Педагогика в системе других наук.

Педагогика в системе других наук. - student2.ru

Задание №1

Составьте тезаурус

Формирование-

Воспитание

- в широком социальном смысле

- в широком педагогическом смысле

- в узком педагогическом смысле

Социализация-

Образование-

Обучение-

Самовоспитание-

Задание №2

Раскройте взаимосвязь воспитания, обучения и развития

Задание № 3

Запишите Ваши рассуждения на тему: «Педагогика- это искусство или наука

Задание №4

Сравните основные черты воспитания в разные эпохи. Работу оформите в виде таблицы. Критерии сравнения определите самостоятельно.

Первобытно-общинный строй, Античная Греция, Древний Рим и Римская империя, Средневековье, Возрождение (14-16 век), 17 век, Просвещение 18 век, 19 век, 20 век, 21 век.

Тема 2: Методология и методы научно- педагогического исследования.

Педагогический словарь

Методология педагогики– учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике.

Методы педагогических исследований – способы, приёмы и операции деятельности, направленные на изучение педагогических явлений и на решение научно-практических проблем.

Логика научного исследования в педагогике – упорядоченная последовательность процедур педагогического исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.

Методологическая культура учителя – особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, пытающегося понять свою деятельность)

Метод- путь исследования или познания; способ построения обоснования научного знания, способ посредством которого познается предмет науки.

Тема- лаконичная формулировка проблемы исследования.

Цель- замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Задача- предполагаемый локализованный результат исследования, включающий в себя “требования(цель), условия: известное и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе(…) Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности”

Гипотеза- научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Исследовательский подход- исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют следующие подходы: системный, комплексный, целостный, личностный, средовой, синергетический, аксиологический.

Эксперимент- научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики
  • Характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования
  • Логику научного исследования в целом и научно-педагогического в частности

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Выделять и анализировать уровни методологического знания
  • Выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера
  • Подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследовании

Задание№1 Выберите одну из тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат

1. Влияние использования игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на основные психофизиологические особенности.

Задание№2 сделайте подборку диагностических методик для изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст по выбору)

Задание №3 Используя требования к составлению анкеты, разработайте анкету для родителей в дошкольном образовательном учреждении:

1. особенности семейного воспитания дошкольника

2. Ценностные ориентации дошкольников

3.характер взаимоотношений дошкольников друг с другом.

Тема № 3 Целостный педагогический процесс

Педагогический словарь

Педагогический процесс- специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Основные компоненты педагогического процесса Педагогика в системе других наук. - student2.ru

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:

преподавания;

учения;

Процесс воспитания состоит из:

процесса воспитательных воздействий,

процесса принятия их личностью;

возникающего процесса самовоспитания.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

цель,

задачи,

содержание,

методы,

средства,

формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,

достигаемые результаты.

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Целостность- внутренне единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.

Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанные с внешней средой;

Педагогическая система- социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.

Педагогические взгляды- идеи, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию, отражающие существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания.

Педагогическая теория- наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт претворения ее в реальной педагогической практике.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Понятие «педагогический процесс» и его конкретизацию в области педагогики
  • Характеристику структуры педагогического процесса
  • Логику построения педагогического процесса.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Выделять и анализировать этапы педагогического процесса

Наши рекомендации