Модель педагогического процесса
Педагогический процесс-это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств обучающихся.
Процесс в переводе с латинского – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. (современный словарь иностранных слов. СПБ., 2000г. С. 450
Задачи
Все три задачи выступают в единстве: в процессе обучения решают задачи воспитания и развития, воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.
Целостность педагогического процесса.Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.
Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
*в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
*в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;
*в наличии общего и сохранении специфического.
Этапы педагогического процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | ||
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Организация | Осуществление | Анализ |
Целеполагание Диагностика Прогнозирование Проектирование Планирование | Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности Оперативный контроль | Выявление возникших отклонений Выявление ошибок Проектирование мер по устранению ошибок Планирование |
Задание 1 Ответить на вопрос: Какие правила практической деятельности соответствуют каждому принципу педагогического процесса?
Задание 2.Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?
Задание №3
- сравните модели взаимодействия, докажите, что личностно-ориентированная модель более прогрессивная.
- заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Учебно-дисциплинарная модель | Личностно-ориентированная модель |
Цель | ||
Задачи | ||
Форма работы | ||
Тактика | ||
Способ общения | ||
Результат |
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка
Характеризуется следующими признаками:
Цель: вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.
Лозунг в ходе такого взаимодействия: делай как я!
Способы общения: наставления, разъяснения, аппрет, требования, угрозы, нотация, крик, наказания.
Тактика: диктат и опека.
Задача педагога: реализовать программу. Методические указания превращаются в закон, не допускающий ни каких исключений. Складывается взгляд на ребенка как на объект воспитательной системы.
Центом педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, строящиеся по принципу школьного урока. Игра как вид деятельности ущемляется. Вся деятельность ребенка строго регламентируется взрослым.
В результате такого взаимодействия возникает взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, в дальнейшем может появиться негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательного воздействия. За пределами контакта со взрослыми поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.