Схема наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности

1. Внешний вид ребенка (опрятный, не­опрятный).

2. Поведение (адекватно — сидит рядом со взрослым, спокоен и др.; неадекватно — бегает по коридору, кричит и т. д.).

3. Реакция ребенка на обращение матери (средства общения матери с ребенком, он реагирует, не реагирует).

4. Наличие у ребенка интереса к игруш­кам и предметам в окружающем простран­стве (держит в руке, играет, не играет, бро­сает, ломает, не интересуется окружающи­ми игрушками (кубики, мишка, заяц) и предметами (качалка, стол, стул, пианино и др.).

5. Навыки самообслуживания (просится ли в туалет, сам или с помощью взрослого моет руки).

Приложение 2

Схема заключения диагностического обследования умственного развития детей раннего и дошкольного возраста

1. Данные о ребенке.

Возраст_____________________________

Адрес_______________________________

История развития ребенка.

Жалобы родителей ,________________

Данные о родителях (возраст, долж­ность, место работы):

мать_________________________

отец________________________________

резус-фактор крови матери и отца________

Данные о других детях:_________________

Данные о ребенке:

беременность и роды_______________ ___

вес, рост_____________________________

перенесенные заболевания______________

Когда были замечены отклонения в раз­
витии?_________________________________

Раннее развитие ребенка:

когда начал держать головку____________

сидеть_______________________________

стоять_______________________________

ходить_______________________

схватывать и доставать предметы________

реагировать на укачивание______________

Была ли любимая цгрушка?_____________

Когда появился лепет?_________________

Первые осмысленные звуки в процессе

общения?_______________________________

Когда начал:

Есть сам?____________________________

Принимать твердую пищу?______________

Участвовать в процессе одевания?________

Проситься на горшок?__________________

Есть ли интерес к книгам?_______________

Реакция на радио?_____________________

Каким ухом поворачивается к источни­
ку звука?______________________

Предпочитает ли музыку?_______________

Хорошо ли видит?_____________________

Как ходит (спотыкается или нет)?________

Отношения со сверстниками?____________

Обращает ли внимание на движение губ

говорящего?____________________________

Где и кем воспитывается?_______________

Соматическое состояние.

4. Психолого-педагогическое обследова­ние.

Внешний вид ребенка__________________

Принятие задания______________________

Сотрудничество со взрослым____________

Умственное развитие___________________



Сенсорное развитие (уровень развития

восприятия)_______________________ ,

Ориентировочно-познавательная дея­тельность.

Характер действий:

хаотический__________________________

пробующие действия___________________

примеривание_________________________

зрительная ориентировка________________

Состояние интеллектуального разви­тия:

уровень развития наглядно-действенно­
го мышления____________________________

уровень развития наглядно-образного

мышления______________________________

уровень развития элементов логического

мышления______________________________

уровень развития количественных пред­ставлений:

об окружающем_______________________

о себе_______________________________

о своей семье_________________________

о предметах ближайшего окружения______

о причинно-следственных связях в при­
роде___________________________________

Уровень развития игры_________________

Уровень сформированности продуктив­ных видов деятельности:

конструирование по подражанию_________

по образцу___________________________

рисование предметное__________________

рисование сюжетное___________________

Уровень развития речи:

понимание речевой инструкции__________

споробы общения (эмоциональные, дело­
вые, речевые)____________________________

состояние артикуляционного аппарата_____

наличие фразовой речи_________________

характер фразовой речи_________________

сформированность грамматического

строя речи______________________________

сформированность фонетической сторо­
ны речи________________________________

Заключение.

Диагноз.

Рекомендации к коррекционно-педаго гической работе.

Педагогический прогноз.

Приложение 3

Схема наблюдения за ребенком

В процессе психолого-педагогического

Обследования

1. Поведение и реакция ребенка на не­знакомого взрослого(спокоен, проявля­ет любопытство, агрессивен, безразличен и др.).

2. Контактность(включается активно в контакт; включается в контакт, но пасси­вен; включается в контакт с трудом; не включается в контакт с незнакомым взрос­лым).

3. Средства общения ребенка:

— экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, естественные жесты и т. д.);

— предметно-действенные (вручение предметов, выражение протеста, прибли­жение, протягивание взрослому различных предметов и т. д.);

— речевые средства общения (высказы­вания, вопросы).

4. Проявляет интерес к предложенной взрослым предметно-игровой деятельно­сти (да,нет).

5. Проявляет интерес к игрушке или предмету(не проявляет, смотрит на игруш­ку, тянется рукой, хватает, требует отдать).



6. Выполняет действия с игрушкой,
предметами:

— удерживает в руке, стучит, катит, ставит и т. д.;

— проявляет интерес, манипулирует с игрушкой, предметами, но активных дей­ствий не предпринимает;

— интереса к игрушке нет, проявляет негативизм (отталкивает предметы);

— интереса к игрушке нет, пассивен и безразличен к действиям и игре взрослого.

7. Наличие у ребенка навыка совместных
действий и действий по подражанию дейст­
виям взрослого:

— удерживает интерес к игрушке, пыта­ется действовать самостоятельно (берет в руки, совершает манипулятивные дейст­вия);

— удерживает интерес к игрушке, пыта­ется подражать действиям взрослого;

— удерживает интерес к игрушке, дейст­вует совместно со взрослым; наблюдает за игрушкой, удерживает в руках;

— предложенная совместная деятель­ность вызывает негативную реакцию;

— не смотрит на действия взрослого, не подражает.

8. Выделяет из окружающих людей
близкого человека(маму, бабушку, папу
и др.):

— поворачивает голову на обращение взрослого (мамы или педагога);

— поворачивает голову, ждет обращения к нему взрослого;

— поворачивает голову, но отвлекается;

— поворачивает голову, если взрослый дотрагивается до руки или плеча ребенка;

— не реагирует на обращение или телес­ный контакт взрослого.

9. Наличие жестов:

— жесты приветствия и прощания (ма­шет рукой); жесты просьбы (дать), в том числе указательный жест (указательным пальцем);

— использует указательный жест и еще какой-нибудь;

— использует только указательный жест;

— не использует жесты.

Другое.

Приложение 4 Схема наблюдения за игрой матери и ребенка

1. Контакт(есть, нет).

2. Соответствие выбора игры или игруш­ки уровню развития ребенка.

3. Вид предлагаемого общения:

— эмоционально-личностный;

— ситуативно-деловой;

— внеситуативно-познавательный.

4. Эмоциональная насыщенность обще­ния(есть, нет).

5. Умение создавать ситуацию сотрудни­чества и совместной деятельности(да, нет).

5.1. Характер игровых действий:

— совместные;

— частично совместные;

— раздельные.

6. Средства общения, используемые ре­
бенком и родителем:

— экспрессивно-мимические;

— деловые;

— речевые.

7. Сформированность критериев в по­
требности общения(у ребенка, у родителя):

— внимание, интерес;

— эмоциональные проявления;

— деловые;

— предметно-деловые;

— чувствительность.

Наши рекомендации