Этапы формирования коллектива
Этап | Характер этапа | Движущие СИЛЫ | Особен нот i воспнгатечьшп | Соотношение цршоп) (Ли) и | Налшше общолвен | ||||||
развития (ДСЮ | paCx.mii в коллективе | коллективного (Kii) интереса | нога мнения (ОМ) | ||||||||
\ | Формальное объеддшение | ДСК=Р | Осуществляется управление | Лн»Ки | нет | ||||||
группой | |||||||||||
2 | Выявление | ДСК=Р+Л | К осуществлю | Лп>Кн | зачатки ОМ | ||||||
лидеров | шш> отдельных видов работ | ||||||||||
привлекайте | |||||||||||
лидеры | |||||||||||
Формирование актива | ДСК=Р+Л+А | В осушестачежш всех видов работ помогает актив | Ли-Ки | основы МО | |||||||
Полная | дск= =К+Л+Л+Р | Ли=Ки | есть | ||||||||
ванжхтъ | |||||||||||
В таблице: Р —руководитель; А —актив; Л—лидеры; К —коллектив.
Деление на этапы достаточно условно. Выделенные этапы не имеют четких границ. При переходе с этапа на этап меняются цели воспитания, меняются подходы к выбору методов, форм и средств работы. В коллективе меняются отношения между членами и руководителем.
Развитие коллектива ведет к усложнению воспитательной работы, к повышению ответственности воспитателя-руководителя за жизнь и деятельность всех его членов, за судьбу коллектива. Развитие коллектива не заканчивается четвертым этапом.
8.2. Пути развития коллектива (по А, Н, Лутошкину)
А. Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллективу через «станции» (этапы). Для их обозначения он использовал такие образы-символы1 «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус*-, «Горящий факел».
«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время .замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ветерок—отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее—разнесет песчинки в стороны, пока кто нибудь не сгребет их об ратно в кучу. Есть группы детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И поэтому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина —материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисциплины, ей (группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой.
«Мерцающий маяк».В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность — курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески и.} виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус».Алый парус —символ устремленное!и вперед, дружес кой верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного!*. Товарищеские взаимоотношения н искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» —знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все —члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Случается, что бури н ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в. борьбе выковывается характер.
«Горящий факела. Настоящий коллектив —тот, который не удовлетворен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горячий материал для «горящего факела» —дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив
Роль личности в коллективе
Вопрос об отношениях коллектива и личности —один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека, он приобретает особую важность. Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, ее социального опыта, но н от коллектива. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между коллективом и личностью'
1. Личность подчиняется коллективу (коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни).
2. Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения).
3. Личность подчиняет себе коллектив (яркая личность, ее индивидуальный опыт могут оказаться привлекательными в глазах членов коллектива).
Отдельные люди (в нашем случае —дети) входят в состав коллектива и вносят в него свои качества, свои особенности.
1. Уровень развития коллектива определяется уровнем развития каждой личности в отдельности.
2. Климат в коллективе определяется характером взаимоотношений между отдельными членами коллектива.
3. Возможности коллектива определяются и реализуются благодаря воз можностям его членов.
4. Общественное мнение в коллективе формируется на основе взглядов каждой отдельной личности.