Диагностика методов, направленных на изучение обучения детей в процессе семейного воспитания
Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:
– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;
– нравственно-психологических установках и позициях;
– жизненном опыте;
– устремлениях, образцах и идеалах;
– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;
– опыте воспитания детей.
Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектива) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания —это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
1.Важнейшие сведения о «семье»:
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
-характер отношений (изменчивый, противоречивый);
- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).
III. Цель и задачи семейного воспитания детей.
IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:
- здоровье, здоровый образ жизни;
- раннее образование детей;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей.
V. Особенности семейного воспитания:
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
VI. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.
VIII. Уровень педагогической культуры родителей:
- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;
- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;
- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.
Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.
Наблюдение— метод, который заключается в преднамеренном,
систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
В процессе наблюдения:
1) ставится задача;
2) составляется план;
3) идет фиксация данных;
4) следует обработка зафиксированных данных;
5) делаются соответствующие выводы.
Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:
1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.
2.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).
3. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.
Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).
Метод анкетирования(фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Виды проведения анкетирования:
1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Типы анкет:
1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);
2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);
3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).
Интервьюирование(англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.
Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.
Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).
Основные требования по проведению интервью:
1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.
2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.
3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.
4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).
Беседа— метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.
Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Особенности беседы, ее подготовка и проведение:
1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.
2.Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.
5.Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
6.Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.
7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.
8.Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.
Психолого-педагогический тренинг—метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.
Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: "Как вести себя с агрессивным ребенком", "Как вести себя с гиперактивным ребенком", "Если ребенок отстает в развитии", "Как воспитывать ребенка без отца", "Особенности воспитания приемного ребенка", "Специфика воспитания в семье многих детей", "Особенности воспитания единственного ребенка", "Как воспитывать близнецов" и др.
Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания —метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.
Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения"Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.
Рисуночная методика— это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи. Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.
Педагог обращает внимание на такие детали:
1) как расположены члены семьи;
2) насколько они удалены друг от друга;
3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;
5) кто выше ростом, а кто ниже;
6) кто большой по размерам, а кто — маленький;
7) кто в каких красках нарисован.
Что можно узнать при раскодировании рисунка?
1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
3.Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.
Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.
Метод игровых заданий— это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.
Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:
Мальчик разбил чашку | дергает кошку за хвост |
Мальчик бьет мальчика | несет мамину сумку |
Мальчик держит цветок | подает бабушке лекарство |
Мальчик чистит ботинки | выносит мусор в мусоропровод |
Мальчик убирает постель | поливает цветы и т. п. |
Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:
- отношение взрослых к ребенку;
- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;
- ценности семьи;
-стиль семейных отношений.
Методика комментирования картинок.Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисованное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рассказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.
Методика завершения рассказа.Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). "Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).
Методика неоконченных предложений.Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчается, когда я..." и т. д.
Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей.Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).
Педагогический эксперимент(лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.
По целям организации обычно различаются констатирующий и формирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:
1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;
2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;
3) изучить конкретные пути формирования личности ребенка.
Заключение
Успешность обучения является залогом психологического здоровья школьников, о сохранении которого ратует все сообщество психологов и педагогов. Данная проблема (проблема успешности обучения школьников) исследуется учеными уже достаточно длительный период, но, несмотря на длительность изучения, эта проблема так и остается еще исследованной незначительно, поэтому является одной из наиболее актуальных. Ее актуальность заключается еще и в том, что данная проблема имеет малую реализацию в практике образования. Особенно это касается проблем психологической готовности к обучению в школе современных школьников и выявления роли родителей в процессе успешного обучения детей.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении ребенка в социально-значимой деятельности и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Ведь общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов. У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития!
Список литературы:
1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 40 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение , 1998.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С 234 с.
4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 289.
5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39
6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1989
7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – 340 с.
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 238 с.
9. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 256 с.
11. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 456 с.
12. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 476 с.
13. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
14. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1999.- 432 с.
15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 272 с.
16. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с.
17. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В. Шеляг. М.: ИСР, 1995.
18. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.
19. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. - М., 2000.
20. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС, 2004- 321 с.