Перечень вопросов по всему курсу
1. С чего вы начинаете работу по дыханию? Какие основные этапы этого раздела должен освоить студент?
2. Какие упражнения по дыханию вы считаете наиболее эффективными для выработки сценического дыхания? И почему?
3. С чего вы начинаете работу над установкой «опоры» звука?
4. Каково значение резонаторов при работе над постановкой
голоса?
Стр.101
5. Какие ошибки бывают у студентов при произнесении губных звуков П, Б, В, Ф? Какие пути их устранения вы знаете?
6. Нужно ли учитывать индивидуальность строения речевого аппарата при установке согласных звуков?
7. Какая разница в работе над твердыми и мягкими согласными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ?
8. Как вы связываете разработку частей речевого аппарата с установкой звуков русского языка?
9. Как вы работаете над исправлением говора у студентов?
10.Какое значение имеет комплексность подхода при практическом освоении предмета «Сценическая речь»?
11.Как бороться с «перебором» дыхания?
12.Какие вы знаете голосовые атаки? В какой последовательности целесообразно их освоение?
13.Используете ли вы словесное действие при работе над
«посылом» звука?
14. Какие упражнения могут продемонстрировать студенту разницу в понятиях «сила» и «громкость» звука?
15.Проследите взаимосвязь работы трёх голосовых регистров с установкой «опоры» звука и включением резонаторов.
16.Какие этапы постановки звуков вы различаете? Какой материал может быть использован для закрепления полученных навыков?
17.Какие ошибки встречаются у студентов при произнесении шипящих звуков? Какие вы знаете пути их устранения?
18.Как можно соединять работу по освоению разделов «Дикция» и «Орфоэпия»?
19.Какое значение в речи имеют понятия «темп» и «ритм»?
20.Обоснован ли для вас следующий путь установки звука: слово – пословица - скороговорка - многоговорка? Ваши методические
21.рекомендации.
21.Проследите взаимосвязь раздела «Характерность речи» с нормами литературного произношения, с действенностью слова, с темпо-ритмом, фонетикой и мелодикой речи.
22.Значение и смысл раздела «Логика речи».
Стр. 102
23.Что может повлиять на изменения логической структуры текста?
24.Как помочь студенту составить индивидуальную разминку, подготавливающую речевой аппарат к активному звучанию?
25.Соотношение теории и практики в работе над стихотворным текстом.
26.Что влияет на выбор экзаменационного материала?
В течение первого полугодия совместно с научным руководителем должны быть разработаны индивидуальные планы обучения магистрантов и выбраны темы магистерских диссертаций. Для написания диссертации важно изучение узкоспециальной профессиональной литературы по предмету «Сценическая речь» и другой необходимой для обучения литературы.
Примерные темы для защиты магистерских диссертаций по кафедре сценическая речь
1. Особенности преподавания сценической речи в Вахтанговской школе.
2. Характерность речи как выразительное средство для создания сценического образа.
3. Основные этапы освоения сценического дыхания.
4. Роль ритма в методике преподавания предмета «Сценическая речь».
5. Функциональное использование логики сценической речи в курсе преподавания предмета «Сценическая речь».
6. Теория и практика стихосложения как подготовительный этап работы над стихотворной драматургией.
7. Сохранение мелодики русского языка в современных условиях.
8. Художественное чтение как результат взаимодействия предметов «Мастерство актёра» и «Сценическая речь» в Театральном институте имени Б. Щукина.
Стр. 103
9. Особенности методики преподавания сценической речи на национальных курсах в Театральном институте имени Бориса
Щукина.
10. Индивидуальное звучание актёра в дипломном спектакле как результат поэтапного освоения предмета «Сценическая речь».
Распределение часов курса по темам и видам работ
Число часов в семестре на 1 и 2 году обучения в расчете на одного магистра
(1-й семестр -17 недель, 2-й семестр - 17 недель)
Групповые занятия:
2 часа в неделю X 17 недель = 34 X 4 семестра =136 часов Индивидуальные занятия
проводятся в соответствии с индивидуальным учебным планом магистра.
Формы итогового контроля
1 семестр - зачет по предмету «Методика преподавания сценической речи»;
2 семестр - теоретический экзамен;
3 семестр - зачет по предмету «Методика преподавания сценической речи»;
4 семестр - открытый урок; защита магистерской диссертации.
Стр. 104
Рекомендуемая литература
Техника речи
Аванесов Р. Русское литературное произношение. - М., 1972. Алферова Л., Васильева Л. Нормативное сценическое произношение в условиях диалектного окружения. - СПб., 2005.
Бруссер А. Учебно-методическое пособие по технике речи для , ассистентов-стажеров (первый и второй семестры). - М., 2002.
БруссерА. Основы дикции (практикум). - М., 2003.
Бруссер А., Оссовская М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). - М., 2005.
Васильев Ю. Ритмы сценической речи. - СПб., 2003.
Васильев Ю. Голосоречевой тренинг. - СПб.,1996.
Васильев Ю. Сценическая речь. Вариации для тренинга. - СПб., 2005.
Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М., 1964.
Винокур Г. Русское сценическое произношение. - М., 1997.
Волконский С. Выразительное слово. - СПб., 1913.
Всеволодский-Гернгросс В. Теория интонации. - СПб., 1922.
Галендеев В. Работа режиссера над речью в спектакле. - Л., 1976.
Галендеев В. Учение Станиславского о сценическом слове. - Л., 1990.
Гаспаров М. Очерк истории русского стиха. - М., 2002.
Жинкин Н. Речь как проводник информации. - М., 1982.
Жинкин Н. Механизмы речи. - М., 1958.
Запорожец Т. Логика сценической речи. - М., 1974.
Иртлач С. Интонационно мелодическая природа сценической речи. - Л., 1990.
Калинина Н. Логично мыслить - логично говорить: Правила русской речи. М., 2003.
Стр. 105
Козлянинова И., Чарелли Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург,
1992.
Коровяковъ Д. Искусство выразительного чтения. - СПб., 1900.
Куницин А. О сценической речи. - Л., 1971.
Куницин А. Первая встреча со словом // Сценическая педагогика: Сб. трудов. Вып. 2. - Л.,1976.
Куракина К. Основы техники речи в трудах Станиславского. - М.,
1959.
Ласкавая Е. Сценическая речь. - М., 2006.
Латышева Н. О механизмах актерского воображения // Теория и практика сценической речи: Сб, науч. трудов. - Л.,1985. Легуве Э. Чтение как искусство. - СПб., 1896. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. - М., 1967. Линклейтер К. Освобождение голоса. - М., 1993. Моисеев Ч. Дыхание и голос драматического артиста. - М., 2005. Никольская О. Техника речи. - М., 1978. Озоровский Ю. Музыка Живого слова. - СПб., 1914. Оссовская М. Орфоэпия: Теория и практика. - М., 1998. Оссовская М. Русские диалекты (наречия и говоры): Учебно-методическое пособие по устранению произносительных диалектных ошибок. - М., 2000.
Оссовская М. Московский говор. - М., 2003.
Оссовская М. Практическая орфоэпия. - М., 2004.
Петрова А. Сценическая речь. - М., 1981.
Проблемы сценической речи. Сб. - М., 1968.
Промптова И. Диалектное и акцентное произношение, как
выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972.
Саричева Е, Сценическая речь. - М., 1955.
Саричева Е. Работа над словом. - М., 1956.
Саричева Е. Сценическое слово. - М., 1963.
Савкова 3. Как сделать голос сценическим. - М., 1968.
Савкова 3. Энергия живого слова. - СПб., 1991.
Савкова 3. Искусство оратора. - СПб., 2003.
Сладкопевцев В. Искусство декламации. - СПб.,1910.
Сценическая речь. - М., 1995.
Ушаков Д. Русский язык (1928). - М., 1995.
Ушакова В. Орфоэпия. - М.,1969.
Стр. 106
Чарелли Э. Как работать над дикцией и голосом актеру. - Иркутск, 1969.
Чарелли Э. Учитесь говорить. - Екатеринбург, 1991. Черемисина Н. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. -М., 1989.
Черная Е. Курс тренинга фонационного дыхания и фонации на основе упражнений Востока: Учебное пособие. - СПб., 1997.
Стихосложение
Аксенов В. Искусство художественного слова. - М., 1962.
Артоболевский Г. Художественное чтение. - М., 1978.
Баевский В. История русской поэзии. - Смоленск, 1994.
Журавлев Д. Беседы об искусстве чтеца. - М., 1977.
Закушняк А. Вечера рассказов. - М.,-Л., 1940.
Коган Ф. Техника исполнения стиха. - М., 1935.
Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.
Лотман Ю. Анализ поэтического текста. - М., 1978.
Смоленский Я. В союзе звуков чувств и дум. - М., 1976.
Смоленский Я. Читатель. Чтец. Актер. - М., 1983.
Смоленский Я. Гармония и алгебра стиха. - М., 1996.
Тимофеев Л. Слово в стихе. - М., 1987.
Томашевский Б. Теория литературы. - М., 2003.
Фрид О. О некоторых особенностях преподавания стихотворной речи // О воспитании актера. - М., 1981.
Шварц А. В лаборатории чтеца. - М., 1968.
Шервинский С. Художественное чтение. - М., 1935.
Эфрос Н. Записки чтеца. - М., 1980.
Яхонтов В. Театр одного актера. - М., 1958.
Программы
Сценическая речь: Учебная программа для студентов театральных вузвв /Сост. И. Промптова, А.Кузнецова, В. Галендеев, А. Егорова, Т.Васильева. - М., 2002.
Стр. 107
Учебная программа по сценической речи для студентов актерского факультета / Сост. Бруссер А., Оссовская М. - М., 2004.
Учебная программа по сценической речи для магистров / Сост. Бруссер А., Оссовская М. - М., 2006.
Программа курса «Культура звучащей речи» / Сост. А. Литневский
- М., 2002.
Мастерство актера: Учебная программа для студентов актерского
факультета / Сост. А.Буров, П.Любимцев. - М., 2005.
Мастерство
Гротовский Ежи. От бедного театра к искусству- проводнику. - М.,
2003.
Ершов П. Технология актерского искусства. - М., 1992.
Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. - М., 1970.
Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. - М. Любое
издание.
Немирович-Данченко В. О творчестве актера - М. Любое издание. Немирович-Данченко В. Театральное наследие. - М. Любое
издание.
Паламишев А. Мастерство режиссера: от анализа к воплощению. -
М., 1992.
Станиславский К. Работа актера над собой: Собрание сочинений,
том 3. - М. Любое издание.
Станиславский К. Статьи. Речи. Письма. - М. Любое издание.
Театр Гротовского: Сборник, - М., 1992.
Топорков В. О технике актера. - М., 1954.
Чехов М. Путь актера. - М., 2003.
Чехов М. Литературное наследие, т. 2. - М., 1995.
Шихматов Л., Львова В. Сценические этюды: Часть 1,2.- М., 1971.
Эфрос А. Репетиция - любовь моя: В 4 т. - М., 1993.
Стр. 108
Педагогика и психология
Бахтин М. Человек в мире слова. - М., 1995.
Безюлева Г., Иванова Н., Никитин М., Шеламова Г.
Профессиональная компетентность: аспекты формирования. - М., 2005. Бехтерев В. Работа головного мозга. - Л., 1926. Вахтеров В. Избр. пед. соч. - М.,1987. Выготский Л. Мышление и речь. - М., 2001.
Демков М. Русская педагогика в главнейших ее представителях. -М., 1898.
Зарецкая И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. -М., 2002.
Исаев И. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.
Кан-Калик В., Никандров Н. Педагогическое творчество. - М., 1990.
Корчак Януш Педагогическое наследие. Сост. К.Чулкова - М., 1991.
Леонтьев А. Психология речевого общения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук.-М., 1974.
Лобачевский Н. Научно-педагогическое наследие. - М.,1976. Ломоносов М. Поли. собр. соч. - М.-Л.,1957.
Макаренко А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977.
Мудрик А. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986. Сухомлинский В. Рождение гражданина. - М., 1971. Толстой Л. Педагогические статьи. - М., 1903.
Ушинский К. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. -М., 1950.
Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В. Сластенина. - М., 1993.
Юркевич П. Курс общей педагогики. - М., 1869.
Словари
Агеенко Ф., Зарва М. Словарь ударений русского языка / под редакцией М. Штудинера - М., 2000.
Стр. 109
Введенская Л. Словарь ударений русского языка. - М., Ростов-на-Дону, 2004.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -
М., 1995.
Зарва М. Русское словесное ударение. - М., 2001. Иванова Т., Черкасова Т. Русская речь в эфире. - М., 2004. Иванова Т. Новый орфоэпический словарь русского языка. - М.,
2005.
Каленчук М., Касаткина Р. Словарь трудностей русского
произношения. - М., 1997.
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. - М.,
1999.
Орфоэпический словарь русского языка под редакцией
Р.Аванесова. - М., 1997.
Толковый словарь русского языка конца 20-ого века: Языковые
изменения. - СПб., 2000.
Логопедия
Гегелия Н. Исправление недостатков произношения у школьников
и взрослых. - М., 1999.
Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / Сост. Т. Филичева, Н. Чевелева, Г. Чиркина. - М., 1989.
Хватцев М. Логопедия. - М., 1951.
Фониатрия. Вокал
Василенко Ю. Голос. - М., 2002.
Дмитриев Л. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. - М.,
2001.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М., 2004.
Ермолаев В., Лебедева Н., Морозов В. Руководство по фониатрии. -
М., 1970.
Максимов И. Фониатрия. - М.,1987.
Морозов В. Искусство резонаторного пения. - М., 2002.
Стр. 110
Юссон Р. Певческий голос. - М., 1974.
Дополнительная литература
Германова М. Книга для чтецов. - М., 1964.
Груздева 3., Куцкая С. Руководство по технике речи. - М., 1966.
Дьякова Е. Логопедический массаж. - М., 2005.
Ершова А. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М., 2000.
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефект, фак. пед. вузов: под ред. Л. Волковой в 5 кн.. - М., 2003.
Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. -СПб., 1999.
Орлова О. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений у лиц речевых профессий. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1998.
Савостьянов А. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М., 2001.
Театр, где играют дети: Учебное пособие / под ред. А. Никитиной. -М., 2001.
Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1962.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М., 1999.
Стр. 111
Анна Марковна БРУССЕР
Сценическая речь. Методические рекомендации
и практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов
Дизайн обложки
П. Перепелиной
Подписано в печать 25.08.08 г. Формат 60x88/16 Печать офсетная. Печ. л. 7,0. Тираж 1800 экз. Заказ № 6769
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ордена
Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени
«Первая Образцовая типография»
115054, Москва, Валовая, 28