Вопрос №14 особенности социального воспитания в странах Западной Европы и США на рубеже XIX-XX века.
Рудольф Штейнер «Вальдорфская педагогика» - Основная задача воспитания - целостное развитие человека.
Основные принципы:
- построение воспитательной деятельности на основе ритмов жизни человека: дыхания, пульса (педагогам следует понять основной семилетний цикл ритмов и работать в соответствии с ним);
- авторитет воспитателя, учителя; свобода и, как следствие, отсутствие страха у детей в воспитании;
- постоянная забота о развитии личности, и, равное внимание к ее мыслительной, эмоциональной, нравственно волевой сторонам;
постоянное общение с природой, сотрудничество учителей, родителей, учащихся.
Р. Штейнер также считал возможным применить свою педагогику к воспитанию детей, имеющих нарушения здоровья. Они проходили курс оздоровительного лечения и социального воспитания в специализированных лечебно-педагогических учреждениях, которые работали по его методике. Свои социально-педагогические идеи Р. Штейнер реализовывал в первой свободной школе (1919) в г. Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», ставшей известной в мире как вальдорфская школа. Она положила начало открытию подобных школ во многих странах мира.
Георг Кершенштейнер подготовка ребенка к служению общим интересам будет гораздо успешней именно в «трудовой школе», которая, обладая гибкой социальной направленностью, развивает социальные инстинкты ребенка и позволяет осуществлять его эффективную профессионально-трудовую подготовку.
Автор теории гражданского воспитания, изложенной им в книге «Понятия гражданского воспитания» (1910).
По Кершенштейнеру, цель воспитания состоит в подготовке полезных обществу граждан. Именно этим объясняется выдвижение им требования государственного образования для всех подростков от 13-ти до 18-ти лет, причем образования всестороннего, в интересах общества и общественной культуры. Такое образование и воспитание он связывал с занятием определенной профессией, в овладении которой существенную роль отводил школе как важнейшему социальному институту.
Джон Дьюи. Социально-педагогические идеи: связь школы с жизнью, соответствие школьного образования интересами потребностям ребенка, индивидуализация обучения, повышение эффективности учебного процесса, трудовое обучение.
Главная цель воспитания - содействовать самореализации личности, осуществлению ее желаний и интересов.
Функция воспитания - «реконструкция и реорганизация опыта ребенка», чтобы уменьшить или вообще устранить ошибки и стихийные привычки.
Особенности социального воспитания в новых условиях (рубеж XIX–XX вв.) изложены Дьюи в работе «Школа и общество», где он утверждал, что, поскольку воспитание детерминировано экономическим и социальным развитием общества, люди должны учиться жить в новых условиях. Большую роль в этом он отводил новой общественной школе, которая из «школы слушания» должна превратиться в «прагматическую школу». Именно в этой воспитывающей и обучающей среде дети гораздо успешнее смогут развивать личную активность, инициативу, чувство социального сотрудничества.
Вильгельм Август Лай. Идея: опереться в воспитательном процессе и обучении на природное стремление ребенка к постоянной и разносторонней деятельности.
Он говорит о том, что школа действия представляет собой разностороннюю деятельность, куда входит и производственный труд, она должна стать для детей общиной, в которой моделируется природная и социальная среда. Именно такая школа заставляет ученика соотносить свои действия с законами природы и требованиями окружающего его социума. Поэтому одну из первоочередных задач воспитания он видел в создании благоприятной для развития личности биологической и социальной среды.
Мария Монтессори. Идея: по своей природе ребенок активное существо и, утверждает она, способен без воздействия извне к самостоятельному развитию в том числе и обучению. Задача воспитателя лишь в том, чтобы обеспечить ребенка «пищей», необходимой для его саморазвития, создавать для этого соответствующую среду.
Основные принципы:
прежде всего - это интерес ребенка, который приводит к его сосредоточению на учебе;
сотрудничество разновозрастных детей и сотрудничество их с педагогами.
Эллен Кей призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка.
Школа, в свою очередь, также должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований.
Пауль Наторп. В 1905 г. была издана «Всеобщая педагогика в тезисах…», а в 1909 г. – труд «О философии как науке, фундаментальной для педагогики». П. Наторп подводит к выводу о том, что социальное воспитание является основной функцией, через которую человек осмысливает общественную деятельность. Воспитание и образование в социальной педагогике П. Наторпа превращались в выработку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Именно с этой целью П. Наторп предлагал создать единую для всех слоев населения школу, которая могла бы привести к устранению классовых противоречий и снятию острых социальных проблем.
Роберт Баден-Пауэлл Основные идеи изложены в книге «Скаутинг для мальчиков» (1908). Идеология скаутизма строилась на общечеловеческих ценностях. Ее главные идеи отражены в нескольких принципах: долг перед Богом; долг пред другими; долг перед собой. По сути, они являются своеобразной базой социализации и социального развития подростков.
Особенность скаутизма состоит и в том, что в нем участвуют взрослые – скаутмастера (верхняя граница возраста отсутствует), родители. Это способствует преодолению традиционного конфликта между поколениями. Скаутизм не заменяет воспитания в семье, школе, церкви, а лишь дополняет образовательные и воспитательные социальные институты.
Эмиль Дюркгейм. Процесс воспитания - это прежде всего приобщение каждого члена общества к "коллективным представлениям" своего времени. Убежденный в общественном характере педагогического процесса ("Воспитание - методическая социализация"), писал, что деятельность школы состоит "прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда". Подчеркивалось, что индивид отнюдь не полностью зависит от императивов "коллективных представлений", обладая собственными, природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение "индивидуальной социализации".