Классификация типов коллективов

Существует различная классификация типов коллектива Некоторые классификации основываются на критерии длительности существования коллектива и включают длительно существующие коллективы (класс, группа, кружок, клуб), временные (отряд, экспедиционная ipynna), ситуативные или кратковременные (творческая группа, совет дела и др )

Процесс воспитания не может протекать нормально, если ребенок не яыяется чтеном хотя бы одного из таких «необязательных» коллективов

Классификация по степени сложности структуры коллектива выделяет первичный коллектив (класс, учебная группа, кружок, отряд и т п ) и вто ричнын (совокупность классов —школьный коллектив, совокупность учеб ных групп — коллектив ПТУ, коллектив Дворца творчества, дружина и т п )

Характер воспитательной работы в коллективе зависит от его типа и структуры

Признак кочлектнва   Тип коллектива  
Число членов   б()1ЫШШ средний малый  
Принадлежность к полу   мужской женскни  
Возраст   детским в арослый  
Характер ведущей деятельности   >чебнын класс, бригада кружок отряд  

Структура коллектива

Структура (строение) коллектива определяется в зависимости от его типа. В таблице приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содер­жание меняется в зависимости от типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Формальная (задается извне)   Неформальная (вкладывается стихшшо)  
1 — первичный коллектив 2 — органы самоуправления 3 — система социальных ролей 4 — система отношений   1 — микрогруппа 2 — система отношений  

Детский коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы само управления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность н жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации —кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения подростков определяют нормы п ценности всего коллектива. Псотому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты п др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узко-групповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания детского коллектива

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

— разнообразная деятельность,

— специальная методика, направленная на создание и воспитание

сплоченного коллектива. Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требования к детям;

— воспитание детского актива;

— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентацион-ной, коммуникативной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;

— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми

5. Предъявление требований к детям как фактор создания и воспитания коллектива

Организация и сплочениевоспитательного коллектива во многом зави­сят от первоначальныхвкладов в его организацию, от организационного периода.

Методика предъявления единых педагогических требований

Первое. Начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого оп­ределения норм и правил поведения. Необходимо без излишней назида­тельности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на уроках, на переменах, на занятиях в студиях, на кружках, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, к взрослым людям, к малышам, к людям различных профессий, национальностей. Такой раз­говор с детьми оказывает сильное воспитательное воздействие и влияе! на их поведение. Психологической основой воспитательного влияния перво­го разговора о требованиях к поведению детей является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и не­обходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к детям необходимо при­бегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в детском учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важней­шим компонентом этой методики является «организация упражнений в пра­вильном поступке» (А. С. Макаренко). Словесные требования не дают дол­жного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, в учебной работе, а упражнять, учить практически всему!

Третье. Существенное .значение имеет соблюдение меры в предъяв­лении требований к детям. Нельзя предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для детей.

Четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учи тывать настроение в коллективе и общественное мнение детей. Только со­здавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разно­образной коллективной деятельности.

Итак, педагогическое требование — это предъявление ре­бенку культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасно­му, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой дей­ствий. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать вни­мание ребенка на детали его выполнения.

При предъявлении требования педагогу необходимо выполнение ряда условий, а именно1

— этичность формы предъявляемого требования;

— установление личностного контакта с ребенком;

— тон произносимого требования;

— целесообразность и разумность требования

Тем педагогам, которых все еще пугает слово «требование», предлагает ся спросить у детей, любят ли они строгих преподавателей? В ответ можно услышать, что строгих уважают, а вот к нестрогим дети сами предъявляют требования.

Наши рекомендации