Коррекция агрессии младших школьников
Коррекция агрессии младших школьников
«Агрессия – проявление бессилия»
А.Миропольцева
«Агрессивность – оборотная сторона трусости»
В.Грудев
« Гордыня и агрессия человека происходят из ложного чувства превосходства»
Д.Тербер
Авторы : Гиздатуллина Л.А. Нуртдинова Н.И.
Цель программы : коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.
Задачи программы:
1) Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах.
2) Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств.
3) Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения сотрудничать.
4) обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием.
5) Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся.
6) Развитие уверенности в себе.
Критерии эффективности программы:
1.Выражение гнева в приемлемой форме
2.Умение владеть собой в различных ситуациях
3. Отработка навыков общении в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких качеств, как эмпатия , доверие к людям.
Структура игрового занятия:
1.Ритуал приветствия - 4-5 минуты.
2.Разминка- 5 минут.
3.Основная часть- 20 минут.
4.Подведение итогов (рефлекция и выводы) – 6 минут
5.Ритуал прощания – 2-3 минуты.
Блок занятий
Блок
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме , ( научить детей вербализовывать свои мысли и чувств, снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого ,разить способности выразить свое эмоциональное состояние.)
Блок
Обучение детей приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях (тренировать психомоторные функции, учить навыкам релаксации, учить навыкам самоконтроля, снизить эмоциональное напряжение)
Блок
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (учить самостоятельно принимать верные решения, учить распозновать эмоции по внешним сигналам, формировать адекватные формы поведения).
Блок
Формирование и развитие позитивных качеств личности детей (формировать одоренные в обществе моральные представлении, учить осознавать свое поведение, формировать адекватные формы поведения, формировать у детей такие качества , как эмпатия, доверие к людям , сочувствие , сопереживание)
Шахматка
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Знакомство участников, Сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, снять эмоциональное напряжение, агрессию. | Научить использовать и понимать невербальные методы общения ,развивать умения взаимодействовать со сверстниками, научить чувствовать настроение группы, установить положительный эмоциональный строй в группе. | Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, развивать тактильное ощущение, снять эмоциональное напряжение ,агрессию | Создать положительный эмоциональный климат в группе, научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других, научить принимать на себя ответственность за свои поступки. | Побудить членов группы к проявлению творческой активности ,развивать воображение, увеличить словарный запас, развить умение слушать и слышать другого человека, научить ориентироваться в состоянии других людей, научить принимать на себ ответственность за свои поступки, отреагировать отрицательные эмоции агрессию, развивать умение взаимодействовать со сверстниками. |
Занятие.
Приветствие
Цель: сплочение группы
Инструкция группе: Группа придумывает ритуал приветствия, с помощью которого все будут приветствовать друг друга каждый день.
2. Обсуждение правил проведения тренинга.
Цель: обсуждение правил и норм, используемых на тренинге.
Оборудование:стулья, поставленные по кругу
Инструкция группе: Группа участников обсуждает правила проведения занятий.
Инструкция ведущему: После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга, которые называет либо тренер, либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например: «На занятия приходить без опозданий», «Быть активными» и др.
Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не». Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другому: «Приходить вовремя»; «Не перебивать» — «Один говорит — все слушают»; «Не критиковать» — «Выступать без критики» и т. д.
Разминка.
Цель: активизировать детей, включить в работу. Научить использовать и понимать невербальные методы общения
Оборудование:стулья, поставленные по кругу
Инструкция группе: Сесть по кругу в зависимости от того, на какую букву алфавита начинается имя ребенка, пользуясь только мимикой и жестами. (Сесть по алфавиту от А до Я).
Упражнение « Улитка».
Цель:Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей.
Оборудование:просторное помещение, картинки с изображением улитки и лягушки
Инструкция ведущему: Ведущий показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки. Объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.
Затем ведущий встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» — каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Ведущий говорит, что теперь они все вместе — большая улитка.
По команде ведущего «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.
По команде «Лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят:
Вновь гулять улитка хочет,
Радуется и хохочет.
Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет, доставлять детям удовольствие.
Обратная связь.
- Что мы сегодня делали?
- Какой договор мы с вами заключили со своими руками.
- Что больше всего понравилось?
Вывод: Научили детей вербализации своих мыслей и чувств;
Снизили эмоциональное напряжения;
Создали положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
Занятие.
Приветствие
Цель: сплочение группы
Группа выполняет ритуал приветствия.
Разминка.
Цель: активизировать детей, включить в работу. Научить использовать и понимать невербальные методы общения
Оборудование:стулья, поставленные по кругу
Инструкция группе: Сесть по кругу слева направо от ведущего начало — это 1 января, конец — 31-е декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.
Упражнение «Липучка».
Цель:Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.
Оборудование:просторное помещение, магнитофон, записи классической ритмичной музыки
Инструкция группе:
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я — липучка — приставучка, я хочу тебя поймать».
Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.
Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения
Упражнение «Зеркало».
Цель:Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, знакомство ребенка с его телом, обучение ребенка ориентации в пространстве.
Оборудование:просторное помещение,
Инструкция ведущему:
1. Все дети встают в круг и становятся «маленькими зеркалами». Ведущий показывает движение, а они повторяют его.
Ведущий сопровождает движение словами:
«Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».
2. А теперь встаньте напротив друг друга и изобразите эмоции партнера.
Обратная связь.
- Что мы сегодня делали?
- Какой договор мы с вами заключили со своими руками?
- Что больше всего понравилось?
Вывод: Научили детей вербализации своих мыслей и чувств;
Снизили эмоциональное напряжения;
Создали положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
Занятие.
Приветствие
Цель: сплочение группы
Группа выполняет ритуал приветствия .
Разминка.
Цель: полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать группу, поздороваться.
Оборудование:просторное помещение
Инструкция группе: Участники группы образуют полукруг.
«Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».
После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?» Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта.
Упражнение «Котик».
Цель:Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.
Оборудование:просторное помещение, ковровое покрытие
Инструкция ведущему: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который нежится на солнышке, лежит на коврике, потягивается, умывается, царапает лапками с коготками коврик и т.д.
Упражнение «Драка».
Цель:Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Оборудование:просторное помещение
Инструкция группе:Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.
Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Это упражнение нужно повторить несколько раз.
Упражнение «Пузырь».
Цель: Способствовать сплочению детей, развивать чувство ритма.
Оборудование:просторное помещение
Инструкция группе:Дети вместе с ведущим берутся за руки и образуют небольшой круг, сужают его, затем говорят: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой, Да не лопайся!»
Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока ведущий не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: «Хлоп!»
Инструкция ведущему: Произносить текст надо четко, медленно — дети должны повторять его за ведущим. Если игра проходит на большом ковре, дети обычно после слова «хлоп» падают (специально) на пол, валяются и хохочут.
Обратная связь.
- Что мы сегодня делали?
- Что больше всего понравилось?
Вывод: Тренировали психомоторные функции;
Научили навыкам релаксации;
Научили навыкам самоконтроля;
Снизили эмоциональное напряжение;
Создали положительное эмоциональное настроение;
Научили агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Занятие.
Приветствие
Цель: сплочение группы
Группа выполняет ритуал приветствия .
Разминка.
Цель: активизировать участников тренинга, окрасить работу положительными эмоциями, почувствовать группу.
Оборудование:просторное помещение, стулья, стоящие по кругу
Инструкция группе: Все участники садятся в круг.
«Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».
Инструкция ведущему: При обсуждении выполнения упражнения можно задать вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?».
3. Упражнение «Скульптура».
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.
Оборудование:просторное помещение, ковровое покрытие
Инструкция ведущему: Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится,
- ребенка, который всем доволен,
- ребенка, который выполнил сложное задание
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
Упражнение «Дождик».
Цель: Развитие мышечного контроля, ориентации в пространстве, повышение эмоционального тонуса, умения взаимодействовать со сверстниками
Оборудование:большой зонт,пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,
Инструкция ведущему: Один ребенок — водящий. Остальные дети все вместе прячутся под большой (желательно прозрачный) зонт. При этом оговаривается, что дети прячутся так, чтобы все поместились под зонтом, заботясь друг о друге Водящий из брызгалки (пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке) поливает зонтик, имитируя дождь. Дети наблюдают, как скатываются капельки дождя с зонта, как стекают с него струйки воды, подставляют ручки, чтобы поймать капельку.
Затем выбирается другой водящий, и игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый желающий.
Обратная связь.
- Что мы сегодня делали?
- Что больше всего понравилось?
Вывод: Научили навыкам релаксации;
Создали положительное эмоциональное настроение;
Занятие.
Приветствие
Цель: сплочение группы
Группа выполняет ритуал приветствия.
Разминка.
Цель:побудить членов группы к проявлению творческой активности, развивать воображение, увеличить словарный запас, развить умение слушать и слышать другого.
Оборудование: просторное помещение, стулья, стоящие по кругу Инструкция ведущему:
Участники садятся по кругу.
Инструкция: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте короткий рассказ, историю, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ, остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь». После первого, а также каждого из последующих рассказов тренер обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить Андрей?»). После того как все участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.
Можно предложить список качеств, характеризующих поведение человека:
Злой, ответственный, упрямый аккуратный, беспечный, вдумчивый, вспыльчивый, гордый, добрый,, грубый, жадный, жизнерадостный, завистливый, застенчивый, злопамятный, искренний, капризный, мечтательный, нежный, нерешительный, несдержанный, обидчивый, осторожный, подозрительный, терпеливый, трудолюбивый, трусливый, черствый, честный, чуткий.
В начале ведущий сам зачитывает предложенный список. Если ребенок не понимает смысл какого-то качества надо объяснить ему смысл слова.
Обратная связь.
- Какой договор мы с вами заключили со своими руками на первом занятии? А сейчас у вас получается соблюдать этот договор?
- Что мы сегодня делали?
- Что больше всего понравилось?
Вывод: Формировали одобренных в обществе моральных представлений;
Научили осознавать свое поведения;
Формировали адекватные формы поведения.
Ссылки:
1. www.vash-psiholog.ru
2. www.prazdnichno.ru
3. www.festival.1september.ru
Заключение
Коррекция и профилактика агрессивности у детей младшего школьного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.
Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:
1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.
2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между учащимися.
4. В снижении уровня агрессивного поведения.
5. В повышении культуры общения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Агрессивный ребенок: Рекомендации родителям.
У младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:
-часто теряют контроль над собой;
-часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
- склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
- часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
- не способны забыть об обиде, не отплатив;
- мнительны и раздражительны.
Если вы считаете, что для вашего ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, соответствующих его возрасту, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ваш ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Если вы пришли к такому не очень приятному заключению, то не стоит отчаиваться или пытаться все свои силы приложить к тому, чтобы защитить окружающих от своего сына или дочери. Думающему и педагогически грамотному родителю лучше потратить время и силы на анализ сложившейся ситуации и поиск путей помощи самому ребенку.
Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.
Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
Выделяют три основных источника агрессивности.
Во-первых, семья, в которой растет ребенок, может сама демонстрировать агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.
Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Если вы считаете своего ребенка агрессивным, подумайте, насколько "бойцовый" класс он посещает! Как там принято решать конфликты? Если "борьба за выживание" характерна для всего детского коллектива, то вам стоит позаботиться о том, чтобы подыскать ребенку еще какое-либо детское общество, где была бы другая атмосфера. Это может быть кружок по интересам, круг детей ваших друзей. Главное, чтобы ваш ребенок получил качественно другой опыт общения (без необходимости агрессии).
В-третьих, обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у детей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.
Можно выделить три основных причины деструктивного поведения:
1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить (рекомендации).
1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.
4. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
5. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
6. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "ты никого не бьешь, и тебя никто не бьет".
8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
11. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Коррекция агрессии младших школьников
«Агрессия – проявление бессилия»
А.Миропольцева
«Агрессивность – оборотная сторона трусости»
В.Грудев
« Гордыня и агрессия человека происходят из ложного чувства превосходства»
Д.Тербер
Авторы : Гиздатуллина Л.А. Нуртдинова Н.И.
Цель программы : коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.
Задачи программы:
1) Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах.
2) Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств.
3) Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения сотрудничать.
4) обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием.
5) Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся.
6) Развитие уверенности в себе.
Критерии эффективности программы:
1.Выражение гнева в приемлемой форме
2.Умение владеть собой в различных ситуациях
3. Отработка навыков общении в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких качеств, как эмпатия , доверие к людям.
Структура игрового занятия:
1.Ритуал приветствия - 4-5 минуты.
2.Разминка- 5 минут.
3.Основная часть- 20 минут.
4.Подведение итогов (рефлекция и выводы) – 6 минут
5.Ритуал прощания – 2-3 минуты.
Блок занятий
Блок
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме , ( научить детей вербализовывать свои мысли и чувств, снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого ,разить способности выразить свое эмоциональное состояние.)
Блок
Обучение детей приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях (тренировать психомоторные функции, учить навыкам релаксации, учить навыкам самоконтроля, снизить эмоциональное напряжение)
Блок
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (учить самостоятельно принимать верные решения, учить распозновать эмоции по внешним сигналам, формировать адекватные формы поведения).
Блок
Формирование и развитие позитивных качеств личности детей (формировать одоренные в обществе моральные представлении, учить осознавать свое поведение, формировать адекватные формы поведения, формировать у детей такие качества , как эмпатия, доверие к людям , сочувствие , сопереживание)
Шахматка
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
Знакомство участников, Сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, снять эмоциональное напряжение, агрессию. | Научить использовать и понимать невербальные методы общения ,развивать умения взаимодействовать со сверстниками, научить чувствовать настроение группы, установить положительный эмоциональный строй в группе. | Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, развивать тактильное ощущение, снять эмоциональное напряжение ,агрессию | Создать положительный эмоциональный климат в группе, научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других, научить принимать на себя ответственность за свои поступки. | Побудить членов группы к проявлению творческой активности ,развивать воображение, увеличить словарный запас, развить умение слушать и слышать другого человека, научить ориентироваться в состоянии других людей, научить принимать на себ ответственность за свои поступки, отреагировать отрицательные эмоции агрессию, развивать умение взаимодействовать со сверстниками. |
Занятие.
Приветствие
Цель: сплочение группы
Инструкция группе: Группа придумывает ритуал приветствия, с помощью которого все будут приветствовать друг друга каждый день.
2. Обсуждение правил проведения тренинга.
Цель: обсуждение правил и норм, используемых на тренинге.
Оборудование:стулья, поставленные по кругу
Инструкция группе: Группа участников обсуждает правила проведения занятий.
Инструкция ведущему: После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга, которые называет либо тренер, либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например: «На занятия приходить без опозданий», «Быть активными» и др.
Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не». Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другому: «Приходить вовремя»; «Не перебивать» — «Один говорит — все слушают»; «Не критиковать» — «Выступать без критики» и т. д.
Разминка.
Цель: активизировать детей, включить в работу. Научить использовать и понимать невербальные методы общения
Оборудование:стулья, поставленные по кругу
Инструкция группе: Сесть по кругу в зависимости от того, на какую букву алфавита начинается имя ребенка, пользуясь только мимикой и жестами. (Сесть по алфавиту от А до Я).