Классификация методов - это упорядоченная по определенному признаку их система.
Ученые предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:
1). По источнику знаний (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант):
- наглядные (демонстрация картин, портретов, таблиц, диафильмов; наблюдение за природными явлениями и т.д.);
- словесные (рассказ, объяснение, дискуссия, рассуждение, беседа, проблемное изложение и т.д.);
- практические (упражнение, составление схем, таблиц, изготовление приборов, макетов и т.д.).
2). По соответствующему этапу обучения (М. А. Данилов, Б. П. Есипов);
-
приобретения знаний;
- формирования умений и навыков;
- применения знаний на практике;
- закрепления знаний;
- проверки знаний, умений, навыков.
3). По характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);
-
объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер познавательной деятельности, степень самостоятельности и творчества могут быть положены в основу классификации методов обучения.
Сущность выделенных в ней методов:
- объяснительно-иллюстративный метод обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Сообщение осуществляется с помощью слова (рассказ, лекция, беседа), печатного слова (учебник, дополнительное пособие), наглядных пособий (картины, схемы, кино-диафильмы, натуральные объекты), практического показа (показ способа решения задач и т.д.).
Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний, - слушают, смотрят, ощупывают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Они осознанно воспринимают готовую информацию. Знания, полученные в результате использования объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями;
- репродуктивный метод обучения используется с целью приобретения учащимися навыков и умений - второго уровня усвоения знаний. Учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности, дает задания, а учащиеся их осуществляют: решают сходные задачи, выполняют действия по образцу, составляют планы,
воспроизводят физические и химические опыты. Главный признак репродуктивного метода обучения - воспроизведение способа деятельности по заданиям учителя. Это позволяет получать знания, умения и навыки, формирует основные мыслительные операции, но не гарантирует развитие творческих способностей;
- частично-поисковый или эвристический метод - метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Педагог конструирует задания, расчленяет его на вспомогательные составляющие, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняют ученики. Они воспринимают задания, осмысливают его условия, решают часть задачи, осуществляют самоконтроль, мотивируют свои действия;
- суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой. При проблемном изложении учитель может пользоваться словом, логическим рассуждением, чтением текста, демонстрацией опыта, кинолентой, магнитной записью.
Проблемное изложение может быть индуктивным или дедуктивным. Своеобразие метода в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролирует его убедительность. У него возникают сомнения, вопросы;
- исследовательский метод обучения выполняет весьма важные функции: обеспечивает творческое применение знаний на практике; обеспечивает овладение методами научного познания; формирует черты творческой деятельности; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Это метод, при котором учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования учащимися, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются проявить в ходе решения.