Дети — действующие в Истине.
Мне эти толкования понравились куда больше, чем толкования всех остальных словарей, где, скажем, Ребята — молодые люди, парни или дети, и больше ничего. В таких трёхмерных словарях понятия Ребята, Ребёнок, Дети, Ученик, Воспитанник и т. д. никакого намёка о Чудном Измерении не несут.
36. Второе. Ребёнок есть носитель своего предназначения, иначе, своей Миссии.
На Земле с пустыми руками не рождается никто. В каждом есть свои возможные дары Духа для людей, и если он воплотит их в действительность, это и будет его путём совершенствования и восхождения.
С пустыми руками не явились в земную жизнь ни Шота Руставели, ни Александр Сергеевич Пушкин, ни Фёдор Михайлович Достоевский, ни Альберт Эйнштейн, ни Пётр Ильич Чайковский, ни Владимир Иванович Вернадский, ни…
Но кто-то прервёт меня: «Они же великие люди, гении. Они особые. Но какая миссия может быть в простом смертном?»
Сперва надо понять единство и целостность Вселенной.
Люди рождаются вовсе не случайно, а друг для друга.
Мы — путь друг для друга, ибо плоды моей миссии предназначены вам, а моя миссия для своего утверждения надеется на плоды ваших миссий.
Будущее поколение ждёт достойных плодов наших миссий, тогда оно ещё успешнее будет совершенствоваться и оставит последующему поколению свои дары Духа.
Потому маленьких людей с маленькими миссиями не бывает.
Никто не является «маленьким человеком», если сам не сделает себя таким или не поможет ему в этом, увы, его учитель.
И кто устремится к познанию своей сути, того сердце поведёт по правильным тропинкам, а может быть, и откроет сокрытую в себе тайну, и помочь ему в этом может и должен учитель.
Это учитель Царскосельского лицея Кравцов сказал: «У Вас, Пушкин, в математике всегда нуль. Садитесь и пишите свои стихи!»
Как сказал философ, если я не открою в себе свой смысл жизни, то сам поиск смысла жизни уже будет смыслом моей жизни.
37. Конечно, в маленьком Александре Сергеевиче Пушкине уже присутствовала его великая миссия: оставить человечеству Пушкиниану.
Но какая же была миссия няни его — Арины Родионовны? Она дала поэту истоки русского Слова, русской духовности (не только она, разумеется), русского народного творчества. Не зря посвящал Александр Сергеевич (и даже его друзья) ей свои прекрасные стихи.
Представим теперь, каким стало бы творчество Пушкина, не будь в его жизни этой простой женщины? А как обеднел бы духовный мир человечества, не будь в нём Пушкинианы.
Я утверждаю: Арина Родионовна пришла в этот мир с миссией содействовать становлению творца и, к счастью, она свершила её.
Любая великая миссия требует содействия огромного количества людей, предназначения которых в большей или меньшей степени пересекаются с жизнью носителя великой миссии.
Каждый из нас есть носитель своей судьбы, и жить вне судьбы есть великая трагедия для человека. Жить же в своей судьбе есть великое счастье.
Но беда в том, говорит философ, что большинство людей живёт вне своей судьбы, и тем самым разрушает судьбы других, ибо всё едино и взаимосвязано.
Космос не любит случайностей, Небеса их не допускают.
Однако, говорят мудрецы, неразумие свободной воли человека может выпустить пожирающие чудовища.
Третье. Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа, которая не поддаётся измерению. Ребёнок всё может, только воспитайте его достойно.
Ребёнок есть существо космическое, он — микрокосмос и вынашивает в себе могущество и безграничность макромира.
Он, как человек Духа, устремлён к объятию всего Космоса, познанного и не познанного.
В нём заложена возможность стать Богочеловеком, ибо сотворен он по образу и подобию Бога. Потому призывал Иисус Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Устремления к одухотворению своей человеческой сущности ребёнку присущи изначально. Чувство владения неограниченной энергией Духа питает все устремления.
Энергия Духа проявляется и утверждается в виде Божественных дарований: мысль, чувства, свобода выбора, воля, познание, устремление, речь, любовь, вера, желания, страдания, смысл жизни, счастье, служение, долг и так до бесконечности.
Мыслители говорят: «Можно достичь преображения целей жизни лишь допущением сознания всеначальной энергии».
39. Всеначальная Божественная Энергия проявляется в ребенке и через Мудрость Природы.
Природа не скупится в отношении ребёнка: она щедро одаривает его всеми своими богатствами, ибо заключает в ребёнке саму себя. Она даёт ему мощнейшие импульсы к развитию, взрослению и свободе. Она закладывает в ребёнке законы его преобразования, согласовывая их с Космосом.
Истинно, ребёнок всемогущ.
Он есть союз и синтез Неба и Земли, Духа и Природы, Души и Тела. Через него люди становятся соработниками у Бога.
Ребёнок всё может, лишь бы не подвела педагогика, лишь бы образовательный процесс охватил всю гармонию Духа и Природы, заключённую в нём.
Только учитель — герой Духа — не позволит разрушить великий союз Неба и Земли в ребёнке.
40. Владимир Вернадский в 1922 году записал в дневнике: «По-видимому, вопрос души начинает всё больше входить в науку, что и должно быть, так как понятия материи, энергии потеряли прежние формы. Энтелехия, кванты, проблемы относительности (я бы к этому перечислению добавил: Теория физического вакуума и торсионных полей, проблемы генетики, речи… — Ш.А.) и т. п. заполняют сейчас содержание мысли. Невольно человек (научно) приходит к формам, исторически сложившимся в человечестве путём философского, художественного, религиозного творчества».
Видите, я не одинок в своих допущениях.
41. Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Я зову вас, как тот ребёнок, который впервые увидел бабочку:
— Посмотрите, какая высота — наша душа небесного происхождения! Педагогика начинается с Звёздного Неба!
Открыл ли я кому-либо из вас что-нибудь новое?
Может быть, кто-то из вас тоже не знал, как и я, что это так?
Однако моё восхищение превращается во мне в Веру и устремление.
И Вера зарождает во мне тревогу души: как же тогда мне — учителю — идти к детям?
Они носители в себе Вечности, явились в этот мир с предназначением нести людям свои дары Духа и обрести себе путь восхождения; в них безграничность.
42. И что же будет, если я приду к ним со своей ограниченной педагогикой, которая вовсе не признаёт в них никакого всемогущества, никакой вечности, никаких даров Духа? Не признаёт никакого Духа и Духовности.
Она — эта педагогика теней — велит мне насупиться и сделаться неким озабоченным охотником за редкими птицами, ловить их и сажать в клетку. Да ещё верить, что так я оберегаю этих редких птиц от хищников, среди которых бывают и сами люди, оберегаю их от голода и холода, от лишних полётов и перелётов.
Какое самомнение! Какая самость!
Я ловлю их, подрезаю крылья и сажаю в клетку так же, как когда-то посадили в клетку меня самого; и до сих пор чирикаю в ней как «свободно мыслящий» учитель-материалист.
Приду к своим ученикам на урок, огляжу всех исподлобья.
Где миссии? Где явления? Где всемогущество? Я их не вижу!
Это о них, что ли, только что разглагольствовали, или о совсем других детях, которые ещё не родились и родятся не знаем когда?
Сейчас посмотрим.
— Откройте тетради для домашних заданий… Буду проверять… Быстро…
Безграничность! Ха-ха! А домашнее задание выполнить не смогли.
— Кого вызвать… Кого вызвать… Тебя уже вызывал… Тебя тоже… Выходи ты, быстро, у нас мало времени!..
Миссия! Ха-ха! Как бы не так! Под партой прячутся, учиться не хотят!
— Кто мне ответит на мой вопрос… Кто-кто-кто?.. Рук не вижу… Рук не вижу… — Дай дневник, «два». Завтра без родителей не приходи!..
Явления! Ха-ха! Может быть, для своих родителей! Придут они завтра, и промою им мозги.
Вот они — хорошие дети!
Но вот они — плохие дети!
Хорошие дети развитые, сразу понимают, запоминают, выполняют.
Плохие же — недоразвитые, не хотят учиться, не понимают и запомнить не могут.
Должно быть, у хороших детей — хорошие миссии, у плохих — плохие.
Так, что ли?
Они невоспитуемые, необучаемые. Они — горе наше. Они явились в этот мир, чтобы злить нас.
Коллеги, надо освободить школу от носителей плохих миссий и тёмных энергий!
Откройте дверь, чтобы выставить их из школы, или же, в крайнем случае, давайте откроем педагогические резервации для них…
43. Тревожится моё сердце!
Если с завтрашнего дня всё буду продолжать делать так же авторитарно и властно, если моя педагогика бессмертное в ребёнке примет как смертное, если неограниченность в ребёнке превратит она в ограниченность, если её неверие будет рассеивать дары Духа детей, как прежде, — тогда какой же я учитель — герой Духа!
А я хочу им быть!
Нет, «как прежде», «как обычно», «как все» в моей педагогической жизни впредь не должно быть! Я лучше буду каяться перед своими учениками, признаваться им в своих заблуждениях, исповедоваться, давать обет! Потом помолюсь!
Да, я грешил. Может быть, нехотя, может быть, в силу своего неотёсанного характера, может быть, от непонимания сути своего служения…
Я внушал им смысл короткой земной жизни и давал знания, достаточные для этой жизни. Сам не имел и их тоже лишал Высшего Смысла существования.
Учил правилам мыслить, но не давал возможности мыслить о Высшем, потому они не научились у меня мыслить.
Учил правилам любви, но не давал им возможности любить Того, от Которого и идёт Любовь, потому не научились они у меня Любви.
Я буду каяться и исповедоваться перед своими учениками, перед самим собой, перед Высшим, Кто допустил меня к детям.
Это не будет самобичевание.
Это будет освобождение моей Педагогической Совести.
Это будет начало жизни героя Духа!
44. Задал я самому себе три вопроса.