Преподавания сценической речи»

Составители

учебных программ по курсу «Сценическая речь» для магистров и студентов актерского факультета

кандидат педагогических наук доцент кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина

А. М. Бруссер

кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина

М. П. Оссовская

Практические задания. Раздел «Дикция»

А.М. Бруссер, М.Н. Радциг

© А.М.Бруссер, автор, 2008 г.

А. М. Бруссер

Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -112 с

Содержание

Введение

5…..Педагогическая компетентность

Формирование педагогической индивидуальности [7]

Организация учебного процесса[11]

Создание рабочей атмосферы[14]

Междисциплинарные связи[16]

Внутрипредметные связи[23]

Индивидуальность педагогического подхода[27]

Урок. Прогон (репетиция). Показ (зачёт) [29]

38…..Методические рекомендации по основным разделам техники

Речи

(первый год обучения) Дикция[38]

Дыхание и постановка голоса[49]

Орфоэпия[61]

Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми

средствами выразительности[68]

76……Примерная программа зачётов по сценической речи

77…..Контрольные вопросы по разделам предмета «Методика

Преподавания сценической речи»

78……Практические задания. Раздел «Дикция»

Сценическая речь. Учебная программа для

студентов актерского факультета

95….Сценическая речь. Учебная программа для магистров

Рождение педагогической индивидуальности — трудно прогнози­ровать. Актёры далеко не всегда занимаются театральной педагогикой - нехватка времени, нежелание заниматься чужой судьбой или другая неведомая причина останавливают их. Однако находятся и такие, ко­торые ищут в педагогике призвание и на многие годы связывают с ней свою жизнь. Путь в педагогику у каждого свой. И все же не каждый, кто пришёл в театральную школу преподавать, сразу может похва­статься своим педагогическим почерком и мастерством.

Известно, что любая профессиональная деятельность требует оп­ределённой предрасположенности. Для педагогической деятельности необходимы такие качества как воля, терпение, такт, ответственность, художественный вкус, чувство меры ... Желание помочь студенту во чтобы то ни стало - вот реальный путь к рождению педагогической индивидуальности. К этому прибавляются знания, опыт, интеллект и другие составляющие элементы педагогики.

Освоение методики и методов преподавания, организации и логи­ки учебного процесса, создание творческой атмосферы и налаживание дисциплины, глубинные взаимосвязи предметов и разделов - всё это увлекательное путешествие в страну под названием «Театральная пе­дагогика».

Вы держите в руках книгу «Сценическая речь. Методические ре­комендации и практические задания для начинающих педагогов теат­ральных вузов». В ней предпринята попытка обобщить и проанализи­ровать опыт работы автора с магистрантами и стажерами Театрального института имени Б. Щукина в рамках авторского курса «Методика преподавания предмета «Сценическая речь».

Надеемся, что методические рекомендации, практические задания и подбор рекомендуемой литературы помогут всем желающим пройти непростой путь становления и формирования педагогической индиви­дуальности.

Стр. 4

Стр.5

и анализ текста - вот неполный перечень обязательных для освое­ния научных направлений.

Практически все магистранты и стажёры кафедры сценической речи являются выпускниками актёрских факультетов театральных ву­зов и, естественно, обладают такими обязательными для актёра каче­ствами как обаяние, заразительность, темперамент и др. Все эти каче­ства могут в большой степени быть полезными в педагогической дея­тельности. Творческий процесс в театральной -школе невозможен без практического знания законов театра, понимания сложности, кропот­ливости и уровня затрат актёрской профессии.

Однако существует опасность подмены истинного освоения ме­тодики преподавания предмета «Сценическая речь» актёрским «разыг­рыванием». Нельзя путать умение эмоционального, заразительного общения - «дружбы» — с углублёнными знаниями в области техники речи. Необходимо вырабатывать педагогическую компетентность.

Компетентность преподавателя складывается из знания, умения и отношения. Только комплексное понимание компетентности может дать положительный результат.

На первом этапе обучения будущий педагог должен сформировать фундамент своей деятельности - получить основные знания по инте­ресующему его предмету и изучить необходимые родственные науки.

Далее следует приобретение профессиональных умений по всем разделам предмета. Преподаватель должен не только сам уметь вы­полнить то или иное упражнение, но и объяснить студентам его цель, задачу, место этого упражнения в системе профессиональной подго­товки актёра. Он должен не только уметь определить, «услышать» ре­чевые ошибки студентов, но и в полной мере овладеть методикой ис­правления речевых недостатков, а также своей работой уметь добиться положительного результата, используя в своей деятельности необхо­димые педагогические и психологические элементы воздействия на аудиторию.

Третья, чрезвычайно важная составляющая - отношение к учеб­ному процессу. «Педагог являет собою пример для подражания» - эта формула накладывает на каждого из нас определённые обязательства. Внутренняя и внешняя дисциплина, искренняя заинтересованность в процессе обучения, понимание гуманности всей педагогической

Стр. 6

деятельности, уважение к учащемуся - вот неполный перечень обязатель­ных для обдумывания и выполнения тем.

Сочетание всех трёх компонентов компетентности - знания, уме­ния и отношения складывается в профессиональную пригодность педагога.

Далее стоят вопросы творческого роста, раскрытия индивиду­альных возможностей, максимальной личностной самореализации.

Преподавания сценической речи» - student2.ru Задание:

- Откройте список рекомендуемой литературы и составьте индивидуальный план поэтапного чтения.

- Оцените качество своей речи, с учётом овладения всех основных разделов предмета.

- Обратите внимание на свою внутреннюю и внешнюю дисциплину.

Стр.7

Первый этап обучения складывается из чтения и анализа учебно-методической литературы (это необходимо продолжать на протяжении всей преподавательской деятельности), а также приобретения «созер­цательного» опыта на занятиях ведущих педагогов кафедры. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:

• осознать объём и перспективу своей новой деятельности,

• соотнести теоретические основы предмета с их практической

реализацией,

• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для самостоятельного педагогического опыта,

• понять значимость индивидуального подхода при переходе от

теории к практике,

• освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,

• выработать критерии отбора материала в соответствии с личностными особенностями,

• понять принцип организации учебного процесса и обдумать возможности его усовершенствования,

• сопоставить задачи обучения, стоящие перед студентом и начинающим педагогом,

• развить и довести до совершенства собственный речевой аппарат,

• обозначить цели и задачи обучения аспирантов и стажёров на

разных этапах.

Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, в целях организации учебного процесса, рекомендуется завести специальные тетради для записи сво­их профессиональных впечатлений. Эти «рационализаторские» идеи могут быть проанализированы, а также испробованы на практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате подобной реф­лексии, обучающийся либо отрицает свои же мысли, либо утверждает­ся в них. При этом надо оговориться, что в теории и практике предме­та «Сценическая речь» есть незыблемые составляющие, которые не могут быть изменены в зависимости от воли учащегося, такие как

Стр. 8

закономерности методики преподавания, нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.

Первый этап заканчивается теоретическим внугрикафедральным

экзаменом.

Второй этап обучения - продолжение созерцательного опыта в со­тни с пробной самостоятельной практикой, которая должна проходит под руководством основного педагога или научного руководителя. Такое объединение позволяет:

• мотивировать необходимость дальнейшего обучения и самоусовершенствования,

• понять неоднозначность и вариативность преобразования теоретических знаний в практические умения,

• соотнести свою педагогическую практику с практическими умениями и навыками опытных педагогов и проанализировать сходства

• осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих дисциплин таких, как педагогика, психология и других,

• понять, что создание педагогической индивидуальности это длитигельный процесс углублённого изучения всех аспектов предмета,

· осознать необходимость индивидуального подхода к каждому студенту для повышения эффективности учебного процесса,

• экспериментально исследовать результаты применения личностных воздействий на студентов (создание дисциплины, атмосферы, авторитета и т.д.),

• проверить на практике свои видения педагогической подачи
материала,

• попробовать добиться реального положительного результата
и обучении студентов.

Второй этап обучения должен заканчиваться подробным анализом, уточнением целей и задач обучения, постановкой конкретных проблемных вопросов, требующих обдумывания, изучения и проверки на практике.

Как правило, второй этап является важным в процессе становле­нии педагогической индивидуальности. Переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность преподавателяI учить к третьему самостоятельному этапу обучения.

Стр. 9

В редких случаях второй этап может быть пропущен. Если аспи­рант или стажёр является взрослым человеком с опытом театральной или педагогической деятельности, то его индивидуальный план может включать в себя не три, а два этапа обучения. То есть после ознакоми­тельного сразу следует самостоятельный этап.

Однако бывают случаи, когда отсутствует третий этап обучения. Если магистрант или стажёр, по мнению научного руководителя, не готов к самостоятельной педагогической деятельности, то его обуче­ние заканчивается на втором этапе, но он должен в обязательном по­рядке провести открытый урок, пригласить преподавателей кафедры и продемонстрировать уровень своих практических умений.

Надо отметить, что при любой педагогической практике невоз­можно освоить все разделы предмета в равной степени. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Больше того, с приобретением прак­тического опыта количество вопросов не уменьшается, а увеличивает­ся. А так как известно, что нет предела совершенству, то, само собой разумеется, что каждый из учащихся переходит с одной ступени по­знания на другую - более высокую. Самое страшное в педагогической деятельности перестать сомневаться, закончить профессиональный поиск и считать себя «истиной в последней инстанции».

Третий этап - полноценная самостоятельная педагогическая дея­тельность. На протяжении этого этапа:

• продолжает формироваться педагогическая индивидуальность,

• реализуется на практике освоение методики преподавания,

• вырабатываются наиболее эффективные методы работы,

• происходит осознание педагогической ответственности,

• приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,

• вырабатываются критерии оценки работы студентов,

• определяются критерии самооценки,

• усиливается мотивация педагогической деятельности.

Третий этап заканчивается для магистрантов защитой магистер­ской диссертации, а для стажёров внутрикафедральным экзаменом. По окончании обучения все учащиеся получают соответствующие квали­фикационные документы и полноправно встают на путь профессионального усовершенствования.

Стр. 10

Задание:

Преподавания сценической речи» - student2.ru - Продумайте разнообразные варианты мотивации студентов во время групповых и индивидуальных занятий.

- Определите критерии оценки работы студента на уроке и дома.

- Адаптируйте выбранное вами упражнение для разных студентов с учётом индивидуального подхода.

Стр. 13

Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы настоять на своём мнении, но и в том, чтобы, доказав студентам их профессио­нальную, а не человеческую несостоятельность, убедить их в необхо­димости освоения того или иного раздела предмета.

Невозможно предугадать все возникшие проблемы учебного про­цесса, невозможно иметь заранее придуманные варианты поведения преподавателя в той или иной учебной или даже конфликтной ситуа­ции. Главное - уважительно относиться к студенту и искренно хотеть, чтобы у него всё получалось.

Преподавания сценической речи» - student2.ru Задание:

- Начать работу по созданию картотеки упражнений.

- Наблюдать и анализировать поведение различных педагогов в конфликтных ситуациях урока, продумывать варианты своего педагогического поведения в схожей ситуации.

- Продумать несколько вариантов начала занятия.

Создание рабочей атмосферы

Вопрос налаживания дисциплины тесным образом связан с созда­нием творческой атмосферы. Как наладить отношения со студентами и не давать им бездельничать? Как достичь равновесия человеческой и творческой активности? Как заставить их работать и не потерять инте­рес?

Все эти вопросы волнуют не только начинающих, но и вполне опытных педагогов. Конечно, не существует единых рецептов, и каж­дый, кто занимается педагогической деятельностью, вырабатывает свои, приходящие с опытом, варианты общения и выхода из кон­фликтных ситуаций.

Однако, вероятно, можно акцентировать внимание на некоторых особенностях коммуникативной культуры. Вот, что пишет И.И. Зарецкая в своей книге «Коммуникативная культура педагога и руководите­ля»:

«Важное условие гуманизации деятельности педагога - овладение методами психолого-педагогической поддержки. Поддержка требуется на всех этапах развития воспитанника. Первый этап - открытие ребён­ком своих возможностей. Психолого-педагогическая поддержка на этом этапе состоит в создании условий, благодаря которым воспитан­ник поверит в свои силы. Второй этап - возникновение потребности в

Стр. 14

реализации своих возможностей. Чтобы такая возможность возникла, педагогическая поддержка направлена на поиск стимулов, т.е. внеш­них побудителей, которые формируют внутреннюю готовность к действию. мотив. Третий этап - реализация потребности в деятельности, адекватной возможностям и склонностям личности. Вот на этом этапе поддержкой будет включение в ту деятельность, которая позволит самоактуализироваться и самоутвердиться в новом личностном приобретении.

Всё это возможно только при условии создания доброжелатель­ной, доверительной атмосферы. Преподаватель должен быть настроен на положительный результат, эффективный процесс, радоваться успехам студентов и иметь верные установки до и во время урока.

Главная тема обеспокоенности педагога - непрерывность процесса обучения. Его внимание, сосредоточенное на деле, его критерии иконки, которые касаются не студента, а того, что он делает, его умение добиться положительного результата - обеспечат создание той неповторимой атмосферы творчества, о которой мечтает каждый педа­гог, и к которой студент максимально реализует свой творческий потенциал.

Доверие педагога - его надежда на то, что студент обязательно

выполнит данное ему задание, вера в возможности студента, уважение

к нему и соединении с доверием ученика, ощущением, что преподаватель в силах дать ему все необходимые знания и умения - может содействовать созданию такой атмосферы.

К сожалению, многие преподаватели склонны рассматривать поведение ученика на уроке, как положительное или негативное отношение к себе. Как правило, эти два понятия не имеют ничего, общего.

Студент может прекрасно относиться к педагогу, но не уметь сосредоточить, свое с внимание на нужном упражнении, а может идеально себя И мри плохих взаимоотношениях.

В учебном процессе, как правило, приобретают знания обе стороны. Даже опытный преподаватель не может знать всё без исключения, поэтому, не имея ответа на конкретный вопрос студента, начинающий преподаватель не должен стесняться. Самое лучшее в таком случае, четно признаться

в своём незнании и перенести ответ на следующий урок, и не наводить «тень на плетень» и выставлять ученика в дурном свете за «неудачно» заданный вопрос. В таком случае, студент будет

Стр. 15.

чувствовать в преподавателе не отстранённого контролера, а автори­тетного учителя.

Необходимо помнить, что

• точность объяснения домашнего задания, образные примеры и своевременный контроль стимулируют учащихся к творчеству,

• конструктивная критика, которая направлена на достижение результата, а не на корректировку и неприятие личности, даёт возможность уточнения всех аспектов предмета,

• учёт индивидуальных психологических и профессиональных
особенностей повышает эффективность учебного процесса,

• разработка новых методов обучения повышает творческий потенциал.

Всё это и многое другое способствует созданию творческой атмо­сферы на уроках по сценической речи. Задание:

- Анализируйте уроки преподавателей. Обратите внимание на методы, которые способствуют созданию рабочей, творческой атмосферы.

- Проанализируйте конфликтную ситуацию, предложите свои
варианты ее решения.

Междисциплинарные связи

Последовательность изучения отдельных разделов предмета пре­дусматривает принцип комплексности, состоящий в том, что каждый последующий раздел объединяет навыки техники речи, полученные при освоении предыдущих разделов предмета. Это играет значитель­ную роль при выработке профессиональных критериев оценки работы студентов. Так, работая с русской народной сказкой, педагог обращает внимание не только на точность ударений, соблюдение норм совре­менного произношения и другие орфоэпические особенности, но и на распределение выдоха, дикционную точность, звучание голоса и т.д.

Вторым комплексом является совмещение в едином учебном про­цессе освоения студентами предметов «Мастерство актёра» и «Сцени­ческая речь».

Программа обучения студентов построена таким образом, что па занятиях по мастерству актёра (упражнения, этюды, отрывки, роли и

Стр. 16

дипломных спектаклях) студент должен использовать навыки, приоб­ретенные ранее на занятиях по технике речи.

Так, в программе предмета «Мастерство актёра» Театрального института имени Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра. Учебная программа для студентов актёрского факультета. Из­дательство Театрального института имени Б. Щукина. М., 2005.) в III семестре предусмотрены наблюдения, профнавыки и этюды к образу. (Профнавыки — упражнения, которые помогают студентам освоить определённый профессиональный навык чистильщик обуви, конди­тер, официант и др. Этюды к образу - студенты этюдным методом по­стигают данные им образы специально выбранного произведения -играть нужно вымышленные ситуации, не прописанные в произведе­нии.)

Для того чтобы полноценно освоить эти упражнения и этюды, не­обходимо овладеть одной из составляющих элементов образа - харак­терностью речи. Именно поэтому в программе по сценической речи в III семестре предусмотрен этот раздел. Таким образом, занятия по ос­воению характерности речи параллельно проходят по двум предметам, что помогает студентам более эффективно освоить предложенный раз­дел.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что реализация комплексного подхода даёт возможность будущему артисту использо­вать речевые навыки в своей профессиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дисциплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение.

Ниже приведена модель междисциплинарных связей, иллюстри­рующая данное положение на примере первых четырёх семестров. Необходимо учитывать, что данная модель демонстрирует посеместровые параллели и не ставит перед собой задачу обязательного совме­щения отдельных тем предложенных предметов.

Стр. 17

Модель междисциплинарных связей

Разделы программы предмета «Мастерство актёра»   Разделы программы предмета «Сценическая речь»
I семестр
Задача семестра - подготовить речевой аппарат студента к рождению слова. Студенты действуют на сцене «от себя» - «я» в предлагаемых обстоятельствах. Все упражнения и этюды проходят без слов - в усло­виях «органического молчания».
Сценическое внимание   Выявление индивидуальных речевых недостатков студентов  
Освобождение мышц Снятие мышечных зажимов
Воображение и фантазия   Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры  
Предлагаемые обстоятельства   Воспитание начальных навыков фонации
Упражнения на память физических действий Работа по нахождению и использова­нию резонаторов  
Физическое самочувствие Перемена отношения к предмету   «Вывод звука»
Перемена отношения к месту действия Установка гласных и согласных звуков  
Оценка факта   Нормы литературного языка Отличия устной и письменной речи
Перемена отношения к парт­неру   Отличия устной и письменной речи  
Этюды на общение в услови­ях «органического молчания»   Упражнения на закрепление получен­ных навыков на основе словесного действия  
II семестр  
Показ самостоятельных от­рывков Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры
Упражнения и этюды на об­щение со словами Дыхание в речи
  Дыхание в движении Нахождение и укрепление голосового центра (в групповом и индивидуаль­ном варианте)  
Рождение слова на сцене Контроль педагогов по мас­терству актёра и сценической речи за использованием на­выков, полученных на заня­тиях по сценической речи в I семестре «Посыл» звука Развитие диапазона голоса Завершение установки согласных зву­ков Дальнейшая работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок Понятие темпа и ритма речи Удержание и смена темпо-ритма речи Совершенствование норм произноше­ния Понятие мелодики русского языка Упражнения, направленные на закреп­ление полученных навыков.  
III семестр  
Наблюдения за людьми, за животными, упражнения на фантазию Проверка полученных ранее навыков  
Профнавыки - упражнения на приобретение профессиональных умений Составление индивидуальной размин­ки с учетом сложностей речевого ап­парата каждого студента
Этюды к образу Характерность речи
Контроль сценической речи студентов с учетом пройден- ного речевого материала. Применение раздела «Харак­терность речи» в упражнени­ях и этюдах на занятиях по мастерству актёра.   Логика речи Чтение с листа
IV семестр
Педагогические отрывки   Самостоятельные отрывки Совершенствование речевых навыков каждого студента и использование их на занятиях по мастерству актёра. Индивидуальные и групповые размин­ки по всем разделам предмета   Стихосложение

Задачи второго года обучения сценической речи заключаются:

• в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра;

• в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию;

• в освоении действенного анализа прозаического и поэтического

текста.

Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и ме­тодологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:

• самостоятельные отрывки - март - второй семестр

• переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра;

• раздел «наблюдения» - июнь - второй семестр, октябрь - третий

семестр;

• раздел «этюды к образу» - занятия, прогоны и зачёт третьего

семестра;

• самостоятельные отрывки - март - четвёртый семестр;

Стр. 20

• педагогические отрывки - репетиции, прогоны и экзамен чет­вёртого семестра.

Преподаватель по речи обязан посещать занятия по мастерству актё­ра, прогоны и экзамены, проводимые кафедрой «Мастерство актёра». Во время показа преподаватель подробнейшим образом записывает замеча­ния по всем разделам предмета, чтобы после основного разбора, прово­димого художественным руководителем курса, сделать студентам курса индивидуальные замечания, которые касаются их речи.

В дальнейшем, на старших курсах роль педагога по речи может при­обрести еще большее значение. Его участие в педагогических отрывках, заявках на спектакли, работа со стихотворной драмой, монологом, рече­вой характерностью может облегчить репетиции педагогам по мастерст­ву актёра и режиссёрам дипломных спектаклей.

В программе по мастерству актёра Театрального института им. Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра... ) существует несколько принципиальных положений, которые отличают её от про­грамм по данной дисциплине в других творческих вузах. Одно из таких положений гласит: «Принципиальное положение работы кафедры мас­терства актёра заключается в том, что мы категорически отвергаем сис­тему «мастерских». Реализация программы... осуществляется усилиями всей кафедры на каждом курсе и на любом этапе обучения».

Б.Е. Захава, много лет руководивший институтом, пишет: «Нужно каждого воспитанника Школы поставить, так сказать, под перекрёстный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей».

На кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щу­кина в течение последних десятилетий существовала следующая практи­ка преподавания предмета. Курс (примерно 30-40 человек) делился на две группы, каждую из которых вёл отдельный педагог. Он проводил групповые и индивидуальные занятия только в своей группе. В результа­те курс, представляющий собой единый организм, фактически был раз­делён на две части по принципу «мастерских», в том числе зачёты и эк­замены по сценической речи группы студентов сдавали и оценивались кафедрой отдельно друг от друга.

Начиная с 1999 года, автором совместно с профессором кафедры «Сценической речи» Театрального института имени Б. Щукина М.П. Оссовской было предложено перейти на принятую, на кафедре

Стр. 21

«Мастерство актёра» систему преподавания, при которой занятия на курсе про­водились бы двумя преподавателями параллельно. При этом сохраняется единая программа, учебный план и методика преподавания предмета «Сценическая речь».

На курсе (первый и второй год обучения) работают два преподава­теля, поочередно ведущие занятия в каждой группе. При этом текущий материал делится на разделы, например, теория орфоэпии - первый в обеих группах, теория дикции - второй в обеих группах, практические занятия по обоим разделам оба преподавателя ведут поочередно.

Соответственно зачёты и экзамены принимались кафедрой у всего курса в целом. При таком варианте занятий студент имеет возможность более полного освоения предмета, так как:

• педагоги работают по одной методике, но пользуются различными методическими приёмами;

• студенты имеют возможность получить более объёмное представление о предмете;

• каждый педагог привносит свой человеческий и профессиональный опыт: знание театральных традиций, культуру общения, интеллект и т.п.;

• различие педагогических индивидуальностей подразумевает разнообразие упражнений, отличие в подборе литературного материала и его сценического решения;

• наличие нескольких педагогов облегчает психологическую адаптацию студентов при переходе от среднего к профессиональному образованию;

• увеличиваются возможности многостороннего развития студента.

Из этого следует, что предложенная и проверенная система обуче­ния подтверждает и продолжает традиции Вахтанговской школы, а по­лученные результаты направлены на главную цель обучения - воспита­ние и формирование личности студента, его творческой, сценической индивидуальности. Данная система обучения получила одобрение и поддержку кафедры, и многие преподаватели стали её использовать в своей практике.

Стр. 22

Преподавания сценической речи» - student2.ru Задание:

- Внимательно изучите учебные программы по предметам «Мастерство актера» и «Сценическая речь» (см. список рекомендуемой литературы).

- Обоснуйте целесообразность системы обучения в Вахтанговской школе.

Внутри предметные связи

Методическая точность и профессионализм, помимо меж предметной взаимосвязи, включают в себя и комплексность (взаимовлияние) всех без исключения разделов техники сценической речи. На практике, после кратких теоретических объяснений конкретного раздела, препода­ватель предлагает студентам упражнения на овладение первичными практическими навыками. После освоения первоначальных упражнений на различные темы (резонирование, произношение ударных гласных и т.д.), педагогические и студенческие задачи усложняются. Важно пони­мать и помнить, что контроль за разнообразными речевыми произноси­тельными ошибками может выполняться на основе одного упражнения. Рассмотрим варианты такого внутри предметного контроля.

Упражнение:

Как на горке, на пригорке

Жили 33 Егорки.

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка,

Четыре Егорка и т.д.

Внимание педагога должно быть направленно на:

· свободу мышц;

· правильность осанки;

· активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

· умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

· работу резонаторной системы;

· голосовой посыл — точную направленность текста;

· произношение ударного гласного звука;

Стр. 23

• произношение безударного гласного звука (особое внимание обратить на звучание заударных гласных);

• произношение слова с предлогом;

• общую внятность речи;

• четкое произнесение согласных звуков (особое внимание обратить на произнесение звука йот);

• логическое выделение числительных;

• развивающуюся интонацию перечисления;

• ритмическую точность;

• словесное действие и т.п.

Задача преподавателя - добиться верного результата по всем на­правлениям работы. Задача эта сложная, на первых этапах педагогиче­ской деятельности не всегда реальная. Для ее выполнения необходимо активно заниматься развитием педагогического слуха, определением причин речевых погрешностей студентов, выбором конкретных упраж­нений для устранения той или иной произносительной ошибки и много­го другого, что будет способствовать развитию профессионализма пре­подавателя.

Каждое упражнение, как правило, имеет несколько этапов работы и может быть использовано как в конкретных (внутри раздела), так и в комплексных разминках. Например, текст:

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария и т.д.

Варианты использования текста:

• звучание сонорных согласных - протяжное звучание;

• звучание ударных гласных - протяжное звучание;

• звучание «стаккато»;

• чередование протяжного и короткого звучания;

• дыхание в речи — распределение выдоха (доборы воздуха после каждой строки, через две строки, четыре строчки на одном дыхании);

звуко-высотный диапазон (повышение по слову, по строке, целиком текст);

Стр. 24

• смена смыслового центра строки и текста в целом;

• использование словесного действия;

• отработка «чтения» знаков препинания и т.п.

При необходимости преподаватель соединяет различные варианты использования текста, постепенно усложняя их комбинации, добиваясь тем самым, облегчения автоматизации разнообразных речевых навыков.

На примере раздела «Дыхание» рассмотрим возможные внутри предметные связи:

• дыхание связано с голосоведением, т.к. мышцы дыхательно-голосовой опоры являются основой при постановке речевого голоса. Умение сделать вдох и правильно распределить выдох - непосредственно связано с устойчивой, плавной фонацией;

• дыхание связано с дикцией, т.к. направление и сила струи выдыхаемого воздуха, а также качество дыхания непосредственно влияет на произношение звуков русского языка;

• дыхание связано с орфоэпией, т.к. отличие произнесения звуков
от написания автоматически меняет силу и направление струи выдыхаемого воздуха (например, оглушение звонких согласных в конце слова - кровь (ф), шарж (ш)), а также тем, что ритмическая организация слов и мелодика предложений определенным образом связана с дыхательным ритмом;

• дыхание связано с логикой звучащей речи, т.к. доборы воздуха рекомендуется брать во время логических пауз. Неверное распределение дыхания влечет за собой изменение смысловой нагрузки текста.

Остановимся подробнее на дикционных недостатках, связанных с процессом дыхания. Так, ошибка студента при произнесении звука «Ж» может быть оттого, что струя выдыхаемого воздуха направлена в зубы и в губы, а не в нёбо. В таком случае, отсутствует необходимая вибрация, и звук требует корректировки с точки зрения направления дыхания.

Точное произнесение свистящих звуков «С» и «3» зависит, в том числе, от силы выдыхаемого воздуха. Опыт показывает, что уменьшение воздушной струи нормализует чистоту индивидуального звучания.

При исправлении фрикативного «Г», со студентом необходимо де­лать упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох, т.к. именно качество дыхания может продемонстрировать учащемуся отличие диалектного стр.

Стр. 25

Проблема молодых педагогов часто состоит в том, что, стремясь дать как можно больше материала, развлечь, «закидать» студентов уп­ражнениями - они делают это в ущерб методической «выверенности». Важно соизмерять количество упражнений и возможность их освоения конкретной группой студентов, помнить, что чрезмерный объём мате­риала не даёт возможности студентам сосредоточить внимание на осно­вах предмета.

Если упражнение не освоено

Наши рекомендации