Методы психологического тестирования

Тестирование проводилось с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна, состоящий из 19 утверждений, на которые испытуемый должен был ответить «да» или «нет». Методика измеряет стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей (так называемой референтной группы). Направлена на диагностику качества взаимоотношений с другими людьми.

Область применения данной методики – определение качества взаимоотношений с другими людьми. Может применяться как вспомогательная для диагностики межличностных отношений, определения социально-психологи-ческого климата в коллективе или семье.

Результаты собственных исследований

В итоге проведения исследования было выяснено, что уровень мотивации одобрения – стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей, существенно влияет на качество взаимоотношений между людьми в школьной среде.

Выяснилось, что приём одобрения является стимулом при взаимодействии между людьми, так как стремление заслужить одобрение, похвалу является одним из сильнейших мотивов деятельности.

Изучение мотивации одобрения в школьной среде проходило посредством тестирования, которое позволило определить уровень изучаемого явления у группы испытуемых.

3.4. Анализ полученных результатов

Анализируя полученные результаты теста, можно сделать вывод, что основная часть испытуемых это люди со среднем уровнем мотивации одобрения.

В результате проведённых исследований выяснилось, что высокий уровень мотивации одобрения обнаружен у четырёх человек, что говорит об их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социально желательным формам поведения.

Низкий уровень мотивации одобрения, выявленный у семи испытуемых, говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих.

Средний же уровень мотивации одобрения, обнаруженный у четырнадцати испытуемых, что составляет большую часть группы, свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.

Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:

- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;

- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;

- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и стремление к учебной деятельности.

Проведённое исследование позволило выявить уровень мотивации одобрения у старшеклассников.

В заключении можно сделать следующие выводы по результатам исследования:

1. В ходе работы было выяснено, что есть связь между уровнем мотивации одобрения и образовательным процессом. Что не противоречит гипотезе.

2. В результате проведённых исследований было выявлено, что большее количество испытуемых составили люди со среднем уровнем мотивации одобрения.

Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации могут помочь преподавателю усовершенствовать образовательный процесс.

Наши рекомендации