Дидактические принципы в обучении. Реализация принципа сознательности в обучении различным аспектам языка и видам р/д.
Общедидактические (общеметдические) принципы: 1.воспитывающего обучения, 2.сознательности, 3.активности, 4.наглядности, 5.доступности и посильности, 6.прочности, 7.индивидуального подхода. (из Г): используйте разл ср-ва д/ осмысления усваимого материала и действий с ним; отказывайтесь от перевода там, где «срабатывают» др ср-ва; формируйте приемы самостоятельной работы с Я; показывайте продвижение уч-сф в овладении Я. (из Л): сознание цели обучения, осознание рез-та, осознание прилагаемых усилий, осознание материала (не зубрежка, а осознание и заучивание). Отличие ПС в ИЯ от др предметов: в ИЯ без осознания материала, обучение будет на уровне заучивания фраз.
Аудирование как цель и как средство обучения. Типология трудностей при обуч ауд.
Ауд – это понимание воспринимаемой на слух речи. Основа общения. Складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь./Ауд. как цель – требования программы (практич требования) + реализация воспитательных, развивающих и образовательных целей. (Учить внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и т.о. воспитывать к-ру слушания не только на ИЯ, но и на РЯ. Развивающее воздествие – развитие памяти (!слуховой). Образовательная цель – понимание высказываний на ИЯ). Ауд как ср-во – овладение звуковой стороной ИЯ, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через ауд – усвоение лексики, гр-ки. Ауд облегчает овладение говорением, чт, письмом. Т.е. если уч-ся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. перекодировать то,что он видит,на то, как это д. звучать.
19. Средства обучения и их классификация.
С пом-ю чего? Средства – все то, что исп-тся в процессе обучения в классе и дома. Средства м.б.: *обязательные (основные) и вспомогат. *ориентированные на ученика и на учителя *технич. и нетехич.
Основные средства – 1) УМК (учебно-методич.комплект) – обязат: книга для учеников, кассеты, книга для учителя; возможные дополнительные компоненты: раб.тетрадь, книга для чтения, кассеты только для учителя, культуроведч.пособия, кассеты по культуровед., контрольно-тестовые задания, видео, книга для учителя по исп-ию видео, лексико-грам.упр-ия и задания(с ключами или без), пособие по обучению письм.речи.
Основные – умк, вспом. – то, что не входит в умк, видео и книги, не вошедшие в умк, раздаточный материал, игрушки, предметы… Средства делятся по тому, кому принадлежит средство – ученику или учителю. Некоторые м. принадл-ть учителю, но ими м. польз-ся ученики. Средства – слуховые, зрит., зрит-слуховые.
20. Грам. аспект обучения. Имплицитный подход к формированию грам. Н. и его методы, их + -. Пр. гр. явл-й, кот м. объяснить, используя этот метод.
Грам.навык: *форма грам.явл. *значение грам.явл. *употребление грам.явл. *реч.ф-ия явления (для чего нужно в речи?) Грам. и чт. – традиционно сильн стороны в нашей М. Отеч М. всегда делала упор на сист обуч грам-ке (введение, отработка, применение) ЗА и Против. Трудности овладения грам – межъязык и внутриязык интерференция.
Сущ-ет 2 подхода – имплицитный (без объясн правил) и эксплицитный (с объясн)
У имплицит подхода 2 метода – структурный и коммуникативный. Структ: аудирование грам образцов, проговаривание, вопр-ответные упр-ия, учебный диалог (this is a pen) (+) *грам структура становится объектом длительной отработки *формируется динамич стереотип, готовность и способность автоматизировано употребл грам модель (-) *упр-ия механичны, монотонны *скучно *нет речевого хар-ра отработки *сожержат-ая и реч-ая ценность упр-ий невысока. Коммуникативный: предварит лушание ситуации, полилога, имитация в речи, группировка схожих по смыслу фраз, разнообразные обст-ва автоматизации, действие по аналогии в схож ситуациях. (+) *речевая направленность *высок мотивация (-) *недооценка принципа сознательности *большая подготовка препода *затраты по времени.
Имплицит подход м. исп на нач этапе обуч детей и взрослых. Многие умк построены на использовании данного подхода
Сознательные методы.
2ая группа – сознательные методы. Их хар-ка: *постоянная опора на родной язык *взаимосвяз-ое обучение всем видам р/д *обуч-е осущ-тся от знаний к навыкам, потом к умениям *отдельное обучение активному и пассивному минимуму./Грамматико-переводной появ.в18в. Хар-ка: *осн.упор на письм.речь *осн.объект изучения – грам. *дословный перевод *заучивание наизусть *дидукция – объяснение, потом отработка правила.
Сознательно-практический появ.в России. Его придумал псих.Беляев. это ведущий метод обучения и в школе и в вузе 1910-60. Хар-ки: *взаимосвяз-ое обуч-ие всем видам р/д с устным опережением *обучение от знаний к навыкам и умениям *осознание языковых фактов *отдельная отработка активного и пассивного вокабуляра.
Сознательно-сопоставительный – Щерба и аракин. Осознание яз.явлений и опора на родной язык для более глубокого понимания обоих яз.