Специфика и методы исследования семьи.

В последнее время усилилось внимание к семье как социальному институту. Семья как соц.иститут, неразрывно связанный с обществом, отличается интимным характером жизни и отношений, в отличии от д/с. Семья закрытая ячейка общества. Каждая семья уникальна и неповторима. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, типологические особенности родителей и других членов семьи создают неповторимую атмосферу. При исследовании проблем сем.воспитания нельзя ограничиваться только лишь констатацией состояния дела.

В.В.Котырло, Т.А.Куликова предлагают изучить семью последовательно, системно по следующим направлениям: 1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, др взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка. 2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи: - дружелюбный тон обращения друг к другу.; - изменчивый, противоречивый характер отношений; - своеобразная автономность каждого члена семьи. 3. Цель дош.образования ребенка. 4. Степень осознания родителями особой роли дош.периода детства в формировании личности ребенка. 5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка. 6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей: -наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению. – ограниченность знаний и податливость педагогическому просвещению. – низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению. 7. Особенности воспитательных воздействий: - участие всех взрослых в воспитании. – непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания. – член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию. – отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка. 8. Организация совместных форм деятельности в семье: - общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела. – дифференциация обязанностей среди взрослых, привлечение ребенка к семейным делам. – разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел. 9. Отношение семьи к дошкольному учреждению.

Методы изучения семьи. Существуют разные группы методов. Одним из важнейших методов исследования семьи можно считать наблюдение. Может применятся как самостоятельно так и в сочетании с другими методами. Как метод научного исследования наблюдение подчиняется ряду правил и требований: * обязательное наличие цели наблюдения; * выбор способов наблюдения; * планомерное проведение наблюдения по определенной схеме. * проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности. Выделяют следующие виды наблюдений: включенное-предполагает что экспериментатор сам на определенное время становится равноправным участником деятельности, это позволяет собрать информацию , недоступно для др методов, невключенное-наб. «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдений группы, открытое и скрытое-характеризуется позицией наблюдателя. В первом случае семья знает о том, что применяется наблюдение, во втором не подозревают. Полевое, лабораторное-при полевом наблюдении объектом является реальный процесс. Может исследоваться реакция родителя, характер деят-ти детей и особенности взаимодействия родителя с ребенком.

Другие методы: ведение родителями дневников наблюдения; метод написания родителями мини-сочинения «Мой ребеок»; метод опроса (беседа и интервью, анкетирование, социометрический метод, естественные и специально создаваемые ситуации деят-ти, воображаемые ситуации, рассказ, неоконченные предложения), методики с использованием картинок, методы изучения продуктов деят-ти ребенка.

33.Проблемы преемственности в системе непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:-Состояние здоровья и физическое развитие детей; -Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; -Умственные и нравственные способности учащихся; -Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития; -Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных “переходных” периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует?

С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). 3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов: -заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; -составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; -проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.; -проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи); -планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе; -работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей).

Наши рекомендации