Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр
Исследовав теоретические основы развития речи детей третьего года жизни, и выявив, уровень развития активной речи детей, третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что с детьми необходимо проводить дидактические игры на развитие активной речи детей. Мы подобрали дидактические игры, и содержание их было направлено на правильное воспроизведение звукоподражания, на обогащение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами и на развитие диалогической, связной речи (умение отвечать на вопросы, рассказывание об изображение на картине, новой игрушке, умение составлять короткие словосочетания из 3 фраз). План составлен со второй недели января по март, включительно. Количество дидактических игр составляет 2 раза в неделю, и мы подобрали игры с наглядным материалом, основываясь на классификацию дидактических игр: игры с наглядным материалом (игрушки, куклы, картинки), настольно – печатные игры, словесные игры, лексические упражнения. Игры с наглядным материалом выбрали, вследствие того, что вид деятельности у детей раннего возраста предметно – манипулятивный, и им необходимо сначала предмет потрогать, покрутить, то есть, совершая определенные действия с данной игрушкой, данные действия и игры с наглядным материалом, предметами (игрушки, картинки) вызывают огромной интерес у детей третьего года жизни. При подборе игрушек и картинок учитывали возраст детей и их интересы, подбирали знакомые им игрушки, картинки, чтобы им было легче понять суть игры. Форма организаций дидактических игр: групповая и индивидуальная. При групповой форме организации использовала дифференцированный подход (разные задания, с учетом потенциальных возможностей детей): для детей с низким и средним уровнем простые задания, а для детей с высоким уровнем сложные задания. Например: от детей с низким и средним уровнем требовала четкость и правильность звукоподражания, а от детей с высоким уровнем уже назвать полностью слова. Продолжительность дидактических игр составляет 7-10 минут. План составлен с учетом дидактических принципов построения дидактических игр: принцип систематичности и последовательности (каждую неделю и от простого к сложному). Принцип научности (все содержание учебного материала и применимые методы), принцип наглядности (пособия). Принцип индивидуализации (уровень развития детей), принцип прочности, принцип доступности. Также осуществлялась работа с родителями: проведение родительского собрания, анкетирование, оформление уголка, проведение консультаций, бесед по запросу в течение года и пополнение РППС дидактическими пособиями.
Для реализации поставленных целей в дидактических играх, особенное внимание направлено на соблюдение всех этапов проведения дидактических игр: подготовка к проведению дидактической игры, проведение самой игры и анализ проведенной игры, соблюдая условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм. Они заключались в отборе игр, в соответствии с задачами; выборе места (групповая комната); определение играющих (группа, подгруппа, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала (картинки, игрушки, предметы). Учитывались также и требования к дидактическому материалу (яркие, красочные, крупные, доступны для понимания), в подготовке к игре самого воспитателя (осмысливание всего хода игры, своего места в игре, методы руководства игрой), ознакомлении детей с содержанием игры, материалом, показ предметов, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, подведение итогов игры, похвала.
Все дидактические игры проводились эмоционально, в игровой форме, используя демонстрационный и раздаточный материал. Каждая игра начиналась с сюрпризного момента (появление волшебного сундучка, куклы Кати, сказочных персонажей), так как этот момент собирает внимание детей, заинтересовывает и делает игру увлекательной, что так необходимо для детей третьего года жизни. При проведении игр учитывали и организацию детей: дети сидели полукругом, чтобы всем им был виден демонстрационный материал, предметы (картинки, игрушки), также хорошо видели показ действий. При проведении дидактических игр поддерживали интерес детей такими методами и приемами, как словесный (объяснение, помощь, уточнение, повторение). Наглядный (показ иллюстраций, игрушек, действий), практический (выполнение детьми действий, проговаривание звукоподражаний, обогащение и активизация словаря: существительными, прилагательными, глаголами). Развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы и описывание картинки, игрушки).
При проведении дидактических игр, направленных на звукоподражания такие, как: «Уложите куклу спать», «Паровоз и машина», «Часы» использовали хорошо знакомый для всех детей демонстрационный и раздаточный материал. Детям давали дифференцированные задания: с низким, а именно Семену, Владу, Глебу необходимо было громко и отчетливо произнести изолированные гласные, а детям со средним уровнем, а именно, Егору, Виолетте, Алине, Кате, Соне нужно было правильно, громко воспроизвести звукоподражание, а Эллине произнести название игрушки (картинки) словом. Особенно получилось в данных играх заинтересовать детей, с помощью использования момента сюрпризности (появление куклы Кати и чудесный сундучок), использовались приемы наглядности с использованием слова (демонстрирование игрушек и действий с ними), поощрения, одобрения, вселяя уверенность детям, в ходе игры дети были активны и внимательны. Затруднения возникли у Семена в громком и отчетливом произношении изолированных гласных, потому что ему необходимо больше время для понимания речи взрослого и произношения звуков, поэтому была организована индивидуальная работа. Заключалась она в повторном проведении игры вечером, после чего он успешно, громко и отчетливо произнес изолированные гласные, применяемые приемы были эффективны такие, как объяснение, похвала, поощрение, одобрении и показ игровых наглядных действий с предметами и игрушками.
Такие игры, как «Курочка и цыплята», «Кто так кричит» и «Доброе утро» были направлены на звукоподражание и называние словом животного, птицы. Данные дидактические игры вызвали огромный интерес у детей, успех проведения данных игр заключался в предварительном чтении стихов про данных животных, показом педагогом звукоподражаний, демонстрирование повадок животных (жесты, мимика), применение таких приемов, как объяснение, похвала, повторное повторение правил, собственный интерес педагога игровым процессом, игра проходила живо и эмоционально. Элина самостоятельно без помощи педагога назвала словом всех животных, отвечала на простой вопрос: Это кто? Соня, Катя, Егор, Алина, Лера были увлечены процессом игры и инициативны, с радостью и четко произносили звукоподражания животных и птиц, соблюдали правила игры. Глеб и Влад также были инициативны, произносили звукоподражания, но требовалось незначительная помощь, заключающаяся в показе картинки с изображением животного, птицы. Семён только смог жестами показать действия животных и изобразить звукоподражания курочки и цыплят, вследствие того, что часто играл с этими игрушками.
Далее проведены игры на обогащение словаря: существительными, глаголами и прилагательными. Сначала проводились игры, направлены на обогащение словаря существительными: «Мчится машина», «Чудесный мешочек». В данных играх использовались такие приемы, как сюрпризный момент (появление чудесного мешочка с игрушками и сама машина), объяснение правил, указание, поощрение, вопросы, рассматривание самих предметов (игрушек), выполнение с ними действий (катание животных, погладить животное). От Эллины требовалось правильно отвечать на задаваемые вопросы, такие, как: «Это кто?», «Это что?», «Куда поедем», «Кто так кричит», «Что делает» отвечала словом. Вступала в диалог, взаимодействовала со сверстниками. Огромный интерес к этим играм наблюдался у мальчиков: Егора, Глеба, Влада, Семена, они совершали разнообразные действия с предметами, отвечали на вопрос: «Это кто?», повторяли словом название животного, только Семен ещё не мог словом сказать существительное (название животного, предмета) только использовал звукоподражание, но соблюдал правила игры. А Соня, Катя и Лера, Алина, Виолетта были активны в игре, отвечали на вопросы, только Виолетте необходимо было одобрение и повторное повторение вопроса, наталкивание на ответ к задаваемому вопросу, так как была нерешительна.
Особенное внимание было уделено дидактическим играм: «Маленькой елочке», «Кто что ест», «Ходит по двору петушок», «Игры с зонтиком» на обогащение словаря глаголами, потому что у детей маленький запас словаря глаголами, чем существительным и им тяжелее произносить их и запомнить. Хорошо справилась со всеми играми Элина (высокий уровень на этапе констатирующего эксперимента), так как, она быстро запоминала названия глаголов и использовала самостоятельно их в речи, отвечала на вопросы, вступала в диалог. Особенно трудно дались данные игры Семену, но с ним проводилась дополнительно индивидуальная работа в вечернее время, благодаря, которой он смог образовывать глаголы от звукоподражаний (сабака гавкает от звукоподражания: гав-гав, петушок кукарекает, кошка мяукает). Егору, Глебу, Виолетте, Соне, Лере, Кате, Алине, Владу лучше давалось образовывать глаголы от звукоподражания, чем произносить глаголы, обозначающие противоположные по значению действия (открывать и закрывать). Путались в ответах при выполнении действий, но такие приемы, как многократное демонстрирование действий с наглядным предметом (зонтик), объяснение, помощь, вопросы, одобрение, поощрение, повторный показ действий, чтение стихов позволило детям запомнить глаголы.
Далее были проведены такие дидактические игры, как: «Купание куклы», «Наряжаем куклу». Основное внимание, уделялось обогащению прилагательных, а также существительных, глаголов. Особенно живой интерес вызвали эти игры у девочек (Элина, Лера, Виолетта, Алина, Катя, Соня), так как они отвечали на вопросы, принимали игровую задачу, вступали в диалог. Элина назвала все требуемые прилагательные, а остальным девочкам (Лера, Виолетта, Соня, Катя, Алина) и мальчикам: Глебу, Егору, Владу и Семену нужна была помощь в показе и объяснения действий, указании, поощрении, одобрении, в задаваемых вопросах, образце речи воспитателя. Особенную роль для детей сыграла мотивация (появление куклы Кати и атрибуты к игре), художественное слово.
Дидактические игры «Вечерняя песенка», «Яблоки и барабан», «Наши мамы», «Длинное ухо и клубок - колючий бок», «Поиграем», «Буратино загадывает загадки» учат детей отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, самостоятельно строить высказывания из 2-3 фраз, описывать предметы и игрушки. В таких играх использовалась обязательно мотивация, наглядный, демонстрационный материал, художественное слово, стихи. Также использовались разнообразные, эффективные приемы – это разъяснение, объяснение, вопросы, уточнение, беседа, поощрение, одобрение, подбадривание застенчивых детей (Влад, Виолетта), помощь, интерес и эмоционально – благоприятная обстановка. Демонстративный материал располагался на столе близко к детям. Дети сидели полукругом, чтобы всем был хорошо виден предмет, игрушка. Элина самостоятельно составляла и произносила короткие словосочетания из 2-3 фраз, отвечала на простые и сложные вопросы: какая, где, когда, куда, во что одета. Трудности возникли с Семеном, Глебом, Владом с ними проводилась индивидуальная работа в вечернее время и она заключалась в повторном проигрывании игр, а также в помощи, в наталкивании на ответы, в подбадривании, прибавляя уверенности.
Такие дидактические игры, как «Репка» и «Колобок» требовали от детей огромное внимание, памяти. Трудности испытывали все дети, так как ещё не понимали, что от них требовалось досказать фразы из сказок.
Таким образом, разработав комплексы дидактических игр по развитию активной речи детей, мы проделали последовательную работу по развитию активной речи детей третьего года жизни через использования дидактических игр.
Таблица 1 – План формирующего эксперимента
Январь
2-ая неделя | 3-ая неделя | 4-ая неделя | |
Д/и «Уложите куклу спать». Цель: развитие навыков звукоподражания. | Д/и «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА» Цель: Развитие звукоподражания, ориентировку в пространстве. | Д/и «Часы» Цель: активизирование подражательных действий ребенка, развитие фонематического восприятия, формирование умения соотносить слово с предметом и действием. | |
Д/и «Паровоз и машина» Цель: формирование умения различать и произносить новые звукоподражания (ту-ту,би-би); соотносить звукоподражания транспорта с изображением. | Д/и «Кто так кричит» Цель: развитие навыков звукоподражания, формирование умения находить и показывать картинку из 6-8 предложенных по словесной инструкции. | Д/и «Доброе утро» Цель: развитие слухового внимания, умения находить по звукоподражанию домашнее животное, называть его. |
Февраль
1-ая неделя | 2-ая неделя | 3-ая неделя | 4-ая неделя |
Д/и «Мчится машина» Цель: обогащение словаря точными наименованиями предметов, частей предметов, действий, активизирование словаря наименованиями животных, развитие речевого слуха в процессе звукоподражаний | Д/и «Маленькой елочке холодно зимой» Цель: обогащение словаря глаголами, образованными от звукоподражаний. Вовлечение детей в диалог и побуждение соотносить слово с выразительными движениями | Д/и «Ходит по двору петушок» Цель: вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие; активизирование глаголов (клюет, гребёт, машет). | Д/и «Купание куклы» Цель: развитие умение по словесному указанию воспитателя находить предметы по названию, обогащение словаря существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены (мыло, ванна, вода, полотенце), одежды, глаголами (купать, наливать, вытирать, намыливать), прилагательными, обозначающими цвет, температуру предметов (красный, желтый, холодный, теплый). |
Д/и «Чудесный мешочек».Цель: Учить детей самостоятельно называть предметы, обогащать словарь существительными, отвечать на простые вопросы | Д/и «Кто что ест?» Цель: активизирование в речи детей глаголов: (лакать, есть, грызть), расширение представления о пище. | Д/и «Игры с зонтиком» Цель: развитие понимание речи и активизирование словаря на основе расширения ориентировки в ближайшем окружении, обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов (зонт), глаголами (открывать, закрывать). | Д/и «Наряжаем куклу» Цель: развитие понимание речи и активизирование словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, формировать умение отвечать на вопросы, обогащать словарь детей сущ-ми (платье, юбка, кофта), глаголами (одевать), прилагательными (красивое, красное) |
Март
1-ая неделя | 2-ая неделя | 3-ая неделя | 4-ая неделя |
Д/и «Вечерняя песенка» Цель: обогащение речи детей образными словами и выражениями; вовлечение детей в диалог и побуждение отвечать на вопросы, высказывать пожелания. | Д/и «Наши мамы» Цель: развитие понимания речи, обогащение словаря детей существительными, обозначающими названия предметов одежды, посуды, предметов быта (утюг, пылесос), глаголами (стирать, лечить, поливать), формирование умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. | Д/и «Поиграем» Цель: активизирование словаря наименованиями игрушек, деталей предметов, глаголов; вовлечение детей в общий разговор, подводить к описанию предметов | Д/и «Репка» Цель: продолжать учить повторять несложные фразы, учить драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок |
Д/и «Яблоки и барабан» Цель: активизирование прилагательных (красивый, сладкий, вкусный), побуждение вступать в диалог со взрослым, отвечать на вопросы. | Д/и «Длинное ухо и клубок – колючий бок» Цель: обогащение словаря точными глаголами, прилагательными, подведение детей к освоению простых способов словообразования. Учить самостоятельно строить высказывание из 1-2 фраз. | Д/и «Буратино загадывает загадки о животных» Цель: побуждение детей вступать в диалог со взрослым и сверстниками, развитие умения составлять описания игрушек, активиз-ие глаголов, слов. | Д/и «Колобок» Цель: продолжать учить повторять несложные фразы, учить драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок |