Сенсорное воспитание дошкольников: понятие, теоретические
И методические подходы.
Сенсорное воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Это важное направление педагогической работы, служащее основой познания мира. А. П. Усова писала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей составляют чувственно-воспринимаемые впечатления. Успешность всех других сторон воспитания (нравственного, эстетического т. д.), а также готовность к обучению в школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Анализ теории и практики сенсорного воспитания в России позволил выделить различные направления исследований. На этапе теоретического обоснования в работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Радиной, Е. И. Техеевой и др. раскрываются задачи, содержание сенсорного воспитания. Главное внимание уделяется освоению свойств и качеств предметов и явлений, что необходимо ребенку для дальнейшего изучения окружающего мира и овладения различными видами деятельности; обосновывается игра как форма и средство сенсорного воспитания. А. В. Запорожец вводит понятие сенсорные эталоны – общепринятые мерки, образцы внешних свойств предметов.
Н.П. Сакулина раскрывает методику формирования у детей обобщенных способов обследования предметов, которые могут быть использованы в процессе познания многих качеств и свойств: 1) восприятие целостного облика предмета; 2) вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств; 3) определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа т. д.); 4) вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; 5) повторное целостное восприятие предмета. Л. А. Венгер вводит понятие аналитическое восприятие, что включает в себя развитие умения разбираться в сочетаниях цветов, выделять отдельные измерения величины, расчленять форму предметов и т. д.
В 60-е – 70-е годы складывается система сенсорного воспитания: процессы ощущений и восприятий рассматриваются в тесной связи и во взаимозависимости с познавательной, эмоциональной сферами, практической деятельностью (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.). Подчеркивается важность согласования содержания сенсорного воспитания с содержанием детской деятельности. Ставится задача формирования обобщенных и систематизированных знаний о качествах предметов.
В 70-е – 80-е годы сенсорное воспитание рассматривается, главным образом, в связи с формированием сенсорных способностей. Л. А. Венгер подчеркивает важную роль перцептивных действий, которые лежат в основе сенсорных способностей. Широкую известность получило пособие Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгиной и Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М., 1988, где представлен комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие действий сравнения, наложения, приложения, обобщения, систематизации посредством использования сенсорных эталонов. В ряде работ идеи сенсорного воспитания связываются с развитием качеств личности: наблюдательность, самостоятельность, инициативность и др. (Н. А. Ветлугина, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.)
Богатый опыт сенсорного воспитания, развития детей представлен в зарубежной педагогике. Это системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.
Основные понятия: сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, сенсорные способности.
Нравственное воспитание дошкольников: понятие, характеристика,
Современные подходы.
Нравственное воспитание – процесс формирования у детей нравственных представлений, развитие чувств, ценностного нравственно- этического отношения к миру, формирование нравственных качеств (доброжелательность, отзывчивость, др.).
Задачи нравственного воспитания:
1. Развитие нравственного сознания детей (нравственных представлений, знаний, понятий).
2. Развитие нравственных чувств, отношения к тем или иным поступкам, явлениям, ситуациям.
3. Формирование нравственного поведения (навыков, привычек поведения).
Нравственная воспитанность – уровень развития нравственного сознания, чувств и поведения. По данным Р. С. Буре, Л. В. Крайновой и др. уровень нравственной воспитанности можно выявить в «ситуациях выбора», где есть борьба мотивов. Критериями нравственной воспитанности являются: 1)самостоятельный выбор способа поведения в конкретной ситуации; 2)мотив, которым руководствуется ребенок;
Принципы нравственного воспитания:
1)воспитание в деятельности (упражнение в поступках т. д.)
2)единство нравственного сознания и поведения;
3)соответствие содержания, методов, форм нравственного воспитания возрастным особенностям детей;
4)индивидуальный подход к детям.
К средствам нравственного воспитания относятся знания о социальной действительности и морали общества, разные виды деятельности.
Теоретические основы нравственного воспитания:
Т. А. Маркова и В. Г. Нечаева разработали содержание нравственного воспитания, методы (этическая беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, т. д.)
Р. С. Буре раскрыла подходы к формированию нравственно – волевых качеств на занятиях, показав, что «не деятельность сама по себе, а ее организация в целесообразных педагогических условиях и при использовании педагогом методов, направленных на осознание значимости этой деятельности, приводит к формированию нравственно- волевых качеств». Под руководством Р. Ф. Буре разработана программа «Дружные ребята», содержание которой направлено на развитие у детей гуманных отношений.
Л. В. Крайнова обосновала методику развития нравственной активности, которая строится на следующей последовательности этапов: 1) выделение ребенком этических ситуаций и осознание своего места в их разрешении; 2) ознакомление его со способами активного поведения; 3) использование этих способов поведения в совместной деятельности.
Е. Э. Шишлова показала необходимость формирования гуманных отношений в аспекте индивидуального подхода к детям. Ею были выделены составляющие гуманных отношений: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость. Важное значение Е. Э. Шишлова отводила созданию проблемных ситуаций, что требует от ребенка нравственного выбора, самостоятельного поиска и принятия решения.
Современные подходы к нравственному воспитанию:
- развитие у детей умения строить отношения с окружающим миром на основе согласия собственных стремлений с объективными закономерностями, ценностными установками тех социальных и природных систем, которые взаимодействуют с ними;
- целенаправленная работа по развитию умения противостоять отрицательным примерам, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, включая средства массовой информации (радио, телевидение);
- больше внимания уделять развитию нравственных чувств у детей, ценностного отношения к окружающему;
- формирование потребности проявлять положительные индивидуальные качества, желание быть понятым и принятым окружающими.
Основные понятия: нравственное воспитание, нравственная воспитанность, принципы, средства нравственного воспитания.
. Половое воспитание детей: понятие, теоретические и
Методические подходы.
Половое воспитание – система медицинских и педагогических мер, направленных на формирование полоролевой социализации детей: мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Полоролевая социализация – это процесс вхождения и принятия человеком системы культурных норм поведения и взаимоотношений между полами.
Половое воспитание возникло давно. Так, в первобытнообщинном строе девочки вместе с матерями собирали коренья, готовили еду, мальчики с отцами ходили на охоту т. д. Яркие примеры полового воспитания можно выделить в рабовладельческом обществе, средневековье, в дворянский период и др. В отечественной педагогике половое воспитание – это, прежде всего, процесс нравственного становления личности. Целью полового воспитания является формирование целостной личности мальчика как будущего мужчины и девочки как будущей женщины.
Задачи полового воспитания дошкольников:
1. формирование представлений, знаний о физиологических, психологических и социальных особенностях полов и их отношении в обществе;
2. развитие эмоциональной сферы ребенка, направленной на переживание и мотивацию своего поведения как представителя определенного пола.
3. развитие качеств мужественности и женственности у детей соответствующего пола.
В содержание полового воспитания входят знания об анатомии своего и противоположного пола, элементарных правилах гигиены, о социальной половой роли мальчика и девочки, развитие нравственно - волевых качеств (доброжелательность, вежливость, уверенность и др.)
Принципы полового воспитания: 1)реалистичности или естественно - научный принцип; 2) перспективности (направленности на будущее); 3) адресности (конкретное обращение к детям с учетом особенностей их психического и физического развития); 4) непрерывности (охват различных возрастных групп, преемственность в овладении знаниями, способами поведения, т. д.); 5) тесная связь со всеми сторонами развития личности (познавательной, эмоционально–волевой, потребностной и т. д.); 6) единство в подходе к детям со стороны детского сада и семьи.
Средствами полового воспитания являются все виды деятельности (игровая, трудовая, обучение на занятиях, художественно-речевая, двигательная т. д.). Методы: словесные, наглядные, практические и игровые.
В. Е. Каган выделяет 3 основных периода в динамике формирования половых ролей у дошкольников: 1. период половых различий (с 1 г. до 1,5 – 2 лет). Ребенок различает людей по полу, по внешним признакам, пока на неосознаваемом уровне; 2. пола (с 3 лет), ребенок называет свой пол, отделяет себя от других. В этот период наблюдается первая половая идентичность; 3. полоролевой идентификации (начальные этапы в 3-4 года, развитые формы в 5-6 лет). В 5-6 лет – система половой идентичности на познавательном и эмоционально–волевом уровнях. Ребенок начинает воспринимать внутренний мир другого человека, смысл поведения отца и матери. У ребенка прослеживается единство переживаний и полоролевого поведения. Первый опыт полоролевой социализации ребенок приобретает в семье.
В ДОУ работа по половому воспитанию строится с учетом отмеченных задач, принципов. Важное значение имеет дифференцированный подход к детям в плане поручений, заданий на занятиях, т. д.; проведение праздников 8 Марта, 23 февраля, т. д., введение традиций.
В каждодневной работе с детьми необходимо развивать социально значимую мотивацию поведения (помочь девочкам т. д.), стимулировать эмоциональные проявления в общении, акцентировать внимание на ценностные отношения между родителями, «старшим» и «молодым» поколением в семье и т. д. Современные проблемы полового воспитания связаны с отсутствием концепций полового воспитания, методических пособий.
Основные понятия: половое воспитание, полоролевая социализация; задачи, принципы полового воспитания.