Диагностика методов, направленных на изучение обучения детей в процессе семейного воспитания

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания за­висит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях за­метны различия, которые проявляются:

– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

– нравственно-психологических установках и позициях;

– жизненном опыте;

– устремлениях, образцах и идеалах;

– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

– опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно зак­рытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности уче­ных (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания —это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимо­связях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания:

1.Важнейшие сведения о «семье»:

- состав семьи;

- образование родителей и других членов семьи;

- профессии родителей и членов семьи;

- увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжела­тельный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:

- здоровье, здоровый образ жизни;

- раннее образование детей;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания:

- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласован­ность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную вос­питательную функцию);

- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение детей в общие семейные дела;

- разобщенность родителей и детей в семейных делах;

- отстранение детей от семейных дел;

- дифференциация обязанностей взрослых при организации различ­ных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному уч­реждению, школе, гимназии, лицею и др.):

- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей:

- наличие определенных психолого-педагогических знаний, прак­тических умений родителей;

- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

- негативное отношение к приобретению психолого-педагогичес­ких знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного вос­питания.

Наблюдение— метод, который заключается в преднамеренном,

систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблю­даемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных дан­ных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной по­ступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и роди­телей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количествен­ный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобре­тена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продол­жительное время, во многих ролях и ситуациях.

2.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и ро­дителям, антипатии — к другим).

3. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он ре­агирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют со­бой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе по­лученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, бесе­да, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования(фр. enqimte — список вопросов) — пись­менный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непос­редственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респонден­там).

Типы анкет:

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предо­ставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование(англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про­исходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регла­ментируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится ин­тервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим спо­собом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание бла­гоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких пре­пятствий при его проведении.

2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюе­ра, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется ано­нимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагаю­щей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая за­пись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа— метод получения информации на основе словесной ком­муникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретиза­ции или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содер­жании, в отношениях между собеседниками.

2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интона­ция, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных ка­честв родителей, членов семьи, детей.

6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспек­тиву в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, маг­нитофона, диктофона и др.

8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг—метод, помогающий одновре­менно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они выраба­тывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, уча­ствуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: "Как вести себя с агрессивным ребенком", "Как вести себя с гиперактивным ребенком", "Если ребенок отстает в развитии", "Как воспитывать ребенка без отца", "Особенности воспитания приемного ребенка", "Специфика воспита­ния в семье многих детей", "Особенности воспитания единственного ребенка", "Как воспитывать близнецов" и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания —метод, позволя­ющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разло­жить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы сти­муляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадри­вает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверж­дается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочине­ния"Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть чер­ты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, пе­дагог может более точно и объективно составить независимую харак­теристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика— это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, вза­имоотношениях членов семьи. Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиноче­ства, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — при­знак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие вол­нующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.

Метод игровых заданий— это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огор­чить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающего­ся и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост
Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку
Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство
Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод
Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картин­ку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

- отношение взрослых к ребенку;

- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

- ценности семьи;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок.Ребенку по очереди по­казывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик си­дит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисо­ванное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рас­сказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семей­ные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа.Педагог предлагает ребенку со­чинить вместе рассказ о мальчике (девочке). "Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким брати­ком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений.Педагог начинает фра­зу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчает­ся, когда я..." и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родите­лей.Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодоку­менты, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент(лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролиру­емой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и фор­мирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень раз­вития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспи­тание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная си­туация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осу­ществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изу­чить конкретные пути формирования личности ребенка.

Заключение

Успешность обучения является залогом психологического здоровья школьников, о сохранении которого ратует все сообщество психологов и педагогов. Данная проблема (проблема успешности обучения школьников) исследуется учеными уже достаточно длительный период, но, несмотря на длительность изучения, эта проблема так и остается еще исследованной незначительно, поэтому является одной из наиболее актуальных. Ее актуальность заключается еще и в том, что данная проблема имеет малую реализацию в практике образования. Особенно это касается проблем психологической готовности к обучению в школе современных школьников и выявления роли родителей в процессе успешного обучения детей.

Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении ребенка в социально-значимой деятельности и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.

Ведь общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов. У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития!

Список литературы:

1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 40 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение , 1998.

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С 234 с.

4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 289.

5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39

6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1989

7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – 340 с.

8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 238 с.

9. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 256 с.

11. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 456 с.

12. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 476 с.

13. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

14. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1999.- 432 с.

15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 272 с.

16. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.

17. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В. Шеляг. М.: ИСР, 1995.

18. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.

19. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. - М., 2000.

20. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС, 2004- 321 с.

Наши рекомендации