Преподавания сценической речи»
Составители
учебных программ по курсу «Сценическая речь» для магистров и студентов актерского факультета
кандидат педагогических наук доцент кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина
А. М. Бруссер
кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина
М. П. Оссовская
Практические задания. Раздел «Дикция»
А.М. Бруссер, М.Н. Радциг
© А.М.Бруссер, автор, 2008 г.
А. М. Бруссер
Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -112 с
Содержание
Введение
5…..Педагогическая компетентность
Формирование педагогической индивидуальности [7]
Организация учебного процесса[11]
Создание рабочей атмосферы[14]
Междисциплинарные связи[16]
Внутрипредметные связи[23]
Индивидуальность педагогического подхода[27]
Урок. Прогон (репетиция). Показ (зачёт) [29]
38…..Методические рекомендации по основным разделам техники
Речи
(первый год обучения) Дикция[38]
Дыхание и постановка голоса[49]
Орфоэпия[61]
Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми
средствами выразительности[68]
76……Примерная программа зачётов по сценической речи
77…..Контрольные вопросы по разделам предмета «Методика
Преподавания сценической речи»
78……Практические задания. Раздел «Дикция»
Сценическая речь. Учебная программа для
студентов актерского факультета
95….Сценическая речь. Учебная программа для магистров
Рождение педагогической индивидуальности — трудно прогнозировать. Актёры далеко не всегда занимаются театральной педагогикой - нехватка времени, нежелание заниматься чужой судьбой или другая неведомая причина останавливают их. Однако находятся и такие, которые ищут в педагогике призвание и на многие годы связывают с ней свою жизнь. Путь в педагогику у каждого свой. И все же не каждый, кто пришёл в театральную школу преподавать, сразу может похвастаться своим педагогическим почерком и мастерством.
Известно, что любая профессиональная деятельность требует определённой предрасположенности. Для педагогической деятельности необходимы такие качества как воля, терпение, такт, ответственность, художественный вкус, чувство меры ... Желание помочь студенту во чтобы то ни стало - вот реальный путь к рождению педагогической индивидуальности. К этому прибавляются знания, опыт, интеллект и другие составляющие элементы педагогики.
Освоение методики и методов преподавания, организации и логики учебного процесса, создание творческой атмосферы и налаживание дисциплины, глубинные взаимосвязи предметов и разделов - всё это увлекательное путешествие в страну под названием «Театральная педагогика».
Вы держите в руках книгу «Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов». В ней предпринята попытка обобщить и проанализировать опыт работы автора с магистрантами и стажерами Театрального института имени Б. Щукина в рамках авторского курса «Методика преподавания предмета «Сценическая речь».
Надеемся, что методические рекомендации, практические задания и подбор рекомендуемой литературы помогут всем желающим пройти непростой путь становления и формирования педагогической индивидуальности.
Стр. 4
Стр.5
и анализ текста - вот неполный перечень обязательных для освоения научных направлений.
Практически все магистранты и стажёры кафедры сценической речи являются выпускниками актёрских факультетов театральных вузов и, естественно, обладают такими обязательными для актёра качествами как обаяние, заразительность, темперамент и др. Все эти качества могут в большой степени быть полезными в педагогической деятельности. Творческий процесс в театральной -школе невозможен без практического знания законов театра, понимания сложности, кропотливости и уровня затрат актёрской профессии.
Однако существует опасность подмены истинного освоения методики преподавания предмета «Сценическая речь» актёрским «разыгрыванием». Нельзя путать умение эмоционального, заразительного общения - «дружбы» — с углублёнными знаниями в области техники речи. Необходимо вырабатывать педагогическую компетентность.
Компетентность преподавателя складывается из знания, умения и отношения. Только комплексное понимание компетентности может дать положительный результат.
На первом этапе обучения будущий педагог должен сформировать фундамент своей деятельности - получить основные знания по интересующему его предмету и изучить необходимые родственные науки.
Далее следует приобретение профессиональных умений по всем разделам предмета. Преподаватель должен не только сам уметь выполнить то или иное упражнение, но и объяснить студентам его цель, задачу, место этого упражнения в системе профессиональной подготовки актёра. Он должен не только уметь определить, «услышать» речевые ошибки студентов, но и в полной мере овладеть методикой исправления речевых недостатков, а также своей работой уметь добиться положительного результата, используя в своей деятельности необходимые педагогические и психологические элементы воздействия на аудиторию.
Третья, чрезвычайно важная составляющая - отношение к учебному процессу. «Педагог являет собою пример для подражания» - эта формула накладывает на каждого из нас определённые обязательства. Внутренняя и внешняя дисциплина, искренняя заинтересованность в процессе обучения, понимание гуманности всей педагогической
Стр. 6
деятельности, уважение к учащемуся - вот неполный перечень обязательных для обдумывания и выполнения тем.
Сочетание всех трёх компонентов компетентности - знания, умения и отношения складывается в профессиональную пригодность педагога.
Далее стоят вопросы творческого роста, раскрытия индивидуальных возможностей, максимальной личностной самореализации.
Задание:
- Откройте список рекомендуемой литературы и составьте индивидуальный план поэтапного чтения.
- Оцените качество своей речи, с учётом овладения всех основных разделов предмета.
- Обратите внимание на свою внутреннюю и внешнюю дисциплину.
Стр.7
Первый этап обучения складывается из чтения и анализа учебно-методической литературы (это необходимо продолжать на протяжении всей преподавательской деятельности), а также приобретения «созерцательного» опыта на занятиях ведущих педагогов кафедры. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:
• осознать объём и перспективу своей новой деятельности,
• соотнести теоретические основы предмета с их практической
реализацией,
• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для самостоятельного педагогического опыта,
• понять значимость индивидуального подхода при переходе от
теории к практике,
• освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,
• выработать критерии отбора материала в соответствии с личностными особенностями,
• понять принцип организации учебного процесса и обдумать возможности его усовершенствования,
• сопоставить задачи обучения, стоящие перед студентом и начинающим педагогом,
• развить и довести до совершенства собственный речевой аппарат,
• обозначить цели и задачи обучения аспирантов и стажёров на
разных этапах.
Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, в целях организации учебного процесса, рекомендуется завести специальные тетради для записи своих профессиональных впечатлений. Эти «рационализаторские» идеи могут быть проанализированы, а также испробованы на практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате подобной рефлексии, обучающийся либо отрицает свои же мысли, либо утверждается в них. При этом надо оговориться, что в теории и практике предмета «Сценическая речь» есть незыблемые составляющие, которые не могут быть изменены в зависимости от воли учащегося, такие как
Стр. 8
закономерности методики преподавания, нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.
Первый этап заканчивается теоретическим внугрикафедральным
экзаменом.
Второй этап обучения - продолжение созерцательного опыта в сотни с пробной самостоятельной практикой, которая должна проходит под руководством основного педагога или научного руководителя. Такое объединение позволяет:
• мотивировать необходимость дальнейшего обучения и самоусовершенствования,
• понять неоднозначность и вариативность преобразования теоретических знаний в практические умения,
• соотнести свою педагогическую практику с практическими умениями и навыками опытных педагогов и проанализировать сходства
• осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих дисциплин таких, как педагогика, психология и других,
• понять, что создание педагогической индивидуальности это длитигельный процесс углублённого изучения всех аспектов предмета,
· осознать необходимость индивидуального подхода к каждому студенту для повышения эффективности учебного процесса,
• экспериментально исследовать результаты применения личностных воздействий на студентов (создание дисциплины, атмосферы, авторитета и т.д.),
• проверить на практике свои видения педагогической подачи
материала,
• попробовать добиться реального положительного результата
и обучении студентов.
Второй этап обучения должен заканчиваться подробным анализом, уточнением целей и задач обучения, постановкой конкретных проблемных вопросов, требующих обдумывания, изучения и проверки на практике.
Как правило, второй этап является важным в процессе становлении педагогической индивидуальности. Переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность преподавателяI учить к третьему самостоятельному этапу обучения.
Стр. 9
В редких случаях второй этап может быть пропущен. Если аспирант или стажёр является взрослым человеком с опытом театральной или педагогической деятельности, то его индивидуальный план может включать в себя не три, а два этапа обучения. То есть после ознакомительного сразу следует самостоятельный этап.
Однако бывают случаи, когда отсутствует третий этап обучения. Если магистрант или стажёр, по мнению научного руководителя, не готов к самостоятельной педагогической деятельности, то его обучение заканчивается на втором этапе, но он должен в обязательном порядке провести открытый урок, пригласить преподавателей кафедры и продемонстрировать уровень своих практических умений.
Надо отметить, что при любой педагогической практике невозможно освоить все разделы предмета в равной степени. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Больше того, с приобретением практического опыта количество вопросов не уменьшается, а увеличивается. А так как известно, что нет предела совершенству, то, само собой разумеется, что каждый из учащихся переходит с одной ступени познания на другую - более высокую. Самое страшное в педагогической деятельности перестать сомневаться, закончить профессиональный поиск и считать себя «истиной в последней инстанции».
Третий этап - полноценная самостоятельная педагогическая деятельность. На протяжении этого этапа:
• продолжает формироваться педагогическая индивидуальность,
• реализуется на практике освоение методики преподавания,
• вырабатываются наиболее эффективные методы работы,
• происходит осознание педагогической ответственности,
• приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,
• вырабатываются критерии оценки работы студентов,
• определяются критерии самооценки,
• усиливается мотивация педагогической деятельности.
Третий этап заканчивается для магистрантов защитой магистерской диссертации, а для стажёров внутрикафедральным экзаменом. По окончании обучения все учащиеся получают соответствующие квалификационные документы и полноправно встают на путь профессионального усовершенствования.
Стр. 10
Задание:
- Продумайте разнообразные варианты мотивации студентов во время групповых и индивидуальных занятий.
- Определите критерии оценки работы студента на уроке и дома.
- Адаптируйте выбранное вами упражнение для разных студентов с учётом индивидуального подхода.
Стр. 13
Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы настоять на своём мнении, но и в том, чтобы, доказав студентам их профессиональную, а не человеческую несостоятельность, убедить их в необходимости освоения того или иного раздела предмета.
Невозможно предугадать все возникшие проблемы учебного процесса, невозможно иметь заранее придуманные варианты поведения преподавателя в той или иной учебной или даже конфликтной ситуации. Главное - уважительно относиться к студенту и искренно хотеть, чтобы у него всё получалось.
Задание:
- Начать работу по созданию картотеки упражнений.
- Наблюдать и анализировать поведение различных педагогов в конфликтных ситуациях урока, продумывать варианты своего педагогического поведения в схожей ситуации.
- Продумать несколько вариантов начала занятия.
Создание рабочей атмосферы
Вопрос налаживания дисциплины тесным образом связан с созданием творческой атмосферы. Как наладить отношения со студентами и не давать им бездельничать? Как достичь равновесия человеческой и творческой активности? Как заставить их работать и не потерять интерес?
Все эти вопросы волнуют не только начинающих, но и вполне опытных педагогов. Конечно, не существует единых рецептов, и каждый, кто занимается педагогической деятельностью, вырабатывает свои, приходящие с опытом, варианты общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Однако, вероятно, можно акцентировать внимание на некоторых особенностях коммуникативной культуры. Вот, что пишет И.И. Зарецкая в своей книге «Коммуникативная культура педагога и руководителя»:
«Важное условие гуманизации деятельности педагога - овладение методами психолого-педагогической поддержки. Поддержка требуется на всех этапах развития воспитанника. Первый этап - открытие ребёнком своих возможностей. Психолого-педагогическая поддержка на этом этапе состоит в создании условий, благодаря которым воспитанник поверит в свои силы. Второй этап - возникновение потребности в
Стр. 14
реализации своих возможностей. Чтобы такая возможность возникла, педагогическая поддержка направлена на поиск стимулов, т.е. внешних побудителей, которые формируют внутреннюю готовность к действию. мотив. Третий этап - реализация потребности в деятельности, адекватной возможностям и склонностям личности. Вот на этом этапе поддержкой будет включение в ту деятельность, которая позволит самоактуализироваться и самоутвердиться в новом личностном приобретении.
Всё это возможно только при условии создания доброжелательной, доверительной атмосферы. Преподаватель должен быть настроен на положительный результат, эффективный процесс, радоваться успехам студентов и иметь верные установки до и во время урока.
Главная тема обеспокоенности педагога - непрерывность процесса обучения. Его внимание, сосредоточенное на деле, его критерии иконки, которые касаются не студента, а того, что он делает, его умение добиться положительного результата - обеспечат создание той неповторимой атмосферы творчества, о которой мечтает каждый педагог, и к которой студент максимально реализует свой творческий потенциал.
Доверие педагога - его надежда на то, что студент обязательно
выполнит данное ему задание, вера в возможности студента, уважение
к нему и соединении с доверием ученика, ощущением, что преподаватель в силах дать ему все необходимые знания и умения - может содействовать созданию такой атмосферы.
К сожалению, многие преподаватели склонны рассматривать поведение ученика на уроке, как положительное или негативное отношение к себе. Как правило, эти два понятия не имеют ничего, общего.
Студент может прекрасно относиться к педагогу, но не уметь сосредоточить, свое с внимание на нужном упражнении, а может идеально себя И мри плохих взаимоотношениях.
В учебном процессе, как правило, приобретают знания обе стороны. Даже опытный преподаватель не может знать всё без исключения, поэтому, не имея ответа на конкретный вопрос студента, начинающий преподаватель не должен стесняться. Самое лучшее в таком случае, четно признаться
в своём незнании и перенести ответ на следующий урок, и не наводить «тень на плетень» и выставлять ученика в дурном свете за «неудачно» заданный вопрос. В таком случае, студент будет
Стр. 15.
чувствовать в преподавателе не отстранённого контролера, а авторитетного учителя.
Необходимо помнить, что
• точность объяснения домашнего задания, образные примеры и своевременный контроль стимулируют учащихся к творчеству,
• конструктивная критика, которая направлена на достижение результата, а не на корректировку и неприятие личности, даёт возможность уточнения всех аспектов предмета,
• учёт индивидуальных психологических и профессиональных
особенностей повышает эффективность учебного процесса,
• разработка новых методов обучения повышает творческий потенциал.
Всё это и многое другое способствует созданию творческой атмосферы на уроках по сценической речи. Задание:
- Анализируйте уроки преподавателей. Обратите внимание на методы, которые способствуют созданию рабочей, творческой атмосферы.
- Проанализируйте конфликтную ситуацию, предложите свои
варианты ее решения.
Междисциплинарные связи
Последовательность изучения отдельных разделов предмета предусматривает принцип комплексности, состоящий в том, что каждый последующий раздел объединяет навыки техники речи, полученные при освоении предыдущих разделов предмета. Это играет значительную роль при выработке профессиональных критериев оценки работы студентов. Так, работая с русской народной сказкой, педагог обращает внимание не только на точность ударений, соблюдение норм современного произношения и другие орфоэпические особенности, но и на распределение выдоха, дикционную точность, звучание голоса и т.д.
Вторым комплексом является совмещение в едином учебном процессе освоения студентами предметов «Мастерство актёра» и «Сценическая речь».
Программа обучения студентов построена таким образом, что па занятиях по мастерству актёра (упражнения, этюды, отрывки, роли и
Стр. 16
дипломных спектаклях) студент должен использовать навыки, приобретенные ранее на занятиях по технике речи.
Так, в программе предмета «Мастерство актёра» Театрального института имени Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра. Учебная программа для студентов актёрского факультета. Издательство Театрального института имени Б. Щукина. М., 2005.) в III семестре предусмотрены наблюдения, профнавыки и этюды к образу. (Профнавыки — упражнения, которые помогают студентам освоить определённый профессиональный навык чистильщик обуви, кондитер, официант и др. Этюды к образу - студенты этюдным методом постигают данные им образы специально выбранного произведения -играть нужно вымышленные ситуации, не прописанные в произведении.)
Для того чтобы полноценно освоить эти упражнения и этюды, необходимо овладеть одной из составляющих элементов образа - характерностью речи. Именно поэтому в программе по сценической речи в III семестре предусмотрен этот раздел. Таким образом, занятия по освоению характерности речи параллельно проходят по двум предметам, что помогает студентам более эффективно освоить предложенный раздел.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что реализация комплексного подхода даёт возможность будущему артисту использовать речевые навыки в своей профессиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дисциплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение.
Ниже приведена модель междисциплинарных связей, иллюстрирующая данное положение на примере первых четырёх семестров. Необходимо учитывать, что данная модель демонстрирует посеместровые параллели и не ставит перед собой задачу обязательного совмещения отдельных тем предложенных предметов.
Стр. 17
Модель междисциплинарных связей
Разделы программы предмета «Мастерство актёра» | Разделы программы предмета «Сценическая речь» |
I семестр | |
Задача семестра - подготовить речевой аппарат студента к рождению слова. Студенты действуют на сцене «от себя» - «я» в предлагаемых обстоятельствах. Все упражнения и этюды проходят без слов - в условиях «органического молчания». | |
Сценическое внимание | Выявление индивидуальных речевых недостатков студентов |
Освобождение мышц | Снятие мышечных зажимов |
Воображение и фантазия | Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры |
Предлагаемые обстоятельства | Воспитание начальных навыков фонации |
Упражнения на память физических действий | Работа по нахождению и использованию резонаторов |
Физическое самочувствие Перемена отношения к предмету | «Вывод звука» |
Перемена отношения к месту действия | Установка гласных и согласных звуков |
Оценка факта | Нормы литературного языка Отличия устной и письменной речи |
Перемена отношения к партнеру | Отличия устной и письменной речи |
Этюды на общение в условиях «органического молчания» | Упражнения на закрепление полученных навыков на основе словесного действия |
II семестр | |
Показ самостоятельных отрывков | Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры |
Упражнения и этюды на общение со словами | Дыхание в речи |
Дыхание в движении Нахождение и укрепление голосового центра (в групповом и индивидуальном варианте) | |
Рождение слова на сцене Контроль педагогов по мастерству актёра и сценической речи за использованием навыков, полученных на занятиях по сценической речи в I семестре | «Посыл» звука Развитие диапазона голоса Завершение установки согласных звуков Дальнейшая работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок Понятие темпа и ритма речи Удержание и смена темпо-ритма речи Совершенствование норм произношения Понятие мелодики русского языка Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков. |
III семестр | |
Наблюдения за людьми, за животными, упражнения на фантазию | Проверка полученных ранее навыков |
Профнавыки - упражнения на приобретение профессиональных умений | Составление индивидуальной разминки с учетом сложностей речевого аппарата каждого студента |
Этюды к образу | Характерность речи |
Контроль сценической речи студентов с учетом пройден- ного речевого материала. Применение раздела «Характерность речи» в упражнениях и этюдах на занятиях по мастерству актёра. | Логика речи Чтение с листа |
IV семестр | |
Педагогические отрывки Самостоятельные отрывки Совершенствование речевых навыков каждого студента и использование их на занятиях по мастерству актёра. | Индивидуальные и групповые разминки по всем разделам предмета Стихосложение |
Задачи второго года обучения сценической речи заключаются:
• в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра;
• в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию;
• в освоении действенного анализа прозаического и поэтического
текста.
Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и методологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:
• самостоятельные отрывки - март - второй семестр
• переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра;
• раздел «наблюдения» - июнь - второй семестр, октябрь - третий
семестр;
• раздел «этюды к образу» - занятия, прогоны и зачёт третьего
семестра;
• самостоятельные отрывки - март - четвёртый семестр;
Стр. 20
• педагогические отрывки - репетиции, прогоны и экзамен четвёртого семестра.
Преподаватель по речи обязан посещать занятия по мастерству актёра, прогоны и экзамены, проводимые кафедрой «Мастерство актёра». Во время показа преподаватель подробнейшим образом записывает замечания по всем разделам предмета, чтобы после основного разбора, проводимого художественным руководителем курса, сделать студентам курса индивидуальные замечания, которые касаются их речи.
В дальнейшем, на старших курсах роль педагога по речи может приобрести еще большее значение. Его участие в педагогических отрывках, заявках на спектакли, работа со стихотворной драмой, монологом, речевой характерностью может облегчить репетиции педагогам по мастерству актёра и режиссёрам дипломных спектаклей.
В программе по мастерству актёра Театрального института им. Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра... ) существует несколько принципиальных положений, которые отличают её от программ по данной дисциплине в других творческих вузах. Одно из таких положений гласит: «Принципиальное положение работы кафедры мастерства актёра заключается в том, что мы категорически отвергаем систему «мастерских». Реализация программы... осуществляется усилиями всей кафедры на каждом курсе и на любом этапе обучения».
Б.Е. Захава, много лет руководивший институтом, пишет: «Нужно каждого воспитанника Школы поставить, так сказать, под перекрёстный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей».
На кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щукина в течение последних десятилетий существовала следующая практика преподавания предмета. Курс (примерно 30-40 человек) делился на две группы, каждую из которых вёл отдельный педагог. Он проводил групповые и индивидуальные занятия только в своей группе. В результате курс, представляющий собой единый организм, фактически был разделён на две части по принципу «мастерских», в том числе зачёты и экзамены по сценической речи группы студентов сдавали и оценивались кафедрой отдельно друг от друга.
Начиная с 1999 года, автором совместно с профессором кафедры «Сценической речи» Театрального института имени Б. Щукина М.П. Оссовской было предложено перейти на принятую, на кафедре
Стр. 21
«Мастерство актёра» систему преподавания, при которой занятия на курсе проводились бы двумя преподавателями параллельно. При этом сохраняется единая программа, учебный план и методика преподавания предмета «Сценическая речь».
На курсе (первый и второй год обучения) работают два преподавателя, поочередно ведущие занятия в каждой группе. При этом текущий материал делится на разделы, например, теория орфоэпии - первый в обеих группах, теория дикции - второй в обеих группах, практические занятия по обоим разделам оба преподавателя ведут поочередно.
Соответственно зачёты и экзамены принимались кафедрой у всего курса в целом. При таком варианте занятий студент имеет возможность более полного освоения предмета, так как:
• педагоги работают по одной методике, но пользуются различными методическими приёмами;
• студенты имеют возможность получить более объёмное представление о предмете;
• каждый педагог привносит свой человеческий и профессиональный опыт: знание театральных традиций, культуру общения, интеллект и т.п.;
• различие педагогических индивидуальностей подразумевает разнообразие упражнений, отличие в подборе литературного материала и его сценического решения;
• наличие нескольких педагогов облегчает психологическую адаптацию студентов при переходе от среднего к профессиональному образованию;
• увеличиваются возможности многостороннего развития студента.
Из этого следует, что предложенная и проверенная система обучения подтверждает и продолжает традиции Вахтанговской школы, а полученные результаты направлены на главную цель обучения - воспитание и формирование личности студента, его творческой, сценической индивидуальности. Данная система обучения получила одобрение и поддержку кафедры, и многие преподаватели стали её использовать в своей практике.
Стр. 22
Задание:
- Внимательно изучите учебные программы по предметам «Мастерство актера» и «Сценическая речь» (см. список рекомендуемой литературы).
- Обоснуйте целесообразность системы обучения в Вахтанговской школе.
Внутри предметные связи
Методическая точность и профессионализм, помимо меж предметной взаимосвязи, включают в себя и комплексность (взаимовлияние) всех без исключения разделов техники сценической речи. На практике, после кратких теоретических объяснений конкретного раздела, преподаватель предлагает студентам упражнения на овладение первичными практическими навыками. После освоения первоначальных упражнений на различные темы (резонирование, произношение ударных гласных и т.д.), педагогические и студенческие задачи усложняются. Важно понимать и помнить, что контроль за разнообразными речевыми произносительными ошибками может выполняться на основе одного упражнения. Рассмотрим варианты такого внутри предметного контроля.
Упражнение:
Как на горке, на пригорке
Жили 33 Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка,
Четыре Егорка и т.д.
Внимание педагога должно быть направленно на:
· свободу мышц;
· правильность осанки;
· активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
· умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
· работу резонаторной системы;
· голосовой посыл — точную направленность текста;
· произношение ударного гласного звука;
Стр. 23
• произношение безударного гласного звука (особое внимание обратить на звучание заударных гласных);
• произношение слова с предлогом;
• общую внятность речи;
• четкое произнесение согласных звуков (особое внимание обратить на произнесение звука йот);
• логическое выделение числительных;
• развивающуюся интонацию перечисления;
• ритмическую точность;
• словесное действие и т.п.
Задача преподавателя - добиться верного результата по всем направлениям работы. Задача эта сложная, на первых этапах педагогической деятельности не всегда реальная. Для ее выполнения необходимо активно заниматься развитием педагогического слуха, определением причин речевых погрешностей студентов, выбором конкретных упражнений для устранения той или иной произносительной ошибки и многого другого, что будет способствовать развитию профессионализма преподавателя.
Каждое упражнение, как правило, имеет несколько этапов работы и может быть использовано как в конкретных (внутри раздела), так и в комплексных разминках. Например, текст:
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария и т.д.
Варианты использования текста:
• звучание сонорных согласных - протяжное звучание;
• звучание ударных гласных - протяжное звучание;
• звучание «стаккато»;
• чередование протяжного и короткого звучания;
• дыхание в речи — распределение выдоха (доборы воздуха после каждой строки, через две строки, четыре строчки на одном дыхании);
звуко-высотный диапазон (повышение по слову, по строке, целиком текст);
Стр. 24
• смена смыслового центра строки и текста в целом;
• использование словесного действия;
• отработка «чтения» знаков препинания и т.п.
При необходимости преподаватель соединяет различные варианты использования текста, постепенно усложняя их комбинации, добиваясь тем самым, облегчения автоматизации разнообразных речевых навыков.
На примере раздела «Дыхание» рассмотрим возможные внутри предметные связи:
• дыхание связано с голосоведением, т.к. мышцы дыхательно-голосовой опоры являются основой при постановке речевого голоса. Умение сделать вдох и правильно распределить выдох - непосредственно связано с устойчивой, плавной фонацией;
• дыхание связано с дикцией, т.к. направление и сила струи выдыхаемого воздуха, а также качество дыхания непосредственно влияет на произношение звуков русского языка;
• дыхание связано с орфоэпией, т.к. отличие произнесения звуков
от написания автоматически меняет силу и направление струи выдыхаемого воздуха (например, оглушение звонких согласных в конце слова - кровь (ф), шарж (ш)), а также тем, что ритмическая организация слов и мелодика предложений определенным образом связана с дыхательным ритмом;
• дыхание связано с логикой звучащей речи, т.к. доборы воздуха рекомендуется брать во время логических пауз. Неверное распределение дыхания влечет за собой изменение смысловой нагрузки текста.
Остановимся подробнее на дикционных недостатках, связанных с процессом дыхания. Так, ошибка студента при произнесении звука «Ж» может быть оттого, что струя выдыхаемого воздуха направлена в зубы и в губы, а не в нёбо. В таком случае, отсутствует необходимая вибрация, и звук требует корректировки с точки зрения направления дыхания.
Точное произнесение свистящих звуков «С» и «3» зависит, в том числе, от силы выдыхаемого воздуха. Опыт показывает, что уменьшение воздушной струи нормализует чистоту индивидуального звучания.
При исправлении фрикативного «Г», со студентом необходимо делать упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох, т.к. именно качество дыхания может продемонстрировать учащемуся отличие диалектного стр.
Стр. 25
Проблема молодых педагогов часто состоит в том, что, стремясь дать как можно больше материала, развлечь, «закидать» студентов упражнениями - они делают это в ущерб методической «выверенности». Важно соизмерять количество упражнений и возможность их освоения конкретной группой студентов, помнить, что чрезмерный объём материала не даёт возможности студентам сосредоточить внимание на основах предмета.
Если упражнение не освоено