Педагогика в системе других наук.
Задание №1
Составьте тезаурус
Формирование-
Воспитание
- в широком социальном смысле
- в широком педагогическом смысле
- в узком педагогическом смысле
Социализация-
Образование-
Обучение-
Самовоспитание-
Задание №2
Раскройте взаимосвязь воспитания, обучения и развития
Задание № 3
Запишите Ваши рассуждения на тему: «Педагогика- это искусство или наука
Задание №4
Сравните основные черты воспитания в разные эпохи. Работу оформите в виде таблицы. Критерии сравнения определите самостоятельно.
Первобытно-общинный строй, Античная Греция, Древний Рим и Римская империя, Средневековье, Возрождение (14-16 век), 17 век, Просвещение 18 век, 19 век, 20 век, 21 век.
Тема 2: Методология и методы научно- педагогического исследования.
Педагогический словарь
Методология педагогики– учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике.
Методы педагогических исследований – способы, приёмы и операции деятельности, направленные на изучение педагогических явлений и на решение научно-практических проблем.
Логика научного исследования в педагогике – упорядоченная последовательность процедур педагогического исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.
Методологическая культура учителя – особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, пытающегося понять свою деятельность)
Метод- путь исследования или познания; способ построения обоснования научного знания, способ посредством которого познается предмет науки.
Тема- лаконичная формулировка проблемы исследования.
Цель- замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Задача- предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя “требования(цель), условия: известное и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе(…) Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности”
Гипотеза- научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Исследовательский подход- исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют следующие подходы: системный, комплексный, целостный, личностный, средовой, синергетический, аксиологический.
Эксперимент- научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики
- Характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования
- Логику научного исследования в целом и научно-педагогического в частности
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Выделять и анализировать уровни методологического знания
- Выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера
- Подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследовании
Задание№1 Выберите одну из тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат
1. Влияние использования игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на основные психофизиологические особенности.
Задание№2 сделайте подборку диагностических методик для изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст по выбору)
Задание №3 Используя требования к составлению анкеты, разработайте анкету для родителей в дошкольном образовательном учреждении:
1. особенности семейного воспитания дошкольника
2. Ценностные ориентации дошкольников
3.характер взаимоотношений дошкольников друг с другом.
Тема № 3 Целостный педагогический процесс
Педагогический словарь
Педагогический процесс- специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Основные компоненты педагогического процесса
Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.
Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:
преподавания;
учения;
Процесс воспитания состоит из:
процесса воспитательных воздействий,
процесса принятия их личностью;
возникающего процесса самовоспитания.
Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:
цель,
задачи,
содержание,
методы,
средства,
формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,
достигаемые результаты.
Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.
Целостность- внутренне единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.
Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанные с внешней средой;
Педагогическая система- социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.
Педагогические взгляды- идеи, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию, отражающие существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания.
Педагогическая теория- наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт претворения ее в реальной педагогической практике.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Понятие «педагогический процесс» и его конкретизацию в области педагогики
- Характеристику структуры педагогического процесса
- Логику построения педагогического процесса.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Выделять и анализировать этапы педагогического процесса