Схема наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности
1. Внешний вид ребенка (опрятный, неопрятный).
2. Поведение (адекватно — сидит рядом со взрослым, спокоен и др.; неадекватно — бегает по коридору, кричит и т. д.).
3. Реакция ребенка на обращение матери (средства общения матери с ребенком, он реагирует, не реагирует).
4. Наличие у ребенка интереса к игрушкам и предметам в окружающем пространстве (держит в руке, играет, не играет, бросает, ломает, не интересуется окружающими игрушками (кубики, мишка, заяц) и предметами (качалка, стол, стул, пианино и др.).
5. Навыки самообслуживания (просится ли в туалет, сам или с помощью взрослого моет руки).
Приложение 2
Схема заключения диагностического обследования умственного развития детей раннего и дошкольного возраста
1. Данные о ребенке.
Возраст_____________________________
Адрес_______________________________
История развития ребенка.
Жалобы родителей ,________________
Данные о родителях (возраст, должность, место работы):
мать_________________________
отец________________________________
резус-фактор крови матери и отца________
Данные о других детях:_________________
Данные о ребенке:
беременность и роды_______________ ___
вес, рост_____________________________
перенесенные заболевания______________
Когда были замечены отклонения в раз
витии?_________________________________
Раннее развитие ребенка:
когда начал держать головку____________
сидеть_______________________________
стоять_______________________________
ходить_______________________ •
схватывать и доставать предметы________
реагировать на укачивание______________
Была ли любимая цгрушка?_____________
Когда появился лепет?_________________
Первые осмысленные звуки в процессе
общения?_______________________________
Когда начал:
Есть сам?____________________________
Принимать твердую пищу?______________
Участвовать в процессе одевания?________
Проситься на горшок?__________________
Есть ли интерес к книгам?_______________
Реакция на радио?_____________________
Каким ухом поворачивается к источни
ку звука?______________________
Предпочитает ли музыку?_______________
Хорошо ли видит?_____________________
Как ходит (спотыкается или нет)?________
Отношения со сверстниками?____________
Обращает ли внимание на движение губ
говорящего?____________________________
Где и кем воспитывается?_______________
Соматическое состояние.
4. Психолого-педагогическое обследование.
Внешний вид ребенка__________________
Принятие задания______________________
Сотрудничество со взрослым____________
Умственное развитие___________________
Сенсорное развитие (уровень развития
восприятия)_______________________ ,
Ориентировочно-познавательная деятельность.
Характер действий:
хаотический__________________________
пробующие действия___________________
примеривание_________________________
зрительная ориентировка________________
Состояние интеллектуального развития:
уровень развития наглядно-действенно
го мышления____________________________
уровень развития наглядно-образного
мышления______________________________
уровень развития элементов логического
мышления______________________________
уровень развития количественных представлений:
об окружающем_______________________
о себе_______________________________
о своей семье_________________________
о предметах ближайшего окружения______
о причинно-следственных связях в при
роде___________________________________
Уровень развития игры_________________
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:
конструирование по подражанию_________
по образцу___________________________
рисование предметное__________________
рисование сюжетное___________________
Уровень развития речи:
понимание речевой инструкции__________
споробы общения (эмоциональные, дело
вые, речевые)____________________________
состояние артикуляционного аппарата_____
наличие фразовой речи_________________
характер фразовой речи_________________
сформированность грамматического
строя речи______________________________
сформированность фонетической сторо
ны речи________________________________
Заключение.
Диагноз.
Рекомендации к коррекционно-педаго гической работе.
Педагогический прогноз.
Приложение 3
Схема наблюдения за ребенком
В процессе психолого-педагогического
Обследования
1. Поведение и реакция ребенка на незнакомого взрослого(спокоен, проявляет любопытство, агрессивен, безразличен и др.).
2. Контактность(включается активно в контакт; включается в контакт, но пассивен; включается в контакт с трудом; не включается в контакт с незнакомым взрослым).
3. Средства общения ребенка:
— экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, естественные жесты и т. д.);
— предметно-действенные (вручение предметов, выражение протеста, приближение, протягивание взрослому различных предметов и т. д.);
— речевые средства общения (высказывания, вопросы).
4. Проявляет интерес к предложенной взрослым предметно-игровой деятельности (да,нет).
5. Проявляет интерес к игрушке или предмету(не проявляет, смотрит на игрушку, тянется рукой, хватает, требует отдать).
6. Выполняет действия с игрушкой,
предметами:
— удерживает в руке, стучит, катит, ставит и т. д.;
— проявляет интерес, манипулирует с игрушкой, предметами, но активных действий не предпринимает;
— интереса к игрушке нет, проявляет негативизм (отталкивает предметы);
— интереса к игрушке нет, пассивен и безразличен к действиям и игре взрослого.
7. Наличие у ребенка навыка совместных
действий и действий по подражанию дейст
виям взрослого:
— удерживает интерес к игрушке, пытается действовать самостоятельно (берет в руки, совершает манипулятивные действия);
— удерживает интерес к игрушке, пытается подражать действиям взрослого;
— удерживает интерес к игрушке, действует совместно со взрослым; наблюдает за игрушкой, удерживает в руках;
— предложенная совместная деятельность вызывает негативную реакцию;
— не смотрит на действия взрослого, не подражает.
8. Выделяет из окружающих людей
близкого человека(маму, бабушку, папу
и др.):
— поворачивает голову на обращение взрослого (мамы или педагога);
— поворачивает голову, ждет обращения к нему взрослого;
— поворачивает голову, но отвлекается;
— поворачивает голову, если взрослый дотрагивается до руки или плеча ребенка;
— не реагирует на обращение или телесный контакт взрослого.
9. Наличие жестов:
— жесты приветствия и прощания (машет рукой); жесты просьбы (дать), в том числе указательный жест (указательным пальцем);
— использует указательный жест и еще какой-нибудь;
— использует только указательный жест;
— не использует жесты.
Другое.
Приложение 4 Схема наблюдения за игрой матери и ребенка
1. Контакт(есть, нет).
2. Соответствие выбора игры или игрушки уровню развития ребенка.
3. Вид предлагаемого общения:
— эмоционально-личностный;
— ситуативно-деловой;
— внеситуативно-познавательный.
4. Эмоциональная насыщенность общения(есть, нет).
5. Умение создавать ситуацию сотрудничества и совместной деятельности(да, нет).
5.1. Характер игровых действий:
— совместные;
— частично совместные;
— раздельные.
6. Средства общения, используемые ре
бенком и родителем:
— экспрессивно-мимические;
— деловые;
— речевые.
7. Сформированность критериев в по
требности общения(у ребенка, у родителя):
— внимание, интерес;
— эмоциональные проявления;
— деловые;
— предметно-деловые;
— чувствительность.