Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.
Лекция: Научные основы методики обучения грамоте. Методы обучения грамоте.
План:
1. Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.
2. Речевая деятельность и речевые навыки.
3. Лингвистические основы методики обучения грамоте.
4. Психологические основы методики обучения грамоте.
5. Педагогические требования к обучению грамоте.
Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.
Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX в. Её начало связывают с выходом книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников. Его книга оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие методики. Но Ф.И.Буслаев не выделял задач начальной школы.
В 50-70-е гг. прошлого века внимание передовых педагогов было привлечено к народной школе, вопросам обучения грамоте, формированию элементарных навыков чтения и письма. Появляются статьи И.И.Срезневского, публикуются «Дневники Яснополянской школы» Л.Н.Толстого. Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д.Ушинский, который создал методику в полном её объёме, обосновал её теоретически, написал учебники для школы.
Методика обучения грамоте – прикладная наука, в ней большую роль играет практика. Высокая точность её практических выводов и рекомендаций обусловливается и обеспечивается разработанностью её системы исследований. В процессе исследовательской деятельности применяются в единстве теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы:
1) Изучение методологических основ (например, связи мышления и речи, если необходимо найти оптимальные пути развития речи);
2) Изучение «истории вопроса», т.е. изучение и анализ предыдущего отечественного и зарубежного опыта по данной методике;
3) Изучение вопросов современного науковедения, опыта исследовательской работы учёных;
4) Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путём, т.е. в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента.
Эмпирические методы:
1) Изучение опыта учителей в целях обнаружения, обобщения, оценки и распространения того нового и ценного, что появляется в процессе творческого труда школьного учителя;
2) Целенаправленные наблюдения над процессом обучения, т.е. протоколирование уроков, ответов учащихся и их рассказов, ведение магнитофонных записей и видеозаписей, изучение письменных работ учащихся;
3) Эксперимент – самый распространённый метод в развитии методики, который предполагает дедуктивный путь поиска истины (выдвижение гипотезы, создание искусственных условий обучения, отличающихся от традиционных, организация обучения в нескольких классах параллельно, проверка и анализ результатов обучения в сопоставлении с контрольными классами, работающими по традиционной методике).
В результате многолетних исследований появилась современная методика обучения грамоте, предусматривающая на основе аналитико-синтетической работы формирование элементарных навыков чтения и письма, а также обеспечение интенсивного речевого развития учащихся. Обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер, учитывая новейшие данные лингвистической, педагогической и методической наук.
Главными объектами методики обучения грамоте стали речевая деятельность и речевые навыки.
Лекция: Научные основы методики обучения грамоте. Методы обучения грамоте.
План:
1. Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.
2. Речевая деятельность и речевые навыки.
3. Лингвистические основы методики обучения грамоте.
4. Психологические основы методики обучения грамоте.
5. Педагогические требования к обучению грамоте.
Методика обучения грамоте как составная часть методики преподавания русского языка.
Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX в. Её начало связывают с выходом книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников. Его книга оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие методики. Но Ф.И.Буслаев не выделял задач начальной школы.
В 50-70-е гг. прошлого века внимание передовых педагогов было привлечено к народной школе, вопросам обучения грамоте, формированию элементарных навыков чтения и письма. Появляются статьи И.И.Срезневского, публикуются «Дневники Яснополянской школы» Л.Н.Толстого. Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д.Ушинский, который создал методику в полном её объёме, обосновал её теоретически, написал учебники для школы.
Методика обучения грамоте – прикладная наука, в ней большую роль играет практика. Высокая точность её практических выводов и рекомендаций обусловливается и обеспечивается разработанностью её системы исследований. В процессе исследовательской деятельности применяются в единстве теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы:
1) Изучение методологических основ (например, связи мышления и речи, если необходимо найти оптимальные пути развития речи);
2) Изучение «истории вопроса», т.е. изучение и анализ предыдущего отечественного и зарубежного опыта по данной методике;
3) Изучение вопросов современного науковедения, опыта исследовательской работы учёных;
4) Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путём, т.е. в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента.
Эмпирические методы:
1) Изучение опыта учителей в целях обнаружения, обобщения, оценки и распространения того нового и ценного, что появляется в процессе творческого труда школьного учителя;
2) Целенаправленные наблюдения над процессом обучения, т.е. протоколирование уроков, ответов учащихся и их рассказов, ведение магнитофонных записей и видеозаписей, изучение письменных работ учащихся;
3) Эксперимент – самый распространённый метод в развитии методики, который предполагает дедуктивный путь поиска истины (выдвижение гипотезы, создание искусственных условий обучения, отличающихся от традиционных, организация обучения в нескольких классах параллельно, проверка и анализ результатов обучения в сопоставлении с контрольными классами, работающими по традиционной методике).
В результате многолетних исследований появилась современная методика обучения грамоте, предусматривающая на основе аналитико-синтетической работы формирование элементарных навыков чтения и письма, а также обеспечение интенсивного речевого развития учащихся. Обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер, учитывая новейшие данные лингвистической, педагогической и методической наук.
Главными объектами методики обучения грамоте стали речевая деятельность и речевые навыки.