Педагогическая деятельность В.В. Зеньковского, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого

К.Н.Вентцель (1857-1947) с 1875 г. учился в Петербурге в технологическом институте, на юридическом факультете университета, затем в институте путей сообщения, который также не окончил. Жил в Воронеже (с 1884 г.), был сослан под надзор полиции в Боровск. В Москве с 1891 г. начинает педагогическую деятельность, принимает участие в работе педагогического общества при университете. С октября 1906 г. по 1913 г. он проводит эксперимент по воплощению в жизнь своей идеи свободного воспитания и создает "Дом свободного ребенка".

В "Доме..." предполагалось построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребенок смог получить разностороннее, гармоничное развитие в соответствии со своими задатками и способностями.

Наряду с "Домом свободного ребенка", "Обществом друзей естественного воспитания" были открыты "Родительский клуб" и "Музей образцовых детских игрушек". Это были новые учебно-воспитательные учреждения, где осуществлялось социальное образование и воспитание, где было сотрудничество детей, родителей и воспитателей, попытка осуществления свободного воспитания.

Планировалось весь процесс строить в тесной связи с потребностями жизни, очень внимательно изучить задатки и способности каждого ребенка, всячески развивать детское самоуправление. Определились, что классы должны создаваться и распадаться сами собой. Интерес, любознательность, потребность знаний - вот что соединит вокруг учителя группу детей. Преподавание "примет форму свободной беседы, свободного, непринужденного духовного общения, обмена мыслями. Воспитатель должен быть лишь другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью". В "Доме свободного ребенка" не было учебных планов и учебников, ребенок должен был сам искать знания, сам из добытых знаний составлять учебник, книгу своих знаний.

Суть концепции состояла в том, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил, "развития воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактором душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие и вместе с тем является венцом и высшей точкой развития душевной жизни"2.

Предполагалось создать педагогическую общину, которая состояла бы из детей, родителей и педагогов. Объединенная идеей братства и справедливости, эта община должна была стать ячейкой идеального общества, а главным в жизни этого общества станет производительный труд, как "фактор в воспитании и образовании детей, который, по мнению Вентцеля, должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования"4.

Началом эксперимента стало создание небольшого семейного детского сада, который со временем должен был преобразоваться в семейную школу. 1 октября 1906 г. "Дом..." был открыт, изменив свое название, став Детским садом с частной школой.

Воспитательная работа строилась вокруг одной темы, и ребята на занятиях выражали ее понимание рисованием, лепкой, рукоделием, различными видами ручного труда. Экскурсии, игры и беседы развивали детскую любознательность. Этот семейный детский сад стал первоначальной ячейкой "Дома свободного ребенка". Созданное для педагогического руководства педагогическое бюро контролировалось собранием родителей. Это был единый орган управления школой. Родители вели занятия, дежурили, работали вместе с детьми. Учение по программам и планам отменялось, счету и письму учились по мере возникающих потребностей. Но результаты первого года показали, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Постепенно отступали от принципа "интересность" к принципу "полезность". Главным в воспитательном процессе стал труд. Вместе со взрослыми ребята изготовляли вешалки, ткацкие станки для нужд "Дома". Было решено соединить труд производительный и труд умственный, связать его с ремеслом и искусством. Но развернуть дальше эксперимент свободного воспитания не удалось, "Дом" был закрыт. Школа просуществовала три года и показала недостатки свободного воспитания. В то же время была обоснована важность в воспитании свободного творческого, производительного труда, детского самоуправления, изучения детских задатков и способностей, развития детских талантов1.

В 1905 г. Вентцель поднимает вопрос о создании в России для защиты детей Великой Хартии Свободы. В 1918 г. он пишет статью "Задача молодого человека", в которой говорит о борьбе детей против взрослых, о их защите. Выход из катаклизма гражданской войны он видит в том, чтобы вместо культа взрослых был объявлен культ детей. В этом же году (1918) Вентцель формулирует права ребенка в России. Вот часть из них:

"- Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

- Каждый ребенок, какого бы он возраста ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства.

- Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.

- Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

- Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества"1.

И еще одна проблема детства, которая волновала К.Н. Вентцеля - семья. Ученый анализирует, как в семье "цепи невидимого рабства" накладываются на маленького человека отцом и матерью с раннего детства. Участвуя в работе Педагогического общества при Московском университете, он возглавил комиссию по организации семейных школ. Впоследствии он высказал мысль, что воспитание достигнет успеха, когда будет сформирована свободная семья. Такая семья, писал он, возможна, если родители откажутся от власти над детьми. В своей книге "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад", формулируя теорию свободного воспитания, Вентцель выделяет главное: ребенок должен рассматриваться как творческая индивидуальность, которая собственными усилиями, при активной помощи взрослых становится личностью2.

В 1908 г. при Кружке совместного воспитания и образования детей был создан Родительский клуб, цель которого - "содействовать перевоспитанию современных родителей, поднять их до более высокого педагогического уровня"3. В 1913 г. на Всероссийском съезде по семейному воспитанию в докладе "Семейное воспитание и семья" Вентцель выдвигает идею реорганизации семьи, в которой дети и родители были бы равноправны в решении всех семейных проблем. В работе "Свободный родительский авторитет" (1917) ученый говорит о знаниях, которые необходимы родителям для воспитания детей.

После 1917 г. идеи талантливого педагога не были востребованы. Да и как могла правящая партия с ее революционными принципами принимать объяснения Вентцеля происходящих событий в России: жестокость классовой борьбы и бескомпромиссность политических вождей вытекает из нравственного и интеллектуального состояния русского, а потом и советского общества: зависимость

от идей, высказанных в другую историческую эпоху заставляет их "топтаться на одном месте и повторять зады"1.

От проблем ребенка в обществе, идеала семейных отношении родителей и ребенка он неоднократно обращался к идеалу общественных отношений, который можно достичь только путем компромиссов и соглашений различных политических партий. Такой путь приведет к нравственному совершенству человека. Придавая огромное значение роли православия в нравственном становлении человека, он считал, что "крушение религиозных верований означает также и крушение нравственности"3. Вентцель считал, что детям нужно дать возможность самим в процессе деятельности вырабатывать нравственные нормы поведения. Роль педагога, воспитателей и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку понять существующие отношения. Насилие родителей только навредит.

Вентцель надеялся, что в советской школе будет развиваться детское самоуправление, свободное от политизации. В новой советской школе самоуправление и производительный труд детей должны быть центральным ядром, вокруг которых "организовывались бы занятия детей наукой и искусством и изучение ими производительного труда в целом. На этой основе строилась бы их здоровая общественная жизнь и всестороннее гармоническое развитие личности"4.

Отвергая существующую школу, построенную на механическом приобретении знаний, он предлагал создать такую, в которой можно было бы готовить ребенка к жизни, воспитывать у него стремление к знаниям, где преобладал бы процесс самообразования и самовоспитания.

Гуманное отношение к людям как часть социального воспитания предполагает воспитание культуры общения. Это значит научить ребенка слушать, слушать внимательно, сопереживать собеседнику. А главное - говорить искренне и правдиво.

ШАЦКИЙ СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ (1878-1934), педагог. Россия, СССР.
ШАЦКИЙ - один из первых российских ученых, обратившийся к социальной педагогике детского сообщества (коллектива). Педагогическую деятельность начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочей окраины Москвы. Совместно с коллегами и с помощью рабочих, впервые в России создает детский клуб и летнюю детскую колонию в Щелково. Затем клуб развернулся в сегмент (комплекс), который состоял из мастерских, детского сада, школы, небольшой обсерватории. Все детские учреждения существовали на частные пожертвования, однако за проведение в них «социализма для детей» были закрыты. Шацкий и оставшиеся с ним педагоги продолжали работу в обществе «Детский труд и отдых» и в 1911 г. организовали летнюю колонию для детей и подростков «Бодрая жизнь» в Калужской губернии (ныне г. Обнинск). Здесь вводится детский труд, наблюдение за природой, научные занятия, художественное творчество, игры, начало самоуправления. ШАЦКИЙ считал, что через создание системы подобных «Бодрых жизней» достижим идеал - «человек - рабочий - мозоли на руках и высшая культура».

После 1917 г. ШАЦКИЙ по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы, не оставляя идею детского сообщества. В 1919 им создается Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса с двумя отделениями: сельским (Калужская губерния) и городским (Москва). Первое располагалось в большом районе с 30 селениями, где в 20-е г. открывается 4 детских сада и 13 школ и одна школа 2 ступени, получившая название «Бодрая жизнь». В городском отделении действовал детский сад, средняя опытно-показательная школа, библиотека, постоянная педагогическая выставка. В структуру «Станции» входил педтехникум, готовивший учителей.
Позже ШАЦКИЙ участвовал в работе Главного ученого совета по созданию новых школьных программ, был членом Наркомпроса, а в 1932 г. руководил центральной экспериментально-педагогической лабораторией и одновременно Московской консерваторией, где впервые создал кафедру педагогики. Но все же основное свое творчество он вложил в «Первую опытную станцию», считая, что она всецело связана с «героическим периодом нашей педагогики». В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. - связь школы и воспитания с жизнью.

Сам ШАЦКИЙ понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии. На «Станции» осуществлялась интересная идея: воспитывая детей, одновременно воздействовать и на взрослое население. Детский коллектив и жители района находились в постоянном сотрудничестве. Для того, чтобы оно было успешным, изучали среду, быт каждой семьи, привлекали население к воспитанию детей, обобщали положительный опыт родительской педагогики. Но мало изучать быт, его нужно и оздоровлять, повышать культурный и, как требовалось, «политический» уровень населения. Велась пропаганда научных и педагогических знаний, в ней участвовали и учителя, и старшие школьники.
В работе с детьми ШАЦКИЙ предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Была организована многообразная полезная деятельность учащихся, предусматривающая и профориентацию. Все осуществлялось под лозунгом: «Жизнь должна быть деятельной». Воспитанники «Станции» даже оказывали экономическую помощь населению, участвовали, в электрификации и радиофикации сел, домов, ставили агрономические опыты, участвовали в субботниках. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества.

Высказав идею, что педагогика - это синтез науки и искусства, ШАЦКИЙ воплощал ее в действительность. Вся многосторонняя жизнь станции основывалась на самоуправлении, одной из задач которой стало воспитание организаторских способностей у школьников. «Первая опытная станция» ШАЦКОГО - детище творчества 20-х гг., была широко известна в стране и за рубежом, ее посещали многочисленные экскурсии, иностранные педагоги, оставлявшие восторженные отзывы. ШАЦКИЙ дал толчок развитию педагогики детского сообщества, продолженную далее Макаренко и др., многое сделал для подготовки учителей и становления советской школы в ее лучшем варианте.

Наши рекомендации