Эмоции, чувства, настроения, аффекты, стрессы
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства -положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.
Эмоция - это общая активная форма переживанияорганизмом своей жизнедеятельности.
Чувства - это специфически человеческие,обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции -радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п. Чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периодавремени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение идеятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватитьчеловека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Аффект – быстро возникающее ибурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации,связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя нанервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.
Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в формеотрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.
Страсть – глубокое,интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человекацеликом и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки.Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы,явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.
Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делаютчеловека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства,проявить сострадательность и отзывчивост
№34.Возрастная периодизация развития личности.
Возрастная периодизация развития личности — развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы.
А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.
Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована модель развития личности в конкретно-исторических условиях воспитания.
При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности:
· ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3);
· детсадовское детство (3—7);
· младший школьный возраст (7—11);
· средний школьный возраст (11— 15);
· старший школьный возраст (15—18).