Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени (у детей четырех лет — воспитание звукопроизношения, у детей пяти лет — формирование монологической речи, у детей шести лет — формирование навыков звукового анализа речи и т. д.), знакомит с основными ошибками в речи детей.
Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи.
Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье.
Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе (в подготовительной к школе группе — кратко познакомить с содержанием программы I класса).
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).
Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.
На стенде можно представить примеры детского словотворчества (собранные воспитателей, взятые из литературы). Желательна организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с малышом.
На общем стенде педагогической пропаганды (для всего детского сада) вывешиваются таблица «Культура речи», объявления о новинках детской литературы, поступивших в ближайший книжный магазин, и др.
К родительским собраниям обычно организуют тематические выставки книг для детей, педагогической литературы для родителей, а также детского речевого творчества — рассказов, сказок, стихов, придуманных детьми.
Есть еще одна форма контакта детского сада и родителей — привлечение родительского актива к организации экскурсий, поездок, посещение всей группой места работы кого-то из родителей.
Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве.
Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель и заведующая информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.
Можно рекомендовать родителям читать специальную литературу и делать выписки из нее для стенда. С удачными вариантами рекомендаций проверочного характера для родителей воспитанников всех возрастных групп знакомит книга А. И. Максакова «Развитие правильной речи ребенка в семье» (М., 1978).
Итак, совместная деятельность заведующей и коллектива, опора на актив, четкое и своевременное выдвижение задач и организационных форм работы, их постепенное усложнение, совместное подведение итогов — вот залог успешной методической работы в детском саду.
Работа методиста и инспектора отделов народного образования
Методисту районного отдела народного образования следует знать работу каждого детского сада района, каждого педагога и помогать им. Методисты областных (краевых) или городских отделов проводят работу, опираясь на районных методистов и широкий педагогический актив. Методической работой аналогичного содержания приходится заниматься и инспектору.
Вопросы развития речи детей в подчиненных методисту детских садах составляют лишь часть работы, но это обязательный раздел его деятельности, содержание которого многообразно. Это получение информации об уровне работы по развитию речи и состоянию речи детей в дошкольных учреждениях района, составление плана с определением первоочередных и отдаленных задач, подбор актива дошкольных работников, серьезно занимающихся проблемами развития речи детей, методическая помощь воспитателям и заведующим в улучшении работы по данному разделу, распространение передового опыта (его поиск, совершенствование, пропаганда и внедрение), повышение квалификации кадров в данной области воспитания и обучения, постоянный контроль за качеством работы по развитию речи.
Методист, приступающий к работе, знакомится с детскими садами прежде всего по документации. Выводы и намечаемые задачи он записывает в рабочую тетрадь под рубрикой «Методика развития речи». В тетради отмечаются детские сады, в которых хорошо поставлена работа по развитию речи, и те, где работа ведется неудовлетворительно, записываются тематика докладов по развитию речи детей на педчтениях, замечания и выводы инспекторско-методических проверок и т. д. Эти записи используются затем при составлении общего плана работы.
После ознакомления с работой детских садов по документации методист намечает, какие из них следует посетить в первую очередь, распределяет поручения между общественными методистами. Целесообразно сначала посетить те дошкольные учреждения, в которых хорошо поставлена работа по методике развития речи. Это поможет выделить основные проблемы для проверки других детских садов.
К распространению передового опыта следует приступить как можно раньше — в начале учебного года.
Учитывая состав воспитателей, пожелания руководителей детских садов, методист намечает различные мероприятия для повышения мастерства работников дошкольных учреждений: курсы, кружки, открытые мероприятия. Он должен позаботиться об организации в своем районе школ передового опыта по родному языку, создать базовые детские сады, подобрать актив высококвалифицированных педагогов для руководства намечаемыми мероприятиями, так как без помощи актива он не сможет решить всех задач.
Определить качество работы в дошкольном учреждении можно лишь при непосредственном контакте с детьми, воспринимая их живую речь, знакомясь с их речевыми навыками.
Авторитет методиста повысится, если он покажет воспитателям неизвестный им новый прием, сумеет дать серьезный, обстоятельный анализ их работы и т. д.
Одним из условий успешной работы методиста является постоянное повышение его педагогического мастерства. Можно рекомендовать ему иметь постоянный базовый детский сад, своего рода лабораторию, где он будет вести долговременные наблюдения за развитием речи детей.
Хорошо, если методист особенно углубленно изучает какой-то один из вопросов методики развития речи (ознакомление детей с художественной литературой, обучение рассказыванию и т. д.). Он может длительное время накапливать материал по данному вопросу, углублять свои знания, что со временем дает возможность проводить в районе исследования по данной проблеме.
Все намеченные мероприятия методист включает в общий план своей работы, указывая сроки их выполнения, характер оформления результатов (доклад, устное выступление).
Оценивая работу педагога, надо хорошо знать состав детей. Это даст возможность учесть влияние семейного воспитания на уровень развития их речи. Следует тщательно ознакомиться с деятельностью воспитателя. Ведь высокие результаты иногда могут быть достигнуты за счет каких-то перегибов (произвольное увеличение количества и длительности коллективных занятий, злоупотребление индивидуальными дополнительными занятиями, перегрузка детей и др.) или за счет недоработки других разделов программы.
Методист — это открыватель всего нового, передового. Очень часто открытие передового соседствует с его исследованием и совершенствованием.
У методиста области, края или республики значительно меньше возможностей непосредственно ознакомиться с опытом работы воспитателей, так как он узнает об этом опыте только из отчетов, докладов, выступлений педагогов на конференции. Поэтому сведения, сообщаемые районным методистом, должны быть обстоятельными, обоснованными.
Методист не должен забывать, что его задача не только находить и распространять передовой опыт, но и содействовать его появлению. Путь к этому — совершенствование мастерства педагогов, воспитание у них устойчивого и глубокого интереса к своей работе.
Прежде всего методист знакомит заведующих с тем, какие условия необходимо создавать для формирования речи детей. Такую информацию заведующие получают во время посещения детского сада, где хорошо налажена работа по развитию речи. Эта информация может быть дифференцированной: для начинающих и для более опытных заведующих.
Затем выявляются воспитатели, у которых хорошо поставлена работа по методике развития речи. Желающих углубленно работать над этой проблемой объединяют в постоянно действующий семинар, который ведет сам методист. Участники семинара вскоре становятся его надежными помощниками.
С целью распространения и внедрения передового опыта методист содействует организации открытых занятии в учреждениях, где работа по данному разделу ведется творчески.
Методист всемерно помогает обобщать лучший опыт. Полезно организовать групповую консультацию «Как обобщить свой опыт по развитию речи детей». Широко практикуются индивидуальные консультации, помогающие воспитателю оформить опыт работы в доклад, сообщение. В методическом кабинете желательно создать постоянный стенд, на котором будут пропагандироваться лучший опыт, новые данные научных исследований в области методики развития речи. Наряду с этим организуются временные выставки, где бывает представлен необходимый для практической работы материал.
В настоящее время возникли такие формы распространения лучшего опыта, как создание базовых детских садов (где вся воспитательная работа ведется на высоком уровне) и школ передового опыта (детские сады, демонстрирующие в течение года правильную постановку работы по одному разделу программы). Эти формы работы ценны тем, что учат на живом примере, убеждают практикой. Методист должен позаботиться о том, чтобы в районе имелась не одна, а несколько школ передового опыта по родному языку, и всемерно помогать руководителям этих детских садов.
Существуют школы передового опыта как воспитателей, так и заведующих. В первом случае демонстрирует свой опыт воспитатель, а слушателями являются его коллеги. Во втором случае заведующая показывает, как она организует методическое руководство работой воспитателей по вопросам развития речи детей. Слушатели — заведующие других детских садов.
Практика показала, что подобная школа должна быть как минимум двухгодичной, так как, кроме лекций, собеседований, составления рефератов, проведения практических занятий, необходимы еще семинарские занятия по обмену опытом, взаимопосещения, итоговые встречи.
В любых методических мероприятиях нужно стремиться продемонстрировать как можно полнее объект изучения — детскую речь. Желательно прослушать речь детей, записанную на пленку, показать кинофильм, организовать для слушателей просмотр детской деятельности. Показ работы воспитателя с детьми в качестве иллюстрации к лекциям может быть использован и в таких сложных мероприятиях, как областные семинары.
Работу с кадрами по повышению квалификации проводят дифференцированно: учитываются образование, стаж работы и должность, а в некоторых случаях — интересы, способности и склонности (кружки художественного чтения, кукловодов, семинары-специализации).
Кроме коллективных форм работы методист использует и индивидуальные. При посещении детских садов, встречах с дошкольными работниками, в личных беседах он выявляет их знания и умения, в дружеской форме подсказывает, что и как нужно улучшить в работе, убеждает в важности всего процесса формирования речи детей прежде всего для умственного воспитания, подготовки к школе. Заинтересованность методиста, тактичная форма разговора не оставит собеседника равнодушным. Желательно, чтобы педагог с помощью методиста наметил задачи для дальнейшей работы.
Методист принимает участие в организации курсов повышения квалификации по методике развития речи, которые организуются отделами народного образования. Программы курсов дифференцированы, зависят от их целей и состава слушателей.
Вопросы методики развития речи рассматриваются также на семинарах и в кружках для заведующих и воспитателей. Задача методиста — подготовить квалифицированных преподавателей для этих семинаров и кружков, координировать их деятельность.
Обычно преподавателями на курсах являются заведующие детскими садами и воспитатели-методисты, педагоги училищ, методисты отделов народного образования. Для руководства работой преподавателей методист объединяет их в предметную комиссию, на совещаниях которой (2 раза в месяц) знакомит с работой друг друга: обсуждаются сложные разделы программы, согласуется распределение часов по темам, рассматриваются интересные формы работы со слушателями. В дальнейшем он контролирует работу курсов и кружков, организует взаимное посещение преподавателями занятий.
Заслуживает одобрения такая форма повышения квалификации дошкольных работников, как обзорная лекция по методике развития речи. В такой лекции нужно раскрыть важнейшие задачи данной методики, информировать слушателей о вновь созданных базах передового опыта по развитию речи, дать обзор новейшей литературы. Лекцию методист приурочивает к какому-либо общему мероприятию (совещание, встреча актива и т. д.). Содержание обзорной лекции постоянно обновляется.
Методист организует соревнования коллективов детских садов, смотры. Это может быть смотр лучшей работы по развитию речи, смотр технических средств обучения родному языку и их использования в работе (радио, телевидение, проигрыватель, диафильмы, кинофильмы). Конкурсы проводят в пределах района, города, внутри одного детского сада. Они бывают разных видов: конкурс кукольного театра (всех видов), конкурс педагогов — любителей художественного чтения и др. (Положение о каждом смотре или конкурсе нетрудно разработать.) При проведении таких мероприятий необходимы гласность, массовость в обсуждении результатов, широкий показ лучших достижений.
Большое место в работе методиста занимают консультации, как групповые, так и индивидуальные, которые, как правило, даются на месте, т. е. в детском саду.
Методист инструктирует руководителей методических объединений, проверяет их деятельность.
Вопросы методики развития речи ставятся и на конференциях, педчтениях, на занятиях родительских университетов.
Своеобразной формой повышения уровня мастерства и культуры педагога является день воспитателя. В этот день проводятся тематические вечера, встречи с писателями, композиторами.