Модель педагогического процесса

Педагогический процесс-это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств обучающихся.

 
  Модель педагогического процесса - student2.ru

Процесс в переводе с латинского – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. (современный словарь иностранных слов. СПБ., 2000г. С. 450

Задачи

Модель педагогического процесса - student2.ru

Все три задачи выступают в единстве: в процессе обучения решают задачи воспитания и развития, воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Модель педагогического процесса - student2.ru

Целостность педагогического процесса.Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

*в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

*в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

*в наличии общего и сохранении специфического.

Этапы педагогического процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Организация Осуществление Анализ
Целеполагание   Диагностика   Прогнозирование Проектирование   Планирование Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности   Оперативный контроль Выявление возникших отклонений Выявление ошибок   Проектирование мер по устранению ошибок   Планирование

Задание 1 Ответить на вопрос: Какие правила практической деятельности соответствуют каждому принципу педагогического процесса?

Задание 2.Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?

Задание №3

  1. сравните модели взаимодействия, докажите, что личностно-ориентированная модель более прогрессивная.
  2. заполните таблицу:
Признаки для сравнения Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель
Цель
Задачи
Форма работы
Тактика
Способ общения
Результат

Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка

Характеризуется следующими признаками:

Цель: вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.

Лозунг в ходе такого взаимодействия: делай как я!

Способы общения: наставления, разъяснения, аппрет, требования, угрозы, нотация, крик, наказания.

Тактика: диктат и опека.

Задача педагога: реализовать программу. Методические указания превращаются в закон, не допускающий ни каких исключений. Складывается взгляд на ребенка как на объект воспитательной системы.

Центом педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, строящиеся по принципу школьного урока. Игра как вид деятельности ущемляется. Вся деятельность ребенка строго регламентируется взрослым.

В результате такого взаимодействия возникает взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, в дальнейшем может появиться негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательного воздействия. За пределами контакта со взрослыми поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

Наши рекомендации