Этапы формирования коллектива

Этап   Характер этапа   Движущие СИЛЫ   Особен нот i воспнгатечьшп   Соотношение цршоп) (Ли) и   Налшше общолвен  
        развития (ДСЮ   paCx.mii в коллективе   коллективного (Kii) интереса   нога мнения (ОМ)  
\   Формальное объеддшение   ДСК=Р   Осуществляется управление   Лн»Ки   нет  
            группой          
2   Выявление   ДСК=Р+Л   К осуществлю   Лп>Кн   зачатки ОМ  
    лидеров       шш> отдельных видов работ          
            привлекайте          
            лидеры          
  Формирова­ние актива   ДСК=Р+Л+А   В осушестачежш всех видов работ помогает актив   Ли-Ки   основы МО    
  Полная   дск= =К+Л+Л+Р       Ли=Ки   есть    
    ванжхтъ                    
                       

В таблице: Р —руководитель; А —актив; Л—лидеры; К —коллектив.

Деление на этапы достаточно условно. Выделенные этапы не имеют чет­ких границ. При переходе с этапа на этап меняются цели воспитания, меня­ются подходы к выбору методов, форм и средств работы. В коллективе меняются отношения между членами и руководителем.

Развитие коллектива ведет к усложнению воспитательной работы, к по­вышению ответственности воспитателя-руководителя за жизнь и деятель­ность всех его членов, за судьбу коллектива. Развитие коллектива не за­канчивается четвертым этапом.

8.2. Пути развития коллектива (по А, Н, Лутошкину)

А. Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллекти­ву через «станции» (этапы). Для их обозначения он использовал такие образы-символы1 «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус*-, «Горящий факел».

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время .замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий вете­рок—отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер по­сильнее—разнесет песчинки в стороны, пока кто нибудь не сгребет их об ратно в кучу. Есть группы детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребя­та. И поэтому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетво­рения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина —материал, который срав­нительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понима­ют друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисципли­ны, ей (группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повес­ти за собой.

«Мерцающий маяк».В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность — курс выбран правильно. Важно толь­ко быть внимательным и не потерять световые всплески и.} виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность ко­манды всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус».Алый парус —символ устремленное!и вперед, дружес кой верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного!*. Товарищеские взаимоотношения н искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива со­четаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» —знающие и надежные организаторы, верные товари­щи. Здесь нет пассажиров, все —члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в дру­гих коллективах. Случается, что бури н ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в. борьбе выковывается характер.

«Горящий факела. Настоящий коллектив —тот, который не удовлетво­рен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горя­чий материал для «горящего факела» —дружба, взаимопонимание, ответ­ственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив

Роль личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности —один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод челове­ка, он приобретает особую важность. Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, ее социально­го опыта, но н от коллектива. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между коллекти­вом и личностью'

1. Личность подчиняется коллективу (коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни).

2. Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (лич­ность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения).

3. Личность подчиняет себе коллектив (яркая личность, ее индивиду­альный опыт могут оказаться привлекательными в глазах членов кол­лектива).

Отдельные люди (в нашем случае —дети) входят в состав коллектива и вносят в него свои качества, свои особенности.

1. Уровень развития коллектива определяется уровнем развития каж­дой личности в отдельности.

2. Климат в коллективе определяется характером взаимоотношений меж­ду отдельными членами коллектива.

3. Возможности коллектива определяются и реализуются благодаря воз можностям его членов.

4. Общественное мнение в коллективе формируется на основе взглядов каждой отдельной личности.


Этапы формирования коллектива - student2.ru


Наши рекомендации