Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения | |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | 1. Содержание урока соответствует дидактическим целям урока. 2. Цели достигнуты. | |
Содержание урока | Урок соответствует основному содержанию программы и учебника. | |
Методы обучения | На уроке использовались общенаучные методы: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнительный метод ( устный опрос); педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия (слушание музыки, просмотр видеофрагментов). | |
Формы обучения | 1. На уроке использовались следующие формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная - для решения основной дидактической задачи урока. 2. Предложенные задания оптимальны и целесообразны теме урока. | |
Результативность урока | Урок результативен (учащиеся осознали свое место в уроке, научились сопереживанию, выразили свое отношение к музыкальному произведению). | |
Практическая направленность урока | Учащиеся научились применять полученные знания на практике (умение различать музыкальные жанры, давать оценку поступкам и характерам героев, умение сопереживать.) | |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Дети владеют навыками самостоятельной работы: решение проблемной ситуации, самостоятельное формулирование понятий и др. 2. Характер самостоятельной учебной деятельности: репродуктивный, творческий. 3. Взаимопомощь. | |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные УУД формировались на протяжении всего урока: 1. осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности; 2.через знакомство с музыкальной культурой своей страны воспитывали уважительное отношение к истории и культуре своего народа; 3.вхождение в позицию героев, сопереживание его действиям способствовало воспитанию у ребенка эмпатии; 4.эстетическое отношение к миру, стремление к гармонии и красоте развивалось благодаря приобщению к вершинам достижений отечественной музыкальной культуры. | |
Формирование ИКТ-компетентности | ИКТ технологии применялись на протяжении всего урока (музыкальный материал и видеоматериал: фрагмент из балетов «Лебединое озеро», «Спящая Красавица», «Щелкунчик») | |
Структура урока | Структура урока соответствует основной дидактической задаче | |
Педагогический стиль | Нормы педагогической этики соблюдались на протяжении всего урока | |
Гигиенические требования | Соблюдены все гигиенические требования (температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы) |
Выводы :урок изучения нового материала целенаправленный, творческий, развивающий, обучающий, эмоциональный, воспитывающий, соответствует требованиям ФГОС. Использованы не только репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы, но проблемный методы, метод ситуации успеха. Прослеживаются межпредметные связи (литература, ИЗО, театр, музыка).
На протяжении всего урока учитель предлагает различные формы и виды деятельности обучающихся, при которых развивались все универсальные учебные действия. Обучающиеся- активные участники образовательного процесса, а учитель — его организатор. Содержание урока и средства формируют устойчивый интерес обучающихся к предмету. Урок композиционно завершенный: выдержаны все этапы урока, они логически взаимосвязаны, в конце урока проведена рефлексивно-оценочная работа, которая позволила каждому учащемуся определить свое место в уроке и выразить отношение к музыкальному произведению.
Рекомендации:обобщить опыт работы на республиканском уровне.
Приложение 1
Информация в помощь для оформления анализа
Типы урока
Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения предметных ЗУНов | Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов | Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных ЗУНов | Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок | Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Запланированный результат |
Учебная экскурсия | Непосредственное изучение явлений окружающего мира | Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов |
Урок решения практических, проектных задач | Практическая направленность изучения теоретических положений | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира |
Приложение 2
Дидактические задачи урока
Основные дидактические (обучающие) задачи урока | Содержание наблюдения |
Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение | 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. 2.Формы организации учебной деятельности 3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д. |
Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач | 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников. 2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников |
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач | 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации 2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая) 3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий) |
Формирование УУД в условиях решения практических задач Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач | Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира |
Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД | 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.) 2.Методы повторения (обобщение, систематизация) |
Контроль за степенью усвоения ЗУНов | Результаты вы выполнения контрольных работ |
Приложение 3