Педагогическое общение. Его сущность и структура, функции и стили.
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Функции: Ломов выделяет следующие функции: информационно-комуникативная, регуляционно-комуникативная и аффектно-комуникативная(передача настроения,обменвнутрен состояния, проникновение в личность).
Андреева выделяет: информационная, интерактивная(взаимодействие), перцептивная(ощущения, восприятие), контактная, побудительная(стимуляция активности), координационная, понимание, амотивная(возбуждение в партнере эмоциональных переживаний).
Лихачев:комуникативная, информативная(способствованию духов обогащению), педагогическ функция(формирование сознания реб), нравственно-эстетическая(умиротворение тревожного чувства).
Стили пед.общения.
Демократический стиль общения.Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки.
Авторитарный стиль общения.Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников.
Либеральный стиль общения.Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.
Конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Выделяют конфликт конструктивный и деструктивный.
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Ролевые позиции в педагогическом общении.
С психологической точки зрения содержание педагогического общения может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:
1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель – дитя».
«Ты – тупой!», «Ты – трус!», «Ты – безответственный человек!», «Негодяй!» и т. п.
Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретно его поступки.
2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель – взрослый».
обращение к ребенку, как к взрослому. Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время здесь отчетливо выступает педагогическое мастерство учителя.
3) Отношения педагога к учащемуся как «Взрослый – родитель».
«Я прошу тебя, потому что ты – не забудешь».
Ребенка мы превращаем не просто в “помощника педагога”, а в защитника интересов педагога.
4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый – взрослый».
Правило 3 «П»: понимание, приятие, признание
Правило, которого следует придерживаться педагогу в этой позиции, – Правило 3 «П»: понимание, приятие, признание.
Понимание означает умение увидеть подростка «изнутри», умение взглянуть на ситуацию одновременно с двух точек зрения: своей собственной и подростка.
Приятие – означает безусловно положительное отношение к подростку, его индивидуальности – независимости от того, радует он взрослых в данный момент или нет; признание его уникальности.
Признание – это, прежде всего, право подростка в решении тех ли иных проблем.
12.Дошкольное образование как первая ступень непрерывного образования. Актуальные проблемы дошкольного образования. ФГОС ДО.
Непрерывное образование - это концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. Непре-ое образ-ие представляет непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы. Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Дошкольное образование выступает как первая ступень непрерывного образования.
Различаются следующие виды ДОУ: Детский сад; Д/с общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; Д/с компенсирующего вида; Д/с присмотра и оздоровления; Д/с комбинированного вида; Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Д/сдля детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), Д/с для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Дошкольное образование и его учреждения решают достаточно широкий комплекс задач: от охраны жизни и здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка. Педагогический процесс в ДОУ - это целостный процесс развития личности ребенка в единстве воспитания и обучения. Он представляет собой систему, компонентами которой являются цель, содержание, средства, методы, формы, результат. Цель педагогического процесса - реализация задач воспитания. В качестве основных определяют следующие задачипед. процесса:
Задачи физического воспитания: а) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание, развивающих движений, б) развитие движений, навыков и умений, представлений о своем организме, о здоровье, о режиме(образование), в) воспитание нравственно-физических качеств, культурно-гигиенических навыков, потребности в физическом совершенстве.
Задачи нравственного воспитания: а) формирование систем нравственных представлений, понятий и суждений, б) воспитание нравственных чувств и отношений, в) формирование способов нравственного поведения.
Задачи умственного воспитания: а) формирование системы элементарных знаний об окружающем, б) воспитание любознательности и познавательного интереса, в) развитие мыслительной деятельности, г) развитие речи, д) сенсорное развитие.
Задачи эстетического воспитания: а) формирование системы эстетических представлений (о прекрасном, красивом), б) воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного, в) формирование способов практической и творческой деятельности, развитие художественно – творческих способностей.
Задачи трудового воспитания: а) формирование представлений о труде взрослых, б) формирование трудовых умений и навыков, в) в воспитания нравственно - волевых качеств, положительного отношения к труду, воспитание потребности трудиться.
Все задачи педагогического процесса находятся в единстве и связи, органически дополняя друг друга. Весь пед.процесс может быть условно разделен на блоки: Непосредственно образовательная деятельность; Блок совместной деятельности воспитателя и ребенка; Блок свободной самостоятельной деятельности. Так можно сказать, чтодош.образование имеет большое значение в развитии ребенка как первая ступень образования. Но в дош.образовании также есть и проблемы, например, такие как недостаток квалифицированных педагогических кадров; преемственность ДОУ и школ; построения образовательной среды и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ «СТАНДАРТ») разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года
ФГОС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: повышение социального статуса дошкольногоv образования; обеспечение государством равенства возможностейv для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня иv качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательногоv пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ: охраны и укрепления физического и психического здоровьяv детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развитияv каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);обеспечения преемственности целей, задач и содержанияvобразования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей вv соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;объединения обучения и воспитания в целостныйv образовательный процесс на основе духовно нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числеv ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;обеспечения вариативности и разнообразия содержанияv Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующейv возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого педагогической поддержки семьи иv повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
СТАНДАРТОМ УЧИТЫВАЮТСЯ: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы наразных этапах ее реализации.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: полноценное проживание ребенком всех этапов детстваv (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальныхv особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенкаv полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствиеv условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.ЭТИ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования; обеспечивает развитиеn личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; направлена на решение задачn Стандарта.