Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Ф. И. О. ребенка Возраст___Дата заполнения______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _ __________________

подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.

Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется.
  Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда Не слышит взрослый.
  Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.
  В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
  В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
  Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
  Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз
Вспыльчивость В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
  В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово
Негативизм В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
  И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
  Вербальный: говорит часто слова «не хочу или Не буду», «нет»
демонстратив- В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.
кость Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.
Обидчивость Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
(эмоциональная В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
неустойчивости реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
  Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.
  Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
  Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.


Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Эмоциональная Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
отгороженность И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих.
  И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
  Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
  И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику
Дурашливость И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.
  В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях
Нерешитель- В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на
ность занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.
  Проявления в речи: использует слова: «не знаю, «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
  В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения.
  И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; В новой ситуации менее вариативное поведение, ЧВМ в привычной
Страхи • Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра.
  Реакция на новизну: боится входить в вовсе помещение.
  Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному
Тревога В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
  В речи: ребенок не может объяснил причины избегающего поведения, тревоги.
  В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.
  Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому
Скованность В движениях: двигательно скован.
  В речи: запинается в речи.
  Реакция на новизну: неловок в новой ситуации
Заторможен- В познавательной активности: не знает чем заняться.
ность В зрительном восприятии: 6еЗДеятелыю смотрит по сторонам.
  В речи: говорит слишком ТИХО.
  Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает
3гоцентричность Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него.
  Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.
  В речи: часто использует местоимение «Я»
Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Из6егание В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики.
умственных На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту
усилий умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по о6разцу)
Дефицит Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.
внимания И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
  В речи: условия выполнения задания и пр.
Двигательная И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные
расторможен- действия.
ность (гипер- И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен;
активность) количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр.
  И длительность сдерживания гиперактивности :встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.
  И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры
Речевая растор- И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
моженность И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб.
  В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.
Непонимание Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции
сложных словес- ных инструкций взрослого
Непонимание Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на
простых словес- ных инструкций объяснение задания
Застреваемость В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
  Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
  В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.
  На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
  И трудности переключения: с трудом переключается и пр.
Работоспособ- Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают
ность (умствен- книжку; устает на первой части организованного занятия
ная)
Работоспособ- Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет
ность (физиче- работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется
ская) варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности

Наши рекомендации