Патриотическое воспитание д.д.в. Анализ совр.программ патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны

Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

«Наследие» М.Ю.Новицкой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

«Мир детства» г. Оренбург

«Росток» г. Челябинск

«Живой родник» г. Северск

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской

«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.

Образовательная программа «С чего начинается Родина?»

Программа «С чего начинается родина?» представляет собой сборник, где собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы».

Программа имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений, представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:

Мой дом - моя семья;

Знакомим с русской народной культурой;

Столица нашей Родины – Москва;

Земля – наш общий дом;

Защитники отечества.

Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.

Два занятия для младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и подготовительных групп.

Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:

 Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

 Познакомить с понятием «семья».

 Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.

 Воспитывать любовь к родному языку.

 Знакомство с фольклором.

 Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.

 Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.

 Рассказать о взаимоотношениях в семье.

 Воспитание самостоятельности.

 Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.

 Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.

 Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.

 Развивать у детей эстетическое восприятие.

 Развитие уважения к старшим.

Задачи раздела «Знакомим с русской народной культурой»:

 Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

 Развивать творческие способности.

 Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.

 Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.

 Знакомство с поговорками, пословицами.

 Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.

Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:

 Воспитывать любовь к родному городу.

 Понятие экологии.

 Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.

 Знакомство с достопримечательностями столицы.

 История города.

 Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.

Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:

 Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.

 Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.

 Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;

 Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.

 На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.

 подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.

 Воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.

 Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания.

Задачи раздела «Защитники Отечества»:

 Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

 Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

 Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.

 Развитие коммуникативной функции речи.

Наши рекомендации