Я открываю Музей Педагогических Недоразумений.
Не хотите ли подарить Музею свои педагогические нелепости, недоразумения, от которых собираетесь избавиться насовсем?
Я приму их и помещу рядом с моими педагогическими недоразумениями, которые обнаруживаю в своих мыслях и практике после того, как моё сознание приняло Чудную, Прекрасную, Высшую Мерность.
Давайте выставим в Музее все изощрённые формы нашего учительского авторитаризма: крики, строгости, отметки, наказания, красные чернила, верхоглядство, всё, в чём только проявляется наша грубая власть над нашими учениками.
Только экспонаты оформляйте в виде видеозаписей, чтобы ясно была слышна вибрация голоса и видна экспрессия движений тела учителя, а также состояние репрессируемых учеников.
Давайте выставим все изощрённые формы нашей оценочной деятельности. Присылайте дневники, в которых учительской рукой записано: «Папа, неужели нет у вас ремня для вашего сына?» Присылайте учительские угрозы вроде: «Ты у меня оценку не получишь», «Я тебя придушу двойками». Присылайте педагогический град в виде пятибалльных, десятибалльных, двенадцатибалльных, стобалльных отметок. Высылайте ужас детей: контрольные, проверочные работы, тестирования. Присылайте оценочные нелепости, каковыми являются среднеарифметические баллы.
Принимаются импортные «технологии образования», бездетные, безучительские и бездумные.
Принимаются учебники по педагогике и методикам, в которых нет Любви, нет Сердца, нет Духовности.
Принимаются школьные учебники, которые как кирпичи по объёму и тяжести, учебные планы, программы, приказы, решения, для которых даже трёхмерность обуза, не говоря уже о Чудной Мерности.
Присылайте все способы, приёмы, формы учительской злобы, мстительности, учительских насмешек и издевательств.
Присылайте обнаученные недоразумения, вроде: «…на каждом уроке учитель должен строго и живо опрашивать трёх-четырёх учеников».
Достойны Музея Педагогических Недоразумений школы, которым присвоены громкие имена выдающихся мыслителей (школы имени Ушинского, Толстого, Сухомлинского и т. д.), но внутри этих школ и не пахнет духом мыслителей.
Присылайте уроки комбинированные, уроки опроса и оценок, уроки контрольных проверок, на которых ведётся фронтальная борьба противоположностей.
Записывайте на видеокассеты и присылайте родительские собрания, педсоветы, методические заседания, на которых понятия духовности, сердечности, любви являются инородными.
Присылайте…
Но разве возможно перечислить всё?
Таких экспонатов ведь очень много в нашей жизни.
С ними далеко не пойдём, героями Духа не станем.
И чем обильнее будем снабжать Музей Педагогических Недоразумений подобными экспонатами, тем мощнее станет наша устремлённость к героизму.
Присылайте подлинные истории, наподобие нижеприведённого образца.
Семиклассники уговорили своих учителей не спрашивать их завтра, так как сегодня отмечают день рождения Маши, и они не успеют приготовить уроки. Но не предупредили они учительницу истории: её в тот день в школе не было.
На другой день она окинула взором класс по всем законам авторитаризма: «Кого вызвать? Кого вызвать?»
Ученики сказали, что не надо никого вызывать, они не подготовились к уроку — праздновали день рождения Маши.
Учительница рассвирепела не на шутку: — Пропади пропадом и день рождения Маши, и ваши дни рождения заодно!
И жирными красными чернилами она выставила двойки всем и в журнале, и в дневниках.
У всех есть свои священные слова.
У нас — у учителей — тоже есть они.
Слова эти — как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверить направление мысли и утверждать практику.
Они зовут нас быть героями Духа.
Сотворил их для нас Вселенский Логос, наполнил их Чистой Мудростью, Смыслом Жизни, Высшей Духовностью и сказал нам: «Будьте же исполнители Слова, а неслышатели только, обманывающие самих себя».
Ведь звуковой строй каждого Священного Слова и каждый звук в нём несут в себе Божественную Тайну.
Слова эти — как окошечки в Беспредельность, откуда можно вечно черпать Свет, Мудрость, Знания.
Сказано: «Слово есть Сила Любви и Воли Отца Небесного».
Вы можете назвать Слова, которым предписано быть Священными для нашей учительской жизни?
Записываю:
Школа
Учитель
Ученик
Воспитание
Образование
Урок
Гуманность
Пусть все люди Земли трепещут перед этими Священными Словами, ибо в них тайна Их общей и частной судьбы, в них тайна бытия самой Вселенной!
54. Но вот поспешило невежество и преградило путь к светлым источникам. Оно вытеснило из Священных Слов их суть и заполнило их скудным опытом и знаниями людей, то есть человеческой самостью. Наше педагогическое мышление стало бездуховным, мы потеряли чувство героя Духа, мы оскудели.
Сказано: «Логика отравила многие слова. Наиболее священные слова попраны ногами невежества».
Открываю словари: один, другой, третий.
Моё педагогическое сознание и моя творческая практика спотыкаются об эти жалкие определения, как о камни, которыми забросана дорога.
Но камням этим суждено стать краеугольными в строительстве Храма Образования.
«Школа — учебно-воспитательное заведение».
«Воспитание — вырастить, дать образование, обучить правилам поведения».
«Образование — обучение, просвещение».
«Урок — основная форма обучения».
«Гуманность — человечность в общественной деятельности.
Гуманный — человечный, отзывчивый, культурный».
Истинно, «люди отбросили этику Духа и заключили себя в духовную неподвижность».
55. О, Великое Педагогическое Созвездие Священных Слов!
Мудрость в вас течёт из недр Беспредельности и Вечности, из Звёздного Неба.
Повторяют нынешние учёные мысль древнейших мудрецов: «Воспитание есть вечная категория». Но мои современники имеют в виду не саму Вечность, которая во Вселенной и которая в Духе, но нашу ограниченную жизнь на Земле. Они измеряют Вечность и Беспредельность земными мерами длины и времени, и потому эти понятия превращаются в пустышки.
А если в созвездии Ориона тоже рождаются дети и тоже их воспитывают?
А если в созвездии Плеяды тоже есть дети и тоже нуждаются в воспитании?
А если в бесчисленном количестве созвездий и галактик тоже живут дети?
Какой тогда станет категория воспитания?
Она станет и Вечной, и Вселенской.
Можно вообразить Вселенскую Книгу Мудрости Воспитания, из которой все планеты, миры, созвездия, галактики, где только царствует сознательная жизнь и рождаются дети, взрослые черпают знания о воспитании своих детей и постигают ту глубину мудрости, которую они в состоянии постигнуть.
Только сердцу героя Духа доступны страницы Вселенской Книги Мудрости Воспитания.
56. Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Вы можете поверить в то, что эти великие и Священные для нас Слова были сотворены Логосом ради такой бессмыслицы?
Тогда послушайте, что скажет учёным мужам, занятым обнаучиванием Божественных понятий, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. «Столь знакомое нам слово «Школа» связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское «школа» восходит к латинскому «скале» — «лестница»… Речь идёт прежде всего о лестнице духовного восхождения человека, которая классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге под названием «Лествица». В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа «Любовью».