методика развития речи и обучения родному языку рассматри-
валась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвящен-
ных дневниковым записям речи детей (И.А. Бодуэн де Куртене,
Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее из-
вестен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвисти-
ческой обработки были преобразованы в фундаментальный труд
"Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован
процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматическо-
го строя языка. А.Н. Гвоздевым были выделены периоды в формиро-
вании грамматического строя русского языка, характеризующиеся
специфическими особенностями:
"1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней,
которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где
они используются...
2. Период усвоения грамматической структуры предложения,
связанный с формированием грамматических категорий и их внешне-
го выражения...
3. Период усвоения морфологической системы русского языка,
характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения...".
Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории
и методики развития речи детей.
Формирование современной методики развития речи являлось
результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На
современном этапе методика развития речи совершенствуется вслед-
ствие изменения социально-политических условий, изменений в сис-
теме образования в связи с достижениями научно-технического про-
гресса.