Глава 1. Теоретические основы исследования социализации дошкольников с задержкой психического развития.
Введение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором. Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества.
Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития необходимо уделить особое внимание социализации этих детей.
Отдельные аспекты рассматриваемой нами проблемы уже достаточно исследованы. Проблемой социализации занимались следующие ученные: Дж. Дьюи, В. Кукартц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Фулкье, У. Джеймс, Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер, Н.К. Крупская, М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинской, А.В. Петровского, А.А. Реана, Э.В. Ильенкова, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.
Проблемой социализации дошкольников занимались: А.М. Аскарина и А.И. Мышкис, Гуров В.Н, Б.Д. Эльконина, Г.А. Гамезо, А.В. Запорожец.
Проблемой социализации дошкольников с задержкой психического развития занимались: В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л. М. Шипицина.
Однако на сегодняшний день все еще недостаточно исследована проблема в целом – особенности социализации дошкольников с задержкой психического развития. Это определяет актуальность нашего исследования и позволяет сформировать его проблему следующим образом – каковы особенности социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Цель исследования:выявить особенности социализации дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования:социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме.
2. На основе теоретического анализа выявить особенности социализации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть организацию, методы и методики исследования особенностей социализации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать методические рекомендации по формированию социально0важных качеств
Гипотезой исследованияпослужило предложение о том, что …
Методы исследования: Основным методом нашего исследования является теоретический анализ научной и научно-методической литературы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования подобранных автором методов и методик психодиагностического исследования особенностей социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также разработанных методических рекомендаций по особенностям социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития педагогом и психологом, работающим с детьми с задержкой психического развития.
Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, заключение.
Глава 1. Теоретические основы исследования социализации дошкольников с задержкой психического развития.
Таблица 1
Заключение
Нами был проведен анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме. В результате проведенной работы
5. На основе теоретического анализа выявить особенности социализации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Рассмотреть организацию, методы и методики исследования особенностей социализации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
7. Разработать методические рекомендации по формированию социально0важных качеств.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. - М.: Наука, 1991.- 154 с.
3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994г.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.
5. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь: Ника, 2003.
6. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение - М.: Социум, 2006.
7. Кони, И. Ребенок и общество / И. Кони. - М.: Просвещение, 1988.-117с.
8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М.: Академия, 1990г.
9. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 1991. - 274 с.
10. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.
11. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.]; под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
12. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М., 1948.
14. Эльконин Д.Б. Психология личности. – М.: Психология, 1994.
15. Омарова Патимат Омаровна СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ журнал - Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки
16.
Список литературы
Нормативно - правовые акты:
.Конвенция о правах ребенка. //Собрание международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
.Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
.Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 1999. №33
.Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001. - 168 с.
.Бавыкина Г.Н. Речевое развитие дошкольников. Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 160 с.
.Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007.
.Бойков, Д.И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями // Дефектология. - 2005. № 4. С. 27 - 32.
.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. - М., 1991.
.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. - 512 с.
.Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. - 224 с.
.Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №2. C. 27 - 32.
.Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2006. - № 2. С. 22-26.
.Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008. - 336 с.
.Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология.- 2002. - № 4. С. 22 - 26.
.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 2001. - 142 с.
.Капустина Т.Н. Особенности слышимой речи детьми с задержкой психического развития. М., 1989.
.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: ВЛАДОС, 2004. - 328 с.
.Клюева Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2008. - 321 с.
.Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005.
.Кравцова Е.Н. Ребенок внутри общения // Дошкольное образование. - 2005.- № 3. С. 2-6.
.Козлова С.А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.,2004.
.Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
.Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.,2007.
.Липский И. Кодекс этики социального педагога и социального работника - основа профессиональной позиции // Социальная педагогика. - 2006. - № 2. С. 103-112.
.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
.Локтева Е.В. Общение в семье с ребенком с ЗПР. Проблемы школьного воспитания. - 2002. - № 3. С. 82-85.
.Локтева, Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2006. - № 4. С. 22−26.
.Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Знание, 2003. - 356 с.
.Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
.Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.
.Мордахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: РГСУ, 2002.
.Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ, 2009.
.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. М., 2006.
.Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. - 2005.- № 9. С. 13-15.
.Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. - 2007. - №10. С. 14-15.
.Никитина Л. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. С. 30-36.
.Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. - 152с.
.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 319 с.
.Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М. , 2002.
.Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия. М.: Педагогика, 2007. - 304 с.
.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2000. - № 3. С12-16.
.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. С. 5-8.
.Протасова И. Социальный педагог в ДОУ: модель личности и деятельности // Социальная педагогика. - 2007. - № 1. С. 37 - 39.
.Семенов Г. С. Рабочая тетрадь социального педагога. М., 2004
.Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Минск: Академия Холдинг, 1989.
.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 416 с.
.Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Ярославль: Академия развития, 2008. - 128 с.
.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2000. - 294 с.
.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2006. - 293 с.
.Шатунов Н.Н. Социализация личности. М., 2004. - 196 с.
.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 384 с.
Введение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором. Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества.
Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития необходимо уделить особое внимание социализации этих детей.
Отдельные аспекты рассматриваемой нами проблемы уже достаточно исследованы. Проблемой социализации занимались следующие ученные: Дж. Дьюи, В. Кукартц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. Фулкье, У. Джеймс, Р. Лазарус, И. Гаккер, Л. Фестингер, Н.К. Крупская, М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинской, А.В. Петровского, А.А. Реана, Э.В. Ильенкова, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.
Проблемой социализации дошкольников занимались: А.М. Аскарина и А.И. Мышкис, Гуров В.Н, Б.Д. Эльконина, Г.А. Гамезо, А.В. Запорожец.
Проблемой социализации дошкольников с задержкой психического развития занимались: В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л. М. Шипицина.
Однако на сегодняшний день все еще недостаточно исследована проблема в целом – особенности социализации дошкольников с задержкой психического развития. Это определяет актуальность нашего исследования и позволяет сформировать его проблему следующим образом – каковы особенности социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Цель исследования:выявить особенности социализации дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования:социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме.
2. На основе теоретического анализа выявить особенности социализации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть организацию, методы и методики исследования особенностей социализации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать методические рекомендации по формированию социально0важных качеств
Гипотезой исследованияпослужило предложение о том, что …
Методы исследования: Основным методом нашего исследования является теоретический анализ научной и научно-методической литературы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования подобранных автором методов и методик психодиагностического исследования особенностей социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также разработанных методических рекомендаций по особенностям социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития педагогом и психологом, работающим с детьми с задержкой психического развития.
Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, заключение.
Глава 1. Теоретические основы исследования социализации дошкольников с задержкой психического развития.